Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу представителя МВД России по доверенности Корчагина В.А., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 28.12.2018 г., на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 01.03.2018г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.08.2018 г. по гражданскому делу по иску Остапчука А.С. к МВД России о признании права на получение удостоверения,
установил:
Остапчук А.С. обратился в суд с иском к МВД России, в котором просил признать за ним право на получение удостоверения " получившего или перенесшего *, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом" и обязать ответчика выдать ему соответствующее удостоверение, установленного образца, - ссылаясь в обоснование заявленных требований на то обстоятельство, что при прохождении службы в УВД Житомирского облисполкома принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г..; согласно решению Российского межведомственного экспертного совета (далее-МЭС) N от 05.07.2007 г..заболевание истца связано с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС; при освидетельствовании в филиале N 72 ФГУ ГБ МСЭ по Москве с 07.04.2017 г..ему установлена * группа инвалидности с указанием причины *, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС"; при переосвидетельствовании в филиале N 72 ФГУ ГБ МСЭ по Москве 17.08.2017 г..ему установлена * группа инвалидности с формулировкой *, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС"; на момент увольнения со службы при прохождении обязательного медицинского освидетельствования ВВК ФКУЗ "МСЧ России по Московской области" установила- заболевание Остапчука А.С.: *, не годен к службе в органах внутренних дел; на основании вышеуказанных документов Остапчук А.С. обратился в ЦПО ГУ МВД России по Московской области с заявлением о замене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на удостоверение "получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом", в чем истцу письмом ГУ МВД России по Московской области от 12.09.2017 г..было отказано по причине наличия двух действующих заключений уполномоченных органов - ФКУЗ "МСЧ России по Московской области" и МЭС, содержащих различные формулировки о причинах
заболеваний, что истец полагает неправомерным.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 01.03.2018 г. постановлено:
Признать право Остапчука А.С. на получение удостоверения "получившего или перенесшего *, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом".
Обязать МВД России оформить или выдать Остапчуку А.С. удостоверение *, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.08.2018 г. решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 01.03.2018 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель заявителя ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В силу ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что Остапчук А.С. с 29.04.1986 г. по 04.05.1986 г. выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-километровой зоне, что подтверждается послужным списком; согласно карточке доз облучения истец получил дозу радиоактивного облучения * рентген. 20.04.2004 г. МЧС России Остапчуку А.С. выдано удостоверение участника последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Решением Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов N * от 05.07.2007 г. установлено, что заболевание Остапчука А.С. связано с воздействием радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
После увольнения из органов внутренних дел (30.11.2016 г.) Остапчук А.С. 27.02.2017 г. освидетельствован ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Московской области", по результатам обследования диагностированы заболевания с формулировкой: "военная травма" и "заболевание получено в период военной службы".
07.04.2017 г. Остапчук А.С. освидетельствован в Бюро МСЭ N 72 ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве", ему установлена * группа инвалидности, бессрочно, с указанием причины инвалидности: заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
При повторном освидетельствовании 17.08.2017 г. в Бюро МСЭ N 72 ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Остапчуку А.С. установлена * группа инвалидности, бессрочно, с указанием причины инвалидности: заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
По результатам рассмотрения обращения истца в ЦПО ГУ МВД России по Московской области, последнему отказано в замене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и выдачи удостоверения, как лицу, получившему заболевание, связанное с радиационным воздействием, ставшим инвалидом.
Заключением N 228 от 04.12.2017 г. ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Московской области" отменено заключение о причинной связи ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Московской области" N 1034 от 27.02.2017 г. и диагностированы заболевания с формулировкой: заболевание получено в период военной службы.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Остапчука А.С. о признании права на получение удостоверения получившего заболевание, связанного с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 г. N 289 "Об утверждении Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов", пришел к обоснованному выводу о том, что наличие заключения ВВК об иной причине заболевания Остапчука А.С. о незаконности решения МЭС не свидетельствует.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводом суда первой инстанции как с законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон), гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
К гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона отнесены, в том числе, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
Как следует из содержания ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.
Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Поскольку решением межведомственного экспертного совета установлено, что причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности является воздействие на организм радиационных факторов, суд принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований Остапчука А.С. в вышеприведенной части.
Отсутствие в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 г. N 592 Перечне заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, того или иного заболевания не лишает гражданина возможности установить причинную связь имеющегося у него заболевания с выполнявшимися им работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС путем прохождения освидетельствования в межведомственных экспертных советах или иных уполномоченных органах ( Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2007 г. N 20-О).
Совместным Приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н от 08.12.2006 г. утвержден Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения (далее - удостоверение) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Оформление и выдача удостоверения производится федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная (приравненная к ней) служба (далее - уполномоченный орган), - гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней) службу в этих федеральных органах исполнительной власти, находящихся в их ведении учреждениях, организациях и территориальных органах, а также получающим пенсионное обеспечение в этих органах, и членам их семьи (п. 3).
Уполномоченный орган принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения (п. 7).
В соответствии с п. 8 Порядка, решение об отказе в выдаче удостоверения не может быть принято, если заявителем соблюдены условия, указанные в пунктах 4, а именно с заявлением для оформления и получения удостоверения представляются: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы; справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов).
Распоряжением Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области от 21.06.2017 г. Остапчуку А.С. были возвращены документы, в связи с тем, что межведомственный экспертный совет в решении не указал код заболевания; письмом ГУ МВД России по Московской области от 12.09.2017 г. истцу в удовлетворении заявления было отказано по причине наличия двух действующих заключений уполномоченных органов ВВК ФКУЗ "МСЧ России по Московской области" и МЭС, содержащих различные формулировки о причинах заболеваний.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обязании МВД России, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти, оформить и выдать Остапчуку А.С. в установленном Приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н от 08.12.2006 г. порядке и по форме в Приложении N 1 удостоверение.
Доводы представителя заявителя не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судов нижестоящих инстанций или опровергали выводы судебных актов, основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права, в связи с чем не могут послужить основанием к отмене состоявшихся судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах и иное толкование норм материального права, и не могут служить предусмотренными ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Оснований для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя МВД России по доверенности Корчагина В.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 01.03.2018г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.08.2018 г. по гражданскому делу по иску Остапчука А.С. к МВД России о признании права на получение удостоверения - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.