Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Гиниатуллиной Ф.И, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 27 ноября 2018 года, которым постановлено:
иск Фатхудинова Т.Э. удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) об отказе в установлении выплате пенсии от 24 августа 2017 года незаконным и отменить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) назначить Фатхудинову Т.Э. пенсию по случаю потери кормильца с 11 мая 2017 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) - Рахматуллиной Г.И, поддержавшей доводы жалобы, представителя Фатхудинова Т.Э. - Хасанова Р.Р, возражавшего доводам жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фатхудинов Т.Э. обратился к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) с иском о признании решения об отказе в установлении (выплате) пенсии незаконным. В обоснование иска истец указал, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он уроженец Киргизской Республики, является гражданином Российской Федерации. В настоящее время постоянно проживает на территории Российской Федерации, учится на очной форме обучения в Альметьевском государственном нефтяном институте, зарегистрирован по месту пребывания в общежитии по адресу: "адрес". 5 апреля 2017 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца. Решением ответчика в назначении пенсии было отказано ввиду не подтверждения факта постоянного проживания на территории Российской Федерации. 11 мая 2017 года истец вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца. Решением ответчика в назначении пенсии вновь было отказано, рекомендовано обратиться за назначением пенсии при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства, либо при условии подтверждения регистрации по месту жительства в Российской Федерации. Постоянной регистрации по месту жительства истец не имеет, так как в связи с тяжелым материальным положением не имеет в собственности жилого помещения, не имеет родственников, где мог бы постоянно проживать и быть зарегистрированным. Ответчик направил запрос в Киргизскую Республику в 2017 году с просьбой предоставления документов, в том числе сведений о снятии с регистрационного учета. Однако до настоящего времени ответа не последовало. Истец просит признать решения об отказе в установлении (выплате) пенсии незаконными, обязать ответчика назначить истцу пенсию по случаю потери кормильца с 5 апреля 2017 года.
Представитель истца в суде первой инстанции иск поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом принято решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. При этом указывает, что в соответствии с действующим законодательством обязательным условием при назначении социальной пенсии по потери кормильца является документальное подтверждение постоянного проживания в Российской Федерации.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом установлено, что 5 апреля 2017 года и 5 мая 2017 года Фатхудинов Т.Э. обратился в пенсионный орган с заявлениями о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N166-ФЗ от 15 декабря 2001 года.
Решениями ответчика от 18 апреля 2017 года N331640/17/814, от 24 августа 2017 года за N455555/17/855 Фатхудинову Т.Э. отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца ввиду не подтверждения факта постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Фатхудинов Т.Э. относится к категории лиц: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой Управления "Опека" исполнительного комитета Альметьевского муниципального района N1754 от 15 ноября 2016 года.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации и кроме того, факт постоянного проживания на территории России подтверждается, имеющимися доказательствами.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда.
Согласно Перечню документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденных Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
При отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации.
В случае, когда место фактического проживания не совпадает с местом жительства, местом пребывания на территории Российской Федерации, необходим документ, подтверждающий место фактического проживания гражданина на территории Российской Федерации.
Пунктом 41 предусмотрено, что для назначения социальной пенсии необходим документ о постоянном проживании в Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации подтверждают проживание на территории Российской Федерации документами о регистрации по месту жительства, по месту пребывания.
Согласно материалам дела, факт постоянного проживания Фатхудинова Т.Э. на территории Российской Федерации подтверждается тем, что отделом УФМС России по Республике Татарстан в Альметьевском районе 1 ноября 2016 года выдан Фатхудинову Т.Э. паспорт гражданина Российской Федерации, с 1 сентября 2016 года истец обучается в высшем учебном заведении города Альметьевска Республики Татарстан. Так же, истцом представлено свидетельство N1260 от 25 октября 2017 года, согласно которому Фатхудинов Т.Э. проживает в общежитии "адрес" "адрес", где он имеет регистрацию.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства: он должен учитывать, что гарантированный статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принцип равенства носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых гражданами на основании закона.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 12-П).
Таким образом, истец, проживая постоянно на территории Республики Татарстан, и в силу сложившихся жизненных обстоятельств имеющий возможность оформить регистрацию лишь "по месту пребывания", не может быть ограничен в праве на получение пенсии по случаю потери кормильца в связи с отсутствием регистрации "по месту проживания".
Оснований для иной оценки фактических обстоятельств и представленных по делу доказательств, судебная коллегия не усматривает. Возникшие между сторонами правоотношения судом первой инстанции определены правильно, применен надлежащий материально-правовой закон, представленные доказательства оценены с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в их совокупности и взаимосвязи.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 27 ноября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.