Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ГБУ г. Москвы "Промотходы" по доверенности Шахматова И.Г. на постановление N *** старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 24.05.2018 и решение судьи Головинского районного суда г. Москвы от 23.08.2018, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ГБУ г. Москвы "Промотходы",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N *** старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 24.05.2018 ГБУ г. Москвы "Промотходы" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Решением Головинского районного суда г. Москвы от 23.08.2018, указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Шахматова И.Г. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ГБУ г. Москвы "Промотходы" Шахматов И.Г. просит отменить постановление административного органа и решение суда. В обоснование жалобы указывает на их незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
В судебное заседание защитник ГБУ г. Москвы "Промотходы" Шахматов И.Г. явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Шахматова И.Г, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица административного органа.
Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно пп. 2, 3, 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", действовавших до 01.01.2019 применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектом малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утвержденными уполномоченным органом исполнительной власти субъектов РФ в области обращения с отходами.
В соответствии с приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50, утвержден порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения Отделом экологического контроля СЗАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы проводимой плановой проверки установлено, что в результате осуществления офисной деятельности ГБУ г. Москвы "Промотходы" по адресу: г. Москва, *** образуются и накапливаются опасные отходы производства и потребления: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства ***; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) ***.
Согласно Устава, основной деятельностью ГБУ г. Москвы "Промотходы" является эксплуатация снегсплавных пунктов, эксплуатация объектов, предназначенных для сбора, накопления отходов производства и потребления (кроме радиоактивных) и др.
Согласно Распоряжению Департамента городского имущества города Москвы от 05.02.2018 N *** объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы закреплены на праве хозяйственного ведения за ГБУ г. Москвы "Промотходы".
Установлено также, что 27.04.2018 в 14 час. 30 мин. по адресу: г. Москва, ***, ГБУ г. Москвы "Промотходы" допустило несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившее в ведении деятельности в отсутствие действующего проекта об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Действия ГБУ г. Москвы "Промотходы" квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ГБУ г. Москвы "Промотходы" подтверждены: протоколом об административном правонарушении от 28.04.2018; актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 27.04.2018 N ***; уведомлением о месте и времени проведения проверки от 25.04.2018; копиями: журнала учета движения отходов ГБУ г. Москвы "Промотходы" за 2017 год, договора по оказанию услуги по размещению отходов N *** от 09.01.2017, лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности N *** от 23.07.2012, журнала учета движения отходов ГБУ г. Москвы "Промотходы" за 2018 год, паспортов отходов, расчётов класса опасности отходов, свидетельства на право работы с опасными отходами ГБУ г. Москвы "Промотходы" ***, общих сведений о предприятии, декларации о оплате за негативное воздействие на окружающую среду, Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 05.02.2018 N ***, перечня объектов нежилого фонда, подлежащих закреплению на праве оперативного управления за ГБУ г. Москвы "Промотходы", свидетельства о государственной регистрации юридического лица, устава ГБУ г. Москвы "Промотходы"; распоряжением о проведении плановой проверки; иными письменными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ГБУ г. Москвы "Промотходы" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины ( статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению ( часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ГБУ г. Москвы "Промотходы" имелась возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологическом требований, за нарушение которых ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ГБУ г. Москвы "Промотходы".
Утверждение заявителя о том, что офисное помещение ГБУ г. Москвы "Промотходы" адрес г. Москва, *** не является объектом негативного воздействия на окружающую среду и не подлежит постановке на государственный учет, в связи с чем в действиях Учреждения отсутствует состав вмененного административного правонарушения, отклоняется судом, поскольку данный довод являлся предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно был отклонен.
Довод жалобы о том, что проверка и вынесенное на ее основе постановление являются незаконными, поскольку ГБУ г. Москвы "Промотходы" на момент ее проведения не располагало объектами негативного воздействия на окружающую среду, так как передало их по актам передачи в другие организации, не может служить основанием для отмены постановления должностного лица и судьи районного суда, поскольку проверка проведена на основании распоряжения Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, в соответствии со сводным планом проверок, размещенным на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
По существу доводы настоящей жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительны мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет оснований не согласиться. Не согласие с оценкой доказательств и доводов заявителя не может служить поводом к отмене состоявшегося по делу решения судьи районного суда.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей назначено ГБУ г. Москвы "Промотходы" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и ч, ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление N *** старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 24.05.2018, решение судьи Головинского районного суда г. Москвы от 23.08.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ГБУ г. Москвы "Промотходы" оставить без изменения, жалобу защитника ГБУ г. Москвы "Промотходы" по доверенности Шахматова И.Г. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.