Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Нестеровой А.А,
при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Майкова В.Н. к Кабинету Министров Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике об установлении кадастровой стоимости нежилого административного здания с магазином в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Майков В.Н. обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с магазином с кадастровым номером "... ", площадью 608,8 кв.м, расположенного по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости в размере 8932731 руб. по состоянию на 6 июля 2012 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец Майков Н.В. является собственником нежилого административного здания с магазином с кадастровым номером "... ", площадью 608,8 кв.м, расположенного по адресу: "... ". Кадастровая стоимость данного административного здания, определенная 6 июля 2012 года и утвержденная 6 января 2013 года постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года N 586 в размере 26650375 руб. 15 коп, существенно превышает действительную его рыночную стоимость, составившую согласно отчету ООО "Недвижимость" 8932731 руб, что нарушает его права как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В судебном заседании административный истец Майков В.Н. и его представитель Ермакова Е.А. заявленные требования поддержали по изложенным выше основаниям.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (Управления Росреестра по Чувашской Республике) Молоствова М.Г. удовлетворение исковых требований оставила на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица глава администрации Сирмапосинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики Гельметдинов Р.Г. вопрос об удовлетворении административного искового заявления оставил на усмотрение суда.
Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики, заинтересованные лица Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики и Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
В отзывах и заявлениях, представленных суду, удовлетворение исковых требований также оставили на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как следует из материалов дела, Майков В.Н. является собственником нежилого административного здания с магазином с кадастровым номером "... ", площадью 608,8 кв.м, расположенного по адресу: "... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29 октября 2010 года серии 21 АД N "... ".
Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (пункт 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года N 586 утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики.
В соответствии с этим Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики (приложение N 1), кадастровая стоимость нежилого административного здания с магазином, расположенного по адресу: "... ", по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 06 июля 2012 года составляет 26650375 руб. 15 коп.
Согласно представленной стороной административного истца выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15 ноября 2018 года на 13 ноября 2018 года кадастровая стоимость нежилого здания также составляет 26650375 руб. 15 коп.
В результаты определения кадастровой стоимости относительно спорного объекта недвижимости на день рассмотрения дела какие-либо изменения не вносились.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Пункт 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года N 42 "Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена с 1 января 2016 года.
Таким образом, поскольку Майков В.Н. является собственником указанного выше нежилого здания и размер налога на имущество физических лиц зависит от кадастровой стоимости, результаты кадастровой стоимости спорного объекта затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Сведений о том, что на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной кадастровой оценки, в материалы дела стороной административного ответчика не представлено и судом не установлено.
В этой связи пропущенный административным истцом соответствующий пятилетний срок подлежит восстановлению.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч.5 ст.247 и ч.1 ст.248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В обоснование своего требования Майковым В.Н. представлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости ООО "Недвижимость" от 29 ноября 2018 года N "... ", в соответствии с которым рыночная стоимость двухэтажного нежилого административного здания с магазином площадью 608,8 кв.м, расположенного по адресу: "... ", по состоянию на 6 июля 2012 года составляет 8932731
руб.
Сторона административных ответчиков Кабинета Министров Чувашской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике удовлетворение предъявленного требования оставила на усмотрение суда, мотивированных возражений, замечаний на отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости не представила.
Представленный административным истцом отчет ООО "Недвижимость" от 29 ноября 2018 года N "... " подготовлен независимым оценщиком, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
В названном отчете об оценке оценщиком проведен анализ рынка, ценообразующих факторов и внешних факторов, дано описание объекта оценки. В целях получения объективного результата итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости оценщик применил затратный подход, применимый при оценке такого рода объектов капитального строительства, как нежилое административное здание с пристроем, исходя из положений пункта 24 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости" (ФСО N 7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 N 611. При этом оценщик обосновал невозможность применения сравнительного и доходного подходов. В рамках затратного подхода применил метод поэлементного расчета, позволяющий наиболее объективно и достоверно определить рыночную стоимость оцениваемого объекта.
В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, и копии материалов и распечаток, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения. Подобранный экспертом объект аналог имеет те же характеристики класса конструктивной системы и класса качества и наиболее сопоставим с объектом оценки по техническим характеристикам и площади. При проведении оценки им были учтены различия объекта оценки и объекта-аналога и выполнены предусмотренные методикой справочника КО-ИНВЕСТ корректировки объекта-аналога на различия с объектом оценки.
Составленный отчет основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости.
В результате осмотра объекта оценки, выполненных расчетов, определенных затратным подходом, рыночная стоимость спорного нежилого здания определена в размере 8932731 руб.
Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости - двухэтажного нежилого административного здания с магазином площадью 608,8 кв.м, расположенного по адресу: "... ", сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере, а также замечаний к отчету об оценке, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено.
При этом разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости составила 66,48%.
Указанный диапазон расхождения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с его рыночной стоимостью не может являться приемлемым и допустимым и свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Согласно разъяснениям пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался.
В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 4 декабря 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Следовательно, рыночная стоимость подлежит применению с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной оценки, в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Согласно части 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Поскольку предметом доказывания по данному делу является определение действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, то суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Майкова В.Н. и установления кадастровой стоимости нежилого здания с магазином с кадастровым номером "... ", площадью 608,8 кв.м, расположенного по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости в размере 8932731 руб. по состоянию на 6 июля 2012 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого административного здания с магазином с кадастровым номером "... ", площадью 608,8 кв.м, расположенного по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости в размере 8932731 (восемь миллионов девятьсот тридцать две тысячи семьсот тридцать один) руб. по состоянию на 6 июля 2012 года на период с 1 января 2018 года до даты внесения сведений о его кадастровой стоимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 4 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.А. Нестерова
Мотивированное решение изготовлено 15 января 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.