Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Зотовой Д.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-324/2019 по административному исковому заявлению Подставкиной Аси Константиновны к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости жилого дома, равной его рыночной стоимости по состоянию на 31 января 2017 г,
УСТАНОВИЛ:
Подставкина А.К. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости жилого дома общей площадью 413,5 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 19882566 руб. и определенной по состоянию на 31 января 2017 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником жилого дома и не согласен с её кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество физических лиц. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 21 декабря 2018 года N04.12/10-18, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Гранд Реал".
В судебном заседании представитель административного истца Подставкиной А.К. - Рочняк Я.И, д ействующий по доверенности, поддержал заявленные административные исковые требования.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Пуговкина А.Д, действующая по доверенности, возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен.
Выслушав объяснения представителей административных истца, ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ) предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью 413,5 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ". При этом указанный жилой дом поставлен на государственный кадастровый учет только 31 января 2017 года. Указанное подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии со статьями 402, 403 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.15, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденным П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года", кадастровая стоимость жилого дома по состоянию на 31 января 2017 года составляет 96938487 руб. 95 коп.
На основании изложенного юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 31 января 2017 года, то есть на дату постановки на государственный кадастровый учет.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости жилого помещения, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП, административный истец предоставил отчет об оценке от 21 декабря 2018 года N04.12/10-18, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Гранд Реал". Согласно данному отчету оценщика рыночная стоимость жилого дома по состоянию на 31 января 2017 года составляет 19882566 руб.
В ходе рассмотрения дела от представителя административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы поступили письменные возражения и заявлено ходатайство о назначении по делу оценочной судебной экспертизы. Протокольным определением Московского городского суда от 5 февраля 2019 года отказано в удовлетворении данного ходатайства, поскольку административными ответчиками и заинтересованным лицом не предоставлены суду конкретные замечания, свидетельствующие о несоответствии предоставленного отчета об оценке от 21 декабря 2018 года N04.12/10-18, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Гранд Реал", т ребованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611.
Из предоставленных письменных возражений усматривается, что административный ответчик Правительство Москвы и заинтересованное лицо Департамент городского имущества города Москвы в обоснование несоответствия предоставленного отчета об оценке от 21 декабря 2018 года N04.12/10-18 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки привели следующие обстоятельства:
- оформление и содержание отчета не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете информации, используемой при проведении оценки, установленными федеральными стандартами оценки, что указывает на несоответствие отчета принципам однозначности;
- отчет основывается на исследовании сведений о продажных ценах, взятых из рекламных объявлений. Отчет не основывается на сделанных определенными лицами обязательных для них публичных офертах. Размещенные в сети "Интернет" объявления о намерении заключить сделку невозможно проверить на предмет соответствия обстоятельств, изложенных в объявлении, действительности. Следовательно, предоставленный отчет оценщика не является достоверным, относимым;
- приведенное в отчете описание местоположения объекта оценки не дает полного представления о ценообразующих факторах как тип окружающей застройки, удаленность от центральных магистралей города. В отчете отсутствует данные о физическом и функциональном состоянии здания.
Рассмотрев указанные письменные возражения в совокупности с предоставленными по делу доказательствами, суд считает их необоснованными по следующим основаниям.
Положения пунктов 3 и 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N299, предусматривают, что отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет. При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Из содержания отчета об оценке от 21 декабря 2018 года N04.12/10-18 усматривается, что в отчете приведены сведения:
- задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки; применяемые стандарты оценки; принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; сведения о заказчике оценки и об оценщике, подписавшем отчет об оценке, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков, а также о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор; к отчету приложены перечень использованных источников информации, копии информационно-аналитического материала, копии документов заказчика; документы, подтверждающие сведения об оценщике;
- описание объекта оценки, его установленные количественные и качественные характеристики, в том числе износ. Оценщик производил непосредственный осмотр объекта оценки. При этом оценщик привел правоустанавливающие документы относительно объекта оценки, подтверждающие количественные и качественные характеристики объекта оценки и жилого дома. Копии указанных документов приложены к отчету;
- анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, приведен анализ наиболее эффективного использования объекта оценки;
- описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке. Оценщиком приведена методология расчета стоимости объекта оценки. При этом оценщик обосновал выбор используемого затратный и сравнительного подходов при оценке жилого помещения, указав на наличие достаточного количества предложений о продаже жилых помещений, сопоставимых с объектом оценки. Также оценщик привел обоснование отказа от использования других методов оценки;
- наглядно приведены расчеты рыночной стоимости жилого дома в рамках сравнительного и затратного подходов. Приведено обоснование выбора аналогов объекта оценки и применение основных ценообразующих факторов, в том числе на месторасположение и удаленность от метро, на площадь. Описана процедура согласования результатов оценки и выводы, полученные на основе проведенных расчетов;
- к отчету приложены копии документов, использованных оценщиком и устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки, в том числе правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, а также документы технической инвентаризации, которые подтверждают достоверность использованной оценщиком информации; копии использованных информационно-аналитического материала, а также документы, подтверждающие сведения об оценщике и организации;
- оценщик общества с ограниченной ответственностью "Гранд Реал" "... " имеет высшее образование, прошел профессиональную переподготовку по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", что подтверждается дипломом ПП N"... " от 9 июня 2007 г.; сдал единый квалификационный экзамен, что подтверждается квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности N"... " от 4 апреля 2018 г.; является членом СРО "Экспертный совет", регистрационный номер в реестре N"... " от 27 апреля 2018 года; ответственность оценщика застрахована; оценщик имеет необходимый стаж работы в оценочной деятельности, состоит в трудовых отношениях с обществом с ограниченной ответственностью "Гранд Реал".
На основании изложенного суд приходит к выводу, что отчет об оценке от 21 декабря 2018 года N04.12/10-18 соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки, в том числе и по своему оформлению, содержанию и достоверности. Л ицо, составившее отчет о рыночной стоимости, по уровню своего образования, квалификации, стажу, членства в саморегулируемой организации оценщиков отвечают требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Административными ответчиками не предоставлены суду доказательства, подтверждающие недостоверность выводов оценщика относительно величины рыночной стоимости объекта оценки, о неправильности произведенных расчетов, а также о недостоверности использованной оценщиком информации, как об объекте оценки, так и принятых объектах-аналогах.
Необходимо также отметить, что распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 в отношении спорного жилого дома утверждена новая кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года, подлежащая применению с 1 января 2019 года, в размере 12032494 руб. 39 коп. Следовательно, разница между кадастровой стоимостью жилого дома на 31 января 2017 года в размере 96938487 руб. 95 коп. и по состоянию на 1 января 2018 года в размере 12032494 руб. 39 коп. составляет 87,58%, что свидетельствует об ошибочности ранее установленной кадастровой стоимости по состоянию на 31 января 2017 года.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что отчет об оценке от 21 декабря 2018 года N04.12/10-18 является надлежащим доказательством, подтверждающим величину рыночной стоимости спорного жилого дома по состоянию на 31 января 2017 г... Определенная величины рыночной стоимости жилого дома по состоянию на 31 января 2017 года соответствует диапазону кадастровой стоимости этого же дома по состоянию на 1 января 2018 года.
При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости жилого дома общей площадью 413,5 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 19882566 руб. и определенной по состоянию на 31 января 2017 года, является законным и подлежит удовлетворению.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2, пунктом 1.1 статьи 391, пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N334-ФЗ, кадастровая стоимость, измененная на основании решения суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятого после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Датой постановки жилого дома на государственный кадастровый учет и применения оспариваемой кадастровой стоимости является 31 января 2017 года. Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в суд является 27 декабря 2018 года. Однако распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 в отношении спорного жилого дома утверждена новая кадастровая стоимость, подлежащая применению с 1 января 2019 года.
На основании приведенных обстоятельств и норм права суд приходит к выводу о том, что установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость жилого дома по состоянию на 31 января 2017 года применяется для целей налогообложения с 31 января 2017 года по 31 декабря 2018 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости жилого дома на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Подставкиной Аси Константиновны об установлении кадастровой стоимости жилого дома, равной его рыночной стоимости по состоянию на 31 января 2017 г, уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость жилого дома общей площадью 413,5 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 19882566 (девятнадцать миллионов восемьсот восемьдесят две тысячи пятьсот шестьдесят шесть) руб. и определенной по состоянию на 31 января 2017 года.
Датой обращения Подставкиной Аси Константиновны в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости жилого дома считать 27 декабря 2018 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером "... " для целей налогообложения с 31 января 2017 года по 31 декабря 2018 года, включительно.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером "... " в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.