Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Зотовой Д.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-349/2019 по административному исковому заявлению Флинк Алины Леонидовны к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 18 июля 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Флинк А.Л. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого помещения общей площадью 542,8 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 115259000 руб. и определенной по состоянию на 18 июля 2018 года;
- нежилого помещения общей площадью 87,1 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 22414000 руб. и определенной по состоянию на 18 июля 2018 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых помещения и не согласен с их кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество физических лиц. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 17 декабря 2018 года N18211/1, подготовленный оценщиком общества в ограниченной ответственностью "ПЕРСПЕКТИВА".
В судебном заседании представитель административного истца Флинк А.Л. - Райбер Р.В, действующий по доверенности, поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Пуговкина А.Д, и представитель заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Приймак Ю.В, де йствующие по доверенности, возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считают правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ) предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежат на праве собственности нежилое помещение общей площадью 542,8 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... "; нежилое помещение общей площадью 87,1 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ". При этом указанные нежилые помещения поставлены на государственный кадастровый учет 18 июля 2018 года. Указанное подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии со статьями 402, 403 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.15, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденным П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года", кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером "... " по состоянию на 18 июля 2018 года составляет 167103113 руб. 20 коп, нежилого помещения с кадастровым номером "... " по состоянию на 18 июля 2018 года составляет 26814077 руб. 30 коп.
На основании изложенного юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 18 июля 2018 г, то есть на дату постановки на государственный кадастровый учет.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений, утвержденные П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП, административный истец предоставил отчет об оценке от 17 декабря 2018 года N18211/1, подготовленный оценщиком общества в ограниченной ответственностью "ПЕРСПЕКТИВА", согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 18 июля 2018 года в отношении нежилого помещения с кадастровым номером "... " составляет 115259000 руб, нежилого помещения с кадастровым номером "... " составляет 22414000 руб.
В ходе рассмотрения дела от административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы поступили письменные возражения. Также представитель заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы Приймак Ю.В. заявила ходатайство о назначении по делу оценочной судебной экспертизы. Протокольным определением Московского городского суда от 4 февраля 2019 года отказано в удовлетворении данного ходатайства, поскольку административными ответчиками и заинтересованным лицом не предоставлены суду конкретные замечания, свидетельствующие о несоответствии предоставленного отчета об оценке от 17 декабря 2018 года N18211/1, подготовленного оценщиком общества в ограниченной ответственностью "ПЕРСПЕКТИВА", т ребованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611.
Из предоставленных письменных возражений усматривается, что административный ответчик Правительство Москвы и заинтересованное лицо Департамент городского имущества города Москвы в обоснование несоответствия предоставленного отчета об оценке от 17 декабря 2018 года N18211/1 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки привели следующие обстоятельства:
- оформление и содержание отчета не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете информации, используемой при проведении оценки, установленными федеральными стандартами оценки, что указывает на несоответствие отчета принципам однозначности;
- отчет основывается на исследовании сведений о продажных ценах, взятых из рекламных объявлений. Отчет не основывается на сделанных определенными лицами обязательных для них публичных офертах. Размещенные в сети "Интернет" объявления о намерении заключить сделку невозможно проверить на предмет соответствия обстоятельств, изложенных в объявлении, действительности. Следовательно, предоставленный отчет оценщика не является достоверным, относимым;
- приведенное в отчете описание местоположения объекта оценки не дает полного представления о ценообразующих факторах как тип окружающей застройки, удаленность от центральных магистралей города. В отчете отсутствует данные о физическом и функциональном состоянии здания.
Рассмотрев указанные письменные возражения в совокупности с предоставленными по делу доказательствами, суд считает их необоснованными по следующим основаниям.
Положения пунктов 3 и 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N299, предусматривают, что отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет. При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Из содержания отчета об оценке от 17 декабря 2018 года N18211/1 усматривается, что в отчете приведены сведения:
- задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки; применяемые стандарты оценки; принятые при проведении оценки объектов оценки допущения; сведения о заказчике оценки и об оценщике, подписавшем отчет об оценке, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков, а также о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор; к отчету приложены перечень использованных данных и перечень терминов, использованных при оценке, а также документы, подтверждающие сведения об оценщике;
- описание объектов оценки, их установленные количественные и качественные характеристики, в том числе износ, а также количественные и качественные характеристики нежилого здания, в котором расположены нежилые помещения, и земельного участка. Оценщик производил непосредственный осмотр объектов оценки. При этом оценщик привел правоустанавливающие документы относительно объектов оценки, технические документы, подтверждающие количественные и качественные характеристики объектов оценки. Копии указанных документов приложены к отчету;
- анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость. Также приведен анализ наиболее эффективного использования объектов оценки;
- описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода к оценке. Оценщиком приведена методология расчета стоимости объекта оценки. При этом оценщик обосновал выбор используемых сравнительного и доходного подходов при оценке нежилых помещений, указав на наличие достаточного количества предложений о продаже нежилых помещений, об аренде объектов для расчета доходным подходом оцениваемого объекта. Использование сравнительного и доходного подходов, по мнению оценщика, позволит получить наиболее достоверную оценку рыночной стоимости нежилого помещения. В отчете приведены мотивы отказа от других подходов;
- наглядно приведены расчеты рыночной стоимости нежилых помещений в рамках сравнительного и доходного подходов. Приведено обоснование выбора аналогов объектов оценки и применение основных ценообразующих факторов, в том числе на месторасположение в административном округе, на инженерное обеспечение. Описана процедура согласования результатов оценки и выводы, полученных на основе проведенных расчетов по сравнительному и доходному подходов;
- к отчету приложены копии документов, использованных оценщиком и устанавливающие количественные и качественные характеристики объектов оценки, в том числе правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, а также документы технической инвентаризации, которые подтверждают достоверность использованной оценщиком информации; перечень использованных данных и перечень терминов, использованных при оценке, а также документы, подтверждающие сведения об оценщике и организации;
- оценщик общества в ограниченной ответственностью "ПЕРСПЕКТИВА" "... " имеет высшее экономическое образование, прошла профессиональную переподготовку по специализации "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", что подтверждается дипломами; имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 15 марта 2018 года N"... "; является членом Саморегулируемой организации "Региональная Ассоциация Оценщиков", подтверждается свидетельством N"... " от 17 апреля 2018 года; ответственность оценщика и оценочной организации застрахована; оценщик имеет стаж работы в оценочной деятельности с 2006 года.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что отчет об оценке от 17 декабря 2018 года N18211/1 соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки, в том числе и по своему оформлению, содержанию и достоверности. Л ицо, составившее отчет о рыночной стоимости, по уровню своего образования, квалификации, стажу, членства в саморегулируемой организации оценщиков отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Административными ответчиками не предоставлены суду доказательства, подтверждающие недостоверность выводов оценщика относительно величины рыночной стоимости объектов оценки, о неправильности произведенных расчетов, а также о недостоверности использованной оценщиком информации, как об объектов оценки, так и принятых объектах-аналогах.
Необходимо отметить, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью спорного нежилого помещения с кадастровым номером "... " составляет 31,02%, нежилого помещения с кадастровым номером "... " составляет 16,40%, что свидетельствует о достоверности заявленной рыночной стоимости нежилых помещений.
На основании изложенного отчет об оценке от 17 декабря 2018 года N18211/1 является надлежащим доказательством, подтверждающим величину рыночной стоимости спорных нежилых помещений по состоянию на 18 июля 2018 года.
При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого помещения общей площадью 542,8 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 115259000 руб. и определенной по состоянию на 18 июля 2018 года;
- нежилого помещения общей площадью 87,1 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 22414000 руб. и определенной по состоянию на 18 июля 2018 года.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой постановки нежилых помещений на государственный кадастровый учет является 18 июля 2018 года. Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в суд является 28 декабря 2018 года. Однако распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 в отношении спорных объектов недвижимости утверждена новая кадастровая стоимость, подлежащая применению с 1 января 2019 года.
На основании приведенных обстоятельств и норм права суд приходит к выводу о том, что установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых помещений по состоянию на 18 июля 2018 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 18 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Флинк Алины Леонидовны об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 18 июля 2018 года, уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 542,8 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 115259000 (сто пятнадцать миллионов двести пятьдесят девять тысяч) руб. и определенной по состоянию на 18 июля 2018 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 87,1 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 22414000 (двадцать два миллиона четыреста четырнадцать тысяч) руб. и определенной по состоянию на 18 июля 2018 года.
Датой обращения Флинк Алины Леонидовны в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений считать 28 декабря 2018 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 18 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года, включительно.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.