Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Сибгатуллиной Л.И.
при секретаре судебного заседания Кадыровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" на решение Вахитовского района г.Казани Республики Татарстан от 6 июля 2018 года, которым, с учетом определения суда об исправлении описки, в удовлетворении административного иска МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани" отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани", поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя УМВД России по г.Казани и госинспектора дорожного надзора ОГИБДД, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани" обратилось в суд с административным иском к Управлению Министерства внутренних дел России по г.Казани (далее - УМВД России по г.Казани) о признании представления от 15.05.2018г. незаконным.
В обоснование указало, что в Администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани поступило представление начальника ОГИБДД УМВД России по г.Казани Новикова И.Г. от 15.05.2018 по вопросу ограничения движения и стоянки транспортных средств на тротуаре вблизи жилого дома "адрес".
Истец с данным представлением не согласен, просил признать его незаконным.
Суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани" ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает, что решение суда принято при неправильном применении норм материального и процессуального права. Указывается, что обжалуемое представление выдано с нарушением требований Административного регламента, утвержденного приказом МВД Российской Федерации N 380 от 30 марта 2015 года.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения") федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 года N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения (далее - Положение), которое устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (далее - федеральный надзор).
В соответствии с пунктом 1 Положения федеральный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (далее - обязательные требования) посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами, Министерством обороны Российской Федерации в части отдельных функций по федеральному надзору в Вооруженных Силах Российской Федерации, возложенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 года N161 "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" на военную автомобильную инспекцию Вооруженных Сил Российской Федерации, а также Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации в части отдельных функций по федеральному надзору в войсках национальной гвардии Российской Федерации, возложенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года N510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 2 указанного Положения).
Из материалов дела видно, что в Администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани поступило представление начальника ОГИБДД УМВД России по г.Казани от 15 мая 2018 года по вопросу ограничения движения и стоянки транспортных средств на тротуаре вблизи жилого дома "адрес".
Разрешая данное дело, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Закона Республики Татарстан от 3 августа 2009 года N43-РТ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Республики Татарстан", сослался на Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", принял во внимание пояснения представителя административного ответчика о том, что предпринят комплекс мер по недопущению на указанном участке тротуара парковки транспортных средств и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 года N716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" приказом МВД Российской Федерации от 30 марта 2015 года N380 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (далее - Административный регламент).
Пунктом 73 Административного регламента установлено, что в случае выявления нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается предписание и принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении. В предписании указываются: наименование органа, составившего предписание; место составления предписания; дата составления предписания; наименование и местонахождение, а также сведения о государственной регистрации объекта проверки, которому адресовано предписание; ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания; состав нарушений со ссылками на нормативные правовые акты, требования которых были нарушены; меры по устранению нарушений; срок устранения нарушений (в соответствии с нормативными правовыми актами, а в случае отсутствия установленного срока устранения нарушений - не позднее одного месяца); способы извещения подразделений Госавтоинспекции на федеральном, региональном и районном уровнях об устранении нарушений; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность главного государственного инспектора безопасности дорожного движения, выдавшего предписание.
Решение судом первой инстанции принято без учета указанных правовых норм.
Как следует из материалов дела, оспариваемое представление от 15 мая 2018 года не отвечает требованиям пункта 73 Административного регламента, поскольку не содержит ссылку на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении представления. Состав нарушений со ссылками на нормативные правовые акты, требования которых были нарушены, оспариваемое представление также не содержит.
С доводами ответчика, что требования пункта 73 Административного регламента касаются только предписания, тогда как в адрес истца вынесено представление, согласиться нельзя, поскольку из смысла нормативных положений Административного регламента, в частности пунктов 93 и 93.2, следует, что правовые последствия, затрагивающие права лица, в отношении которого вынесено представление или предписание, фактически одинаковы.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что в представлении отсутствуют указания относительно конкретных действий, которые необходимо совершить Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани, являются состоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о правомерности оспариваемого административным истцом представления, поскольку оно составлено с нарушением прав административного истца.
С учетом изложенного, в силу пункта 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
На основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 177, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 6 июля 2018 по данному делу отменить и принять новое решение.
Административное исковое заявление Муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" об оспаривании представления начальника ОГИБДД УМВД России по г.Казани Новикова И.Г. от 15 мая 2018 года удовлетворить.
Признать незаконным представление начальника ОГИБДД УМВД России по г.Казани Новикова И.Г. от 15 мая 2018 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.