Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ТИС-КРЫМ" ФИО1 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 01 ноября 2018 г. N 12-280/2018,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальника отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю ФИО3 от 05 сентября 2018 года N 04-07-202/2018 общество с ограниченной ответственностью "ТИС-КРЫМ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 01 ноября 2018 г. N 12-280/2018 жалоба ООО "ТИС-КРЫМ" оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 05 сентября 2018 года N 04-07-202/2018 - без изменения.
Не согласившись с принятым решением, генеральный директор ООО "ТИС-КРЫМ" ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда от 01 ноября 2018 г. и постановление органа от 05 сентября 2018 г. отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение, что является основанием для его отмены.
В жалобе указано на то, что каких-либо фактов загрязнения акватории порта "Крым" со стороны ООО "ТИС-КРЫМ" в ходе проверки не установлено как и вообще лицо, причастное к загрязнению акватории порта, также не установлено.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю Ульянкину Ю.В, возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Под загрязнением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов
Водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (пункт 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 2 статьи 5 Водного Кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся, в том числе водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
Согласно ч. 1 ст. 42 ВК РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с ч.ч. 4, 6 ст. 56 Водного кодекса РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Ч. 2 ст. 55 ВК РФ предусмотрено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "ж" п. 4 Постановления Правительства РФ от 05.02.2016 N 79 "Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов" предусмотрено, что оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
В силу ч. 19 ст. 1 ВК РФ сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Крым и г. Севастополю "О проведении плановой выездной проверки ООО "ТИС-КРЫМ" от 19.07.2018 г. N 351-од в отношении общества проведена плановая выездная проверка.
06.08.2018 г. в ходе осмотра территории предприятия по адресу: "адрес"А и "адрес" установлено, что территориально ООО "ТИС-КРЫМ" расположено на одной производственной площадке в г. Керчь Республики Крым в районе пос. Жуковка.
Между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым (Арендодатель) и ООО "ТИС-КРЫМ" (Арендатор) заключено дополнительное соглашение N 8 от 19.06.2017 г. к договору аренды имущества, находящегося в собственности Республики Крым от 01.03.2004 г, согласно которого Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное платное владение и пользование имущество, находящееся в собственности Республики Крым, находящегося на балансе ГУП РК " "данные изъяты"", расположенное по адресу: "адрес", а именно:
- ПИРС ГТС N 5 протяженностью 138,0 м.п, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N;
- берегоукрепление в корне пирса N 4, протяженностью 205,0 м.п, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N;
- вагонно-переходный мост "Азовский", общей площадью 53,1 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N;
- вагонно-переходный мост "Черноморский", общей площадью 53,1 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N.
Между ГУП РК " "данные изъяты"" (Исполнитель) и ООО "ТИС-КРЫМ" (Заказчик) заключен договор N 1К-18 от 22.12.2017 г, согласно которого Исполнитель обязуется предоставлять заказчику услуги по обслуживанию "Комплекса морской железнодорожной переправы в порту Крым".
Между ГУП РК "данные изъяты"" и ООО "ТИС-КРЫМ" заключено Соглашение N 16-ДЦСМ/15 от 06.07.2015 г. об организации взаимодействия и взаимной ответственности при перевозках грузов в прямом железнодорожно-паромном сообщении между портами Крым и Кавказ.
"Комплекс морской железнодорожной паромной переправы" в порту Крым, является составной частью транспортного перехода Крым-Кавказ между ГУП РК " "данные изъяты"" и Северо-Кавказской железной дорогой Российской Федерации. Обслуживание и эксплуатацию Комплекса осуществляет ООО "ТИС-КРЫМ".
Комплекс предназначен для обработки морских судов-паромов, которые осуществляют транспортировку груженных и порожних вагонов с последующей передачей их на станцию Крым ГУП РК " "данные изъяты"".
"Комплекс морской железнодорожной паромной переправы" в порту Крым, оказывает услуги по накату и выкату ж/д цистерн с сжиженными и жидкими углероводородными грузами: газа и нефтепродуктов в ж/д цистернах, а также насыпных и других грузов в ж/д вагонах на морском грузовом пароме через Керченский пролив.
ООО "ТИС-КРЫМ" осуществляет подачу и уборку вагонов на (с) станции Крым двумя арендованными маневровыми локомотивами марок ТЭМ1 и ТЭМ2. Работы проводятся на площадке Черноморского накопительно-накаточного парка и Азовского накопительного парка с ж/д путями.
В ходе проверки специалистами ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" были отобраны пробы морской воды вдоль причального сооружения.
Согласно экспертного заключения ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" от 13.08.2018 г. содержание нефтепродуктов в пробах: 3/862 - в середине пирса Черноморская сторона превышает допустимое значение ПДК для рыбохозяйственных водоемов в 1,36 раза; 3/864 - конец причала Азовская сторона превышает допустимое значение ПДК для рыбохозяйственных водоемов в 1,84 раза.
Загрязнение морской среды нефтепродуктами запрещено российским и международным законодательством, Конвенцией о защите Черного моря от загрязнения (Черноморская конвенция, 1992 год).
28 августа 2018 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом-экспертом отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении N 04-07-202/2018 в отношении ООО "ТИС-КРЫМ" по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, за нарушение ст.ст. 3, 4, 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 42, ч. 2 ст. 55, ст. 56, ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальника отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю ФИО3 от 05 сентября 2018 года N 04-07-202/2018 ООО "ТИС-КРЫМ" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность ООО "ТИС-КРЫМ" в совершении административного правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении: экспертным заключением от 13.08.2018 г.; актом проверки от 24.08.2018 г. N 04-05-200/2018; соглашением от 06.07.2015 г. N 166-
ДЦСМ/15; дополнительным соглашением от 19.06.2017 г. N 8; договором от 22.12.2017 г. N 1К-18; протоколом об административном правонарушении от 28.08.2018 г. N 04-07-202/2018, которым должностным лицом и судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В данном случае, ООО "ТИС-КРЫМ", являясь хозяйствующим субъектом, обязано было осуществлять свою социально-экономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, тогда как юридическое лицо не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при осуществлении своей деятельности.
Доводы, аналогичные заявленным в поданной в Верховный Суд Республики Крым жалобе, являлись предметом проверки судом первой инстанций, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом, судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ООО "ТИС-КРЫМ", не усматривается.
Порядок и срок привлечения ООО "ТИС-КРЫМ" к административной ответственности соблюдены.
Наказание ООО "ТИС-КРЫМ" назначено в соответствии с положениями ст. 4.1, 4.4 КоАП РФ с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, в пределах санкции ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в минимальном его размере.
Учитывая, что жалоба ООО "ТИС-КРЫМ" на решение Керченского городского суда Республики Крым от 01 ноября 2018 г. N 12-280/2018, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены указанного решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ТИС-КРЫМ" ФИО1 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 01 ноября 2018 г. N 12-280/2018 - оставить без удовлетворения.
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 01 ноября 2018 г. N 12-280/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении ООО "ТИС-КРЫМ" - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.