Дата вступления в законную силу - 25 января 2019 г.
Верховный Суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания Андрияновой Т.А.,
с участием представителя административного истца Андреева В.В, представителя административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Молоствовой М.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Перевалкиной Н.И, Перевалкиной А.А, Перевалкина А.И. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Перевалкина Н.И, Перевалкина А.А, Перевалкин А.И. обратились в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - комнаты, расположенной по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, в размере его рыночной стоимости, равной 646000 рублей. Требование мотивировали тем, что установленная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года N N кадастровая стоимость принадлежащей им на праве собственности комнаты в размере 729963,95 рублей превышает его рыночную стоимость, чем нарушает их права, так как влияет на разрешение вопроса о признании их малоимущими в целях предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда.
В судебном заседании представитель административного истца Перевалкиной Н.И. Андреев В.В. заявленное требование поддержал по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Молоствова М.Г. просила разрешить иск по усмотрению суда и учесть при этом, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, между тем кадастровая стоимость принадлежащей административным истцам комнаты внесена в ЕГРН 17 января 2013 года и пятилетний срок для ее оспаривания истек.
Административные истцы, представители административного ответчика - Кабинета Министров Чувашской Республики и заинтересованных лиц по делу - Администрации г.Чебоксары и Администрации Калининского района г.Чебоксары в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики в письменном отзыве просил разрешить иск по усмотрению суда, указав, что согласно положениям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая стоимость земельного участка определяется исходя из его рыночной стоимости, которая может быть оспорена в судебном порядке. Оспариваемая административными истца кадастровая стоимость комнаты была утверждена на основании отчета от 28 сентября 2012 года N N, составленного ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и ЗАО ИФК "Солид" согласно государственному контракту, заключенному с ними Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, соответствие результата работ было подтверждено положительным экспертным заключением НП "Кадастр-оценка" (г.Москва) от 26 октября 2012 года N N.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд нашел возможным рассмотреть и разрешить дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения явившихся участников производства по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года N N утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики. Кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером N установлена в размере 729963 руб.95 коп.
Перевалкина Н.И, Перевалкина А.А, Перевалкин А.И. являются собственниками (по 1/3 доле) указанного объекта недвижимости, представляющего собой комнату, расположенную по адресу: "адрес", согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29 ноября 2004 года N.
Согласно части 1 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N42 "О регулировании жилищных отношений" граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее - малоимущие граждане) исходя из средней рыночной стоимости жилого помещения в соответствующем муниципальном образовании, стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих, размера среднемесячного совокупного дохода семьи и возможности приобретения жилого помещения по норме предоставления по средней рыночной стоимости в соответствующем муниципальном образовании с помощью ипотечного кредита на строительство (приобретение) жилья (далее - ипотечный кредит) и накопления средств для приобретения жилого помещения по норме предоставления за десять лет.
В целях настоящей статьи расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих, производится в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи.
Согласно положениям части 2 указанной статьи закона, если сумма стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, и размера ипотечного кредита, определяемая органом местного самоуправления, больше величины средней рыночной стоимости жилого помещения, то гражданин не может быть признан малоимущим.
Если у заявителя исходя из среднемесячного совокупного дохода семьи не имеется возможности получения ипотечного кредита на сумму недостающих средств для приобретения жилого помещения, рассматривается возможность накопления суммы недостающих средств для приобретения жилого помещения за вычетом прожиточного минимума за десять лет по определенной формуле.
Если сумма стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, и размера возможного накопления средств позволяет приобрести жилое помещение по норме предоставления общей площади жилого помещения по среднерыночной стоимости, то гражданин не может быть признан малоимущим.
Частью 1 статьи 9 указанного Закона Чувашской Республики установлено, что для определения стоимости имущества - зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений используется их кадастровая стоимость.
Как усматривается из обстоятельств, установленных апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 27 июня 2018 года по гражданскому делу по иску Перевалкина А.И. к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании незаконным постановления об исключении его с составом семьи из трех человек из очереди нуждающихся в жилом помещении, ранее, постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 30 января 2012 года N N, Перевалкин А.И, Перевалкина Н.И, Перевалкина А.А. были приняты на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в списки "Малоимущие" и на внеочередное предоставление жилого помещения. Постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары от 10 ноября 2017 года N N Перевалкин А.И, состоящий с составом семьи три человека в списке "Малоимущие" с 26 ноября 2011 г, с составом семьи один человек в списке "Больные, страдающие тяжелой формой хронического заболевания" с 26 декабря 2011 года был исключен из списка очередности нуждающихся в получении жилых помещений в связи с утратой оснований, дающих ему соответствующее право, с ссылкой на то, что сумма стоимости принадлежащего семье Перевалкиных имущества и возможного размера ипотечного кредита больше величины средней рыночной стоимости жилого помещения на 176278,75 рублей.
Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В соответствии со статьями 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности физические и юридические лица вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации положение статьи 245 КАС РФ о пятилетнем сроке подачи заинтересованным лицом административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежит применению во взаимосвязи с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в Постановлении от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости": арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости; пропуск пятилетнего срока на обращение с заявлением не является основанием для отказа в его принятии; если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен; при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются; требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Учитывая, что в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего административным истцам объекта недвижимости и право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством, сохраняется, суд ввиду конкретных обстоятельств дела полагает, что срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости административным истцам следует восстановить. О том же ходатайствовал и представитель административного истца.
Согласно положениям статей 24.15 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, в силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
В подтверждение своих доводов о том, что кадастровая стоимость комнаты существенно превышает его рыночную стоимость, административными истцами суду представлен отчет об определении рыночной стоимости комнаты от 18 октября 2018 года N N, подготовленный ООО "Независимая оценка", согласно которому рыночная стоимость комнаты по состоянию на июль 2012 года составила 646000 рублей.
Относительно разницы между утвержденной кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью, определенной подготовленный ООО "Независимая оценка"м, суд полагает необходимым отметить, что методология проведения массовой кадастровой оценки отличается от методологии проведения индивидуальной рыночной оценки.
Государственная кадастровая оценка относится к сплошным массовым оценкам, проводимым по унифицированной процедуре, согласно положениям Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N4)" массовая оценка недвижимости - это определение стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке, обязательным элементом массовой оценки является группировка, классификация объектов недвижимости, то есть разделение рассматриваемой совокупности объектов на однородные группы.
При проведении индивидуальной оценки оценщик выявляет отличительные особенности объекта оценки, влияющие на формирование стоимости, поэтому рыночная стоимость при ее условности расценивается судом как наиболее вероятная цена.
Суд принимает во внимание, что лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, в отчете имеются сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика; выводы, изложенные в отчете, соответствуют предмету исследования, мотивированы, обоснованы исследованными оценщиком обстоятельствами. Оценка рыночной стоимости комнаты проведена в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральными стандартами оценки. Рыночная стоимость комнаты определена методом сравнительного подхода, при этом оценщиком в основу взята достоверная рыночная информация о сделках с комнатами на территории г.Чебоксары, проанализированы цены сделок с объектами, являющимися аналогами оцениваемых. Выводы о рыночной стоимости оцениваемой комнаты отвечают принципам обоснованности и однозначности, предусмотренным пунктом 5 Федерального стандарта оценки N 3 (ФСО N3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N299.
То обстоятельство, что рыночная стоимость комнаты установлена на июль 2012 года, а не точно на 06 июля 2012 года - дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость, суд полагает в данном случае не противоречащим требованию ст.24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, поскольку не усматривает факторов, которые существенным образом могли повлиять на стоимость объекта оценки в июле-месяце 2012 года.
Представители административных ответчиков и заинтересованных лиц доводов о необоснованности отчета не приводили, ходатайств о проведении экспертизы не заявляли.
Ввиду изложенного суд полагает, что кадастровую стоимость комнаты, принадлежащей административным истцам, следует установить в размере его рыночной стоимости, установленной вышеназванным отчетом.
Согласно абзацу 5 ст.24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 годаN135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с абзацем шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административные истцы в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращались. Для физических лиц обращение в комиссию с таким заявлением не является обязательным (абзац третий статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В суд с настоящим административным исковым заявлением административные истцы обратились 20 июля 2018 года.
Согласно части 1 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Во исполнение указанной нормы права полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
На территории Чувашской Республики таким органом регистрации прав является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.
Руководствуясь ст. ст.180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - комнаты, расположенной по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, в размере его рыночной стоимости, равной 646000 рублей по состоянию на 06 июля 2012 года.
Датой обращения Перевалкиной Н.И, Перевалкиной А.А, Перевалкина А.И. с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанной комнаты в размере рыночной стоимости считать 20 июля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Д.В.Алексеев
Мотивированное решение составлено 24 декабря 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.