Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шадриной В. Н. на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от "дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
директора общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Сувенир" Шадриной В. Н, родившейся "дата" в "адрес", проживающая по адресу: "адрес", ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Шатохиной И.В. N 54/77/2018/16 от 17 сентября 2018 года директор общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Сувенир" (далее по тексту - ООО "Фирма "Сувенир", общество) Шадрина В.Н. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 октября 2018 года указанное постановление изменено, из вмененного состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключено указание о необеспечении водителей К и Р средствами индивидуальной защиты - специальной обувью, а также слесаря-ремонтника С - средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующих или изолирующих.
В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл Шадрина В.Н. просит решение судьи отменить и направить дело на новое рассмотрение, полагает его принятым с нарушением процессуальных требований и норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав защитника Шадриной В.Н. Коваль О.Н, поддержавшую доводы жалобы, представителя Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Шатохину И.В, поддержавшую доводы жалобы в части необоснованного исключения нарушений в части обеспечения средствами индивидуальной защиты, проверив материалы проверки и дела об административном правонарушении N 54/77/2018, материалы дела по жалобе N 12-705/2018, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; бучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл N 54/77/2018/1/374 от 3 августа 2018 года в период с 10 августа по 6 сентября 2018 года в рамках федерального государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведена плановая выездная проверка ООО "Фирма "Сувенир" по адресу расположения общества: г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д. 128.
По результатам проверки в отношении директора общества Шадриной В.Н. составлен 17 сентября 2018 года протокол об административном правонарушении N 54/77/2018/14 по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 17 сентября 2018 года N 54/77/2018/16 Шадрина В.Н. привлечена к административной ответственности за совершение указанного выше административного правонарушения.
В ходе плановой проверки ООО "Фирма "Сувенир" установлены следующие нарушения законодательства об охране труда:
1. в нарушение требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 10.10 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р М-027-2003 - повторный инструктаж с 22 водителями ( В, Г, Е и другими согласно списку л.д. 131-133 т. 2 материалов дела об административном правонарушении "N" ) проведен 9 января
2018 года, следующий повторный инструктаж с 19 водителями проведен
9 июля 2018 года, то есть реже одного раза в 3 месяца, что подтверждено представленным журналом регистрации инструктажа на рабочем месте;
2. в нарушение требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 приложения N 1 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 июня 2009 года N357н: водителю К, за которым закреплен автомобиль ГАЗ-3302, водителю Р, за которым закреплен автомобиль МАЗ-5440, не выданы ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском, что подтверждено приказом ООО "Фирма "Сувенир" от 15 июня 2018 года N150/1 "О закреплении транспортного средства за водителем" и личными карточками учета выдачи средств индивидуальной защиты;
3. в нарушение требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 148 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минтруда России от 9 января 2014 года N997н - слесарю-ремонтнику С не выданы: щиток защитный лицевой или очки защитные, средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее, что подтверждено личной карточкой учета выдачи средств индивидуальной защиты;
4. в нарушение требований пункта 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 290н - ведется ненадлежащий учет выдачи средств индивидуальной защиты, в предоставленных личных карточках учета выдачи средств индивидуальной защиты работников на оборотной стороне отсутствует информация о сертификатах или декларации соответствия средств индивидуальной защиты, что выявлено 28 августа 2018 года при изучении предоставленных личных карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты;
5. в нарушение требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 3.1.4 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027- 2003 - над въездными воротами в боксы для стоянки и ремонта транспортных средств отсутствуют надписи (знаки), указывающие максимально допустимый по условиями безопасности габарит автотранспортного средства по высоте, что выявлено 3 сентября 2018 года по месту расположения общества;
6. в нарушение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 151, 154, 157 Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, утвержденных приказом Минтруда от 23 декабря 2014 года N1101н, баллоны с кислородом, углекислотой, пропаном хранятся в специальных шкафах, но без устройств, исключающих их падение, и предохранительных колпаков;
7. в нарушение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.53 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия), утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 июня 2003 года N 36, пункта 3.1 ГОСТ 12.2.022-80 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Конвейеры. Общие требования безопасности" на участке производства сушек ленточный конвейер для перемещения теста, располагающийся на высоте менее 2,5 метра от пола, не оборудован защитным ограждением опорных роликов в зоне прохода в смежное помещение и лестницу на второй этаж;
8. в нарушение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 53 Правил по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 августа 2015 года N 550н, пункта 2.1.5. ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Оборудование производственное. Общие требования безопасности" движущие части производственного оборудования, на установке бестарного хранения муки имеются движущие части приводных механизмов, не оборудованные защитными ограждениями, сигнальная разметка и знаки безопасности отсутствуют;
9. в нарушение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 53 Правил по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 августа 2015 года N 550н, пункта 2.1.5. ГОСТ 12.2.003-91 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Оборудование производственное. Общие требования безопасности" движущие части производственного оборудования, транспортер-раскладчик на участке глазирования пряников имеет открытые участки цепного привода, сигнальная разметка и знаки безопасности отсутствуют.
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл, рассмотревший дело по жалобе, пришел к выводу об исключении из вмененного события административного правонарушения эпизодов в части необеспечения водителей К и Р специальной обувью, слесаря-ремонтника С средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим или изолирующим.
Судьей указано, что согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском, которыми следовало обеспечить водителей К и Р, средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее, которым следовало обеспечить слесаря-ремонтника С, по риску причинения вреда пользователю относятся к первому классу, в связи с чем необеспечение работников указанными средствами защиты должно быть квалифицировано по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл согласился с выводами государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл.Между тем с выводами судьи в части исключения указанных эпизодов нарушения законодательства об охране труда нельзя согласиться в связи со следующим.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 610 принятие нормативных правовых актов по установлению типовых норм бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты отнесено к полномочиям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 5.2.31).
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 года N 357н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" водителю автомобиля при управлении грузовым и специальным автомобилем, автомобильным краном, тягачом подлежат к выдаче ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском.
Пунктом 148 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минтруда России от 9 января
2014 года N 997н установлено, что слесарю-ремонтнику должны быть выданы средства индивидуальной защиты: щиток защитный лицевой или очки защитные, средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее.
Согласно статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации и требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 426 "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работников.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (пункты 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 426-ФЗ).
В силу статьи 7 указанного Федерального закона результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты.
Из содержания статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ специальная оценка условий труда включает идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов под которой понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (пункт 1).
При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться: производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников (подпункт 1 пункта 3).
Согласно пункту 1 статьи 14 указанного Федерального закона условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда (пункты 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 426-ФЗ).
Из карты специальной оценки условий труда водителя автомобиля МАЗ 5440 N 121 ( Р) следует, что по воздействию химического фактора производственной среды условия труда водителя отнесены ко второму классу опасности (уровень воздействия не превышает установленные нормативы).
Из карты специальной оценки условий труда водителя автомобиля ГАЗ-3302 N 47/15-26А ( К) также усматривается, что воздействие химического фактора на условия труда не превышает установленные нормативы.
Согласно ГОСТ 28507-99 "Обувь специальная с верхом из кожи для защиты от механических воздействий. Технические условия" локализация жестких деталей обуви зависит от типа механических воздействий - жесткий подносок предназначен для защиты от ударов в носочной части (пункт 5.4).
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза
"О безопасности средств индивидуальной защиты" (принят решением Комиссии Таможенного Союза от 9 декабря 2011 года N 878) средства индивидуальной защиты ног (обувь) от ударов отнесены к первому классу риска причинения вреда работнику (приложение N 4).
Учитывая изложенное, выводы судьи о том, что водители
К и Р должны быть обеспечены специальной обувью, защищающей от воздействия химических факторов, не основаны на положениях действующего законодательства и надлежащей правовой оценке доказательств по делу об административном правонарушении.
Из карты специальной оценки условий труда N 47/15-0600А ( С) следует, что условия труда слесаря-ремонтника не связаны с воздействием химического фактора производственной среды и трудового процесса. В работе слесаря-ремонтника используется сверлильный станок и наждак, из чего вытекает необходимость обеспечивать работника средствами индивидуальной защиты от механических воздействий (попадания инородных частиц в лицо, глаза, дыхательные пути и пр.).
Согласно поименованному выше Техническому регламенту Таможенного Союза средства индивидуальной защиты глаз (очки защитные) и средства индивидуальной защиты лица (щитки защитные лицевые), относящиеся к средствам защиты от механических воздействий, отнесены к первому классу риска причинения вреда работнику.
При этом средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие или изолирующие, защищающие от механических воздействий, указанным актом не классифицированы.
Таким образом, правовых основания для отнесения указанных средств индивидуальной защиты органов дыхания к средствам индивидуальной защиты от химических факторов, указанным в пункте 17 приложения N 4 к Техническому регламенту Таможенного союза, у судьи не имелось.
Выводы судьи о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются преждевременными.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом того, что установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не истек, решение судьи подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Доводы жалобы о неполноте исследованных должностным лицом и судьей доказательств в отношении требований обеспечения безопасности технологического оборудования не подлежат проверке в связи с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 октября 2018 года по делу по жалобе Шадриной В. Н. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Шатохиной И.В. N 54/77/2018/16 от 17 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело по жалобе Шадриной В.Н. направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья И.А. Медведева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.