Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу АИ на вступившее в законную силу постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 06 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 06 ноября 2018 года гражданин Республики Молдова А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с содержанием в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по г. Москве (далее - ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве).
В порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, данное постановление не обжаловалось.
В настоящей жалобе А.И. просит об отмене названного судебного акта и направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что он является гражданином Республики Молдова АИ, 24.08.1981 года рождения, а при задержании назвался другим именем - АИ, в связи с чем постановление судьи районного суда неисполнимо в части назначенного ему (Дорофею А.И. ) дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 06 ноября 2018 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 5 Закона правовом положении иностранных граждан временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда установлено, что 06 ноября 2018 года в 11 час. 00 мин. по адресу: г. ***6, сотрудниками 8 ОП УВД на ММ ГУ МВД России по г. Москве был выявлен гражданин, идентифицированный ими как гражданин Республики Молдова А.И, который, прибыв в Российскую Федерацию 21 марта 2006 года в порядке, не требующем получения визы, по истечении установленного срока пребывания (19 июня 2006 года) уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования, установленные п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Указанные действия А.И. квалифицированы по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Как указывает заявитель в настоящей жалобе, на самом деле он является гражданином Республики Молдова АИ, 24 августа 1981 года рождения, на момент задержания у него не было документов, удостоверяющих личность, а также он находился в нетрезвом состоянии, поэтому назвался своей прежней фамилией "***", которую в 2009 году сменил на "***" в связи с заключением брака с ***.
Вопрос об установлении лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
В соответствии со ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан личность иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, может быть подтверждена заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, выданным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Такое заключение составляется по форме, утвержденной приказом ФМС России от 8 ноября 2013 г. N 473 "Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства", и содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) иностранного гражданина или лица без гражданства, месте его жительства (месте пребывания, фактического проживания), краткие биографические и иные сведения, фотографию.
На основании изложенного к протоколу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, содержащему сведения, позволяющие идентифицировать личность иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого он составлен, должна быть приложена копия паспорта иностранного гражданина или иного документа, удостоверяющего его личность, оформленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов (например, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства).
Согласно изученным материалам дела, к протоколу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, составленному в отношении * А.И., не были приложены ни копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Имеющееся в деле заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства требованиям действующего законодательства не соответствует, в связи с чем судья районного суда рассмотрел дело по существу с вынесением постановления о назначении А.И. административного наказания по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отсутствие указанных документов.
При этом к настоящей жалобе приложено письмо Посольства Республики Молдова в Российской Федерации от 06 декабря 2018 года N RUS/462/1389SC, согласно которому, в соответствии с Государственным Регистром Населения Молдовы гражданин АИ, 24 августа 1981 года рождения, в результате заключения брака 03 июля 2009 года изменил фамилия с "**" на "**", в связи с чем Посольство Республики Молдова в Российской Федерации подтверждает, что гражданин ПМ, 24 августа 1981 года рождения, АИ, 24 августа 1981 года рождения, является одним и тем же лицом.
Указанное подтверждается паспортом гражданина Республики Молдова N AB0099021 на имя ***, 24 августа 1981 года рождения, а также идентификационным бюллетенем N А22087062.
Анализ всех документов не позволяет усомниться в том, что предметом рассмотрения судьей районного суда являлось дело об административном правонарушении, возбужденное именно в отношении А.И. (А.И.), и к административной ответственности был привлечен именно данный иностранный гражданин, поскольку все иные указанные персональные данные совпадают. Более того, со всеми процессуальными документами А.И. (А.И.) был ознакомлен и подписал их без каких-либо возражений и замечаний, в том числе относительно неправильного указания его персональных данных.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении судьей районного суда требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 06 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении А.И. не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу А.И. (А.И.) - удовлетворить.
Постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 06 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношени*******- отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
Лицо, привлеченное к административной ответственности на основании постановления судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 06 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении**********, освободить из ЦВСИГ УВМ ГУ МВД России по г. Москве.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.