Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А,
судей Диденко О.В, Тертишниковой Л.А,
при секретаре Сафронове Д.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Федерального казенного учреждения Уголовно-исполнительной инспекции Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю на решение Бийского городского суда от 27 сентября 2018 года по делу
по иску Федерального казенного учреждения Уголовно-исполнительной инспекции Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю к Цветкову Сергею Алексеевичу о взыскании излишне выплаченной заработной платы.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю (далее - ФКУ УИИ УФСИН России по Алтайскому краю) обратилось в суд с иском к Цветкову С.А. о взыскании излишне выплаченной суммы заработной платы.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с приказом УФСИН России по Алтайскому краю от 28 декабря 2017 года N *** проведена служебная проверка по факту принятия к учету листков нетрудоспособности, выданных коммерческими медицинскими организациями, и выплаты денежного довольствия сотрудникам уголовно-исполнительной системы края за период с 07 ноября 2016 года по 30 октября 2017 года.
По результатам проверки установлено, что Цветкову С.А. выплачено денежное довольствие за периоды освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности с 15 марта 2017 года по 22 марта 2017 года по справке, удостоверяющей временную нетрудоспособность граждан, не подлежащих социальному страхованию, от 15 марта 2017 года N *** за 8 календарных дней; с 13 сентября 2017 года по 22 сентября 2017 года по справке, удостоверяющей временную нетрудоспособность граждан, не подлежащих социальному страхованию, от 13 сентября 2017 года N *** за 10 календарных дней, выданным НУЗ "Отделенческая клиническая больница АО Российские Железные дороги".
Истец, ссылаясь на положения Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Приказа МВД России от 08.11.2006 N 895, Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы", ст.ст.137, 233, 277 Трудового кодекса Российской Федерации просил взыскать излишне выплаченную сумму заработной платы в размере 24 268 рублей 38 копеек с Цветкова С.А. в доход ФКУ УИИ УФСИН России по Алтайскому краю.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 27 сентября 2018 года в удовлетворении исковых требований Федеральному казенному учреждению Уголовно-исполнительной инспекции Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю отказано в полном объеме.
Взыскана с Федерального казенного учреждения Уголовно-исполнительной инспекции Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю государственная пошлина в доход городского округа муниципального образования город Бийск в размере 928 руб. 05 коп..
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, приведя правовое обоснование заявленных требований, указывает, что при поступлении на службу Цветков С.А. проходил правовую и специальную подготовку. Суд не учел, что Цветков С.А. в нарушение ст. 44.1 Положения о службе в органах внутренних дел РФ предоставлял к учету листки временной нетрудоспособности, выданные коммерческой организацией, повлекшие излишнюю выплату денежного довольствия. Ответчик в суде пояснял, что обратился в коммерческую медицинскую организацию, в связи с расположением рядом с местом жительства, обоснований невозможности получения медицинской помощи в ФКУЗ "МЧС МВД России по АК" или медицинской организации, с которой заключены государственные контракты, не предоставил. Суд, ссылаясь на положения Конституции РФ, не учитывает, что нормы Положения о службе в органах внутренних дел РФ не признаны в установленном законом порядке, противоречащими Конституции РФ.
В контракте N 846 от 20.04.2015 года о службе в уголовно-исполнительной системе Цветков С.А. обязался соблюдать требования, установленные законодательными и иными нормативными актами РФ о службе в уголовно-исполнительной системе, Присягу, внутренний распорядок.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Зверева А.А. просила об удовлетворении жалобы по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Отношения, связанные, в частности, с медицинским обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 10 названного закона сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сотрудник ежегодно проходит диспансеризацию.
При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудника осуществляется в иных медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения. Порядок медицинского обеспечения сотрудника и возмещения расходов указанным организациям устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, распространялось действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года 3 4202-1.
Статьей 44.1 названного Положения установлено, что освобождение сотрудника органов внутренних дел от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании заключения (листка освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинского учреждения органа внутренних дел, а при отсутствии такого учреждения по месту нахождения сотрудника органов внутренних дел - иного медицинского учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения в соответствии с ч. 11 ст. 54 Положения.
При отсутствии по месту службы или месту жительства сотрудников органов внутренних дел медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации или при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудники органов внутренних дел имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.11 ст.54 Положения).
Аналогичные положения содержатся в п.16.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 06 июня 2005 года N 76, согласно которому сотрудники имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам врачей в медицинских учреждениях МВД России.
С 01 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
В соответствии с ч.1 ст.67 Федерального закона от 19.07.2018 N 197 - ФЗ освобождение сотрудника от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании заключения (листка освобождения от исполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации, осуществляющей медицинское обеспечение сотрудника, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Цветков С.А. с ноября 2012 года проходил службу в уголовно-исполнительной инспекции, с 20 апреля 2015 в должности старшего инспектора филиала по г.Бийску ФКУ УИИ УФСИН России по Алтайскому краю по настоящее время.
Цветков С.А. был освобожден от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности с 15 марта 2017 года по 22 марта 2017 года по справке, удостоверяющей временную нетрудоспособность граждан, не подлежащих социальному страхованию, от 15 марта 2017 года N ***; с 13 сентября 2017 года по 22 сентября 2017 года по справке, удостоверяющей временную нетрудоспособность граждан, не подлежащих социальному страхованию, от 13 сентября 2017 года N ***. Документы, подтверждающие временную нетрудоспособность, выданы негосударственным учреждением здравоохранения "Отделенческая клиническая больница АО Российские Железные дороги".
Заключением о результатах служебной проверки от 22 февраля 2018 года установлено, что Цветкову С.А. выплачено денежное довольствие за период освобождения от выполнения служебных обязанностей по документам, которые в нарушение ст. 44.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации выданы НУЗ "Отделенческая клиническая больница АО Российские Железные дороги". Справки заверены ФКУЗ "МСЧ МВД России по Алтайскому краю". Указано на необходимость принятия мер к взысканию денежных средств в сумме 24 268 руб. 38 коп.
Из объяснения Цветкова С.А. следует, что он обратился за медицинской помощью в коммерческую медицинскую организацию, так как она находится рядом с местом проживания.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не представил в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допустимые и бесспорные доказательства наличия счетной ошибки при перечислении ответчику денежного довольствия, а также наличия виновных действий ответчика либо его недобросовестности при получении заявленной суммы.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда по следующим основаниям.
Действительно, отношения по медицинскому обслуживанию, по освобождению сотрудников уголовно-исполнительной системы от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью регулируются специальными нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми временная нетрудоспособность сотрудника уголовно-исполнительной системы должна быть подтверждена документами, выданными медицинскими учреждениями системы ФСИН России, к которым прикреплен сотрудник, либо документами, выданными иными медицинскими учреждениями государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения, в случае, когда по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти не имеется либо когда в них отсутствуют соответствующие отделения или специальное медицинское оборудование.
Вместе с тем, механизм реализации сотрудником уголовно-исполнительной системы права на освобождение от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью установлен в приведенной ст.44.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, а также в п.18 Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, утвержденного Приказом МВД РФ от 08 ноября 2006 года N 895, согласно которому документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность лиц, прикрепленных на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России, выданные иными медицинскими учреждениями, подлежат регистрации в медицинском учреждении системы МВД России по месту прикрепления указанных лиц на медицинское обслуживание.
Справки, удостоверяющие временную нетрудоспособность граждан, не подлежащих социальному страхованию, от 15 марта 2017 года N 13 и от 13 сентября 2017 года N51, выданные НУЗ "Отделенческая клиническая больница АО Российские Железные дороги", заверены ФКУЗ "МСЧ МВД России по Алтайскому краю", а именно: содержат печать ФКУЗ "МСЧ МВД России по Алтайскому краю" - "Амбулатория", а также подпись представителя учреждения с датой соответственно 23.03.2017 и 22.09.2017.
В заключении о результатах служебной проверки от 22.02.2018 года также указано о заверении справок ФКУЗ "МЧС МВД России по Алтайскому краю".
Законность выдачи Цветкову С.А. медицинским учреждением документов о нетрудоспособности истцом не оспорена, дни отсутствия по месту службы прогулами не признаны.
В силу ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел, служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий; нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка органа внутренних дел (подразделения) либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность. Грубыми нарушениями служебной дисциплины являются, в частности, отсутствие сотрудника органов внутренних дел по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного рабочего времени.
В соответствии с положениями ст.137 Трудового кодекса Российской Федерации удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса).
Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Согласно ч. 1 ст. 233 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено этим кодексом или иными федеральными законами.
В силу ч.3 ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Исходя из положений указанных норм права, судебная коллегия приходит к выводу, что на сотрудника может быть возложена материальная ответственность за ущерб, причиненный учреждению или органу уголовно-исполнительной системы, при наличии виновного противоправного поведения сотрудника, приведшего в результате к возникновению ущерба.
Между тем, вопреки доводам апелляционной жалобы виновное противоправное поведение со стороны ответчика Цветкова С.А, повлекшее излишнюю выплату ему денежного довольствия, отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Федерального казенного учреждения Уголовно-исполнительной инспекции Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю на решение Бийского городского суда от 27 сентября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.