Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:
Харченко И.А,
судей:
Мотиной И.И, Подлесной И.А,
при секретаре:
Чирко А.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 сентября 2018 года, принятое по гражданскому делу по иску Давыдовой Ирины Александровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
16 июля 2018 года Давыдова И.А. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в г. Симферополе Республики Крым, о признании незаконным решения ответчика от 23.05.2018 года 159061/18 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", о возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы её работы с 01.09.2000 года по 15.05.2018 года в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Крым 1 "Республиканский специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики "Елочка", о возложении обязанности на ответчика назначить истице досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 N400~ФЗ "О страховых пенсиях" с 15.05.2018 года.
Требования мотивированны тем, что 15.05.2018 года она обратилась в УПФР в г. Симферополе с заявлением о назначении ей пенсии с приложением документов. Решением ответчика от 23.05.2018 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием специального стажа дающего право на досрочное назначение пенсии, не учтен период её работы с 01.09.2000 по настоящее время в Доме ребенка "Елочка" в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 сентября 2018 года иск удовлетворен.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики Крым возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы Давыдовой И.А. с 01.09.2000 года по 15.05.2018 года в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Крым "Республиканский специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики "Елочка".
Так же постановлено: возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым назначить Давыдовой И.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 15.05.2018 года; взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым в пользу Давыдовой И.А. государственную пошлину в сумме 300 (триста) руб.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым РК просит отменить решение суда первой инстанции как постановленное с нарушением норм материально и процессуального права. Полагает, что судом не дана ненадлежащая оценка доказательствам, неверно установлены фактические обстоятельства дела. Указывает, что не подлежат зачету в специальный стаж периоды работы истца с 01.09.2000 года по 15.05.2018 года в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Крым 1 "Республиканский специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики "Елочка", поскольку не соответствует Списку N2. Из чего следует, что специальный стаж работы истицы составил 0 лет 0 месяцев 0 дней, общий стаж работы составил более 20 лет. следовательно, право на досрочное назначение пенсии Давыдовой И.А. согласно п.2 ч.1 ст.30 Закона Ф3-400, отсутствует.
В возражениях на апелляционную жалобу Давыдова И.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, по тем же основаниям, что изложены в иске.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы т возражений на нее, судебная коллегия считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Давыдова И.А. 15.05.2018 года обратилась в ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым РК с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 ноября 2013 года N400-ФЗ.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Симферополе N159061/18 от 23.05.2018 года истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
При этом в подсчет специального стажа истицы не включены периоды её работы с 01.09.2000 года по 15.05.2018 года в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Крым 1 "Республиканский специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики "Елочка".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции дав совокупную оценку представленным доказательствам, учитывая сведения, содержащие в справках уточняющих особый характер работ или условий труда, применив положения пп. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665, и исходив из того, что право на досрочную пенсию имеют лица, занимающие должности среднего медицинского персонала, в том числе медицинские сестры, в больницах и поликлиниках всех наименований, установив, что истица в спорные периоды работала в специализированном доме ребенка - для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики в должностях, относящихся к должностям младшего медицинского персонала, полный рабочий день была занята непосредственным обслуживанием больных детей, пришел к выводу о том, что, что указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж работы истца.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, подробно приведены в мотивировочной части решения, и оснований считать их неправильными не имеется.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
18 марта 2014 года Республика Крым принята в состав Российской Федерации в результате ратификации 21 марта 2014 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
С 01 января 2015 года на территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 закрепляющий предмет регулирования данного Федерального закона в целях решения вопроса о возможности применения установленных названным Федеральным законом специальных правил исчисления страхового (трудового стажа) и исчисления размера пенсии, направлены на создание наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав, приобретенных в соответствии с законодательством Украины, и имеют целью сохранение прав, приобретенных данной категорией граждан, и уровня их пенсионного обеспечения.
Так, согласно, ч. 3 ст.30 Закона. N 400 -ФЗ периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу настоящего закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
При этом, частью 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ предусмотрено что, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Проверяя указанные положения, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 18 июля 2017 N 1578-О указал, что, данные нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права лиц, задолго до указанной календарной даты приобретших без отказа от гражданства Украины гражданство Российской Федерации и в связи с этим имевших возможность формирования пенсионных прав с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период проживания и работы на Украине.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
Частью 1 ст. 3 Закона N 208-ФЗ предусмотрено, что размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации. По смыслу части 2 данной статьи, право на пенсию, установленное ранее действующим законодательством не пересматривается.
Согласно статье 4 указанного Федерального закона периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.02.2018 N 375-О, положения частей 2 - 4 статьи 3 и части 1 статьи 5 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливают гарантии осуществления приобретенных по состоянию на 31 декабря 2014 года пенсионных прав путем запрета пересмотра права на пенсию и сохранения более высокого ее размера в случае, если при перерасчете он окажется ниже (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2017 года N 33-П). Следовательно, данные нормы направлены на создание наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав, приобретенных в соответствии с законодательством Украины, имеют целью сохранение уровня пенсионного обеспечения указанной категории граждан.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30.09.2005 N 45-В05-6С, положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; учитывая необходимость стабильности в правовом регулировании и необходимость предоставления возможности гражданам адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения в соответствии с пенсионным законодательством, действующим в спорные периоды.
Следует отметить, что до 18 марта 2014 года, право на досрочное пенсионное обеспечение предусматривалось в соответствии со ст. 52 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", действовавшем в спорный период работы истца, согласно которому право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования, согласно пункту "е" ст. 55.
Пунктом "е" ст. 55 указанного Закона предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники охраны здоровья при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04 ноября 1993 года N 909, в редакциях на оспариваемый период предусмотрено, что такое право дает работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала (независимо от наименования должностей).
В соответствии с данным Постановлением все должности среднего медицинского персонала, независимо от их наименования имели право выхода на пенсию при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.
Согласно Перечню высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и получение звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью, утвержденный приказом Министерства охраны
здоровья Украины от 25 декабря 1992 г. N 195, к среднему медицинскому персоналу относятся медсестры всех наименований.
При этом следует отметить, что приведенными нормативными актами не установлены дополнительные требования к должностям среднего медицинского персонала.
В соответствии с записями в трудовой книжке истица 29.05.2000 года принята на работу в Крымский республиканский Дом ребенка "Елочка" на должность машиниста по ремонту детской одежды. 30.08.2000 года переведена няней по уходу за детьми с заболеваниями ЦНС и нарушением психики; с 20.01.2015 года Крымское республиканское учреждение "Дом ребенка "Елочка" переименован в ГБУЗ РК "Республиканский специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики "Елочка"; 05.02.2015 года должность младшей медсестры по уходу за детьми с заболеваниями ЦНС и нарушением психики переименована на должность младшей медицинской сестры по уходу за больными. В указанной должности продолжает работать по настоящее время, (л.д.23-30).
В соответствии с нормами законодательства Украины периоды работы Давыдовой И.А. в должности младшей медицинской сестры, относящейся к младшему медицинскому персоналу, подлежал включению в специальный стаж, не зависимо от наименования должности, и учреждения здравохранения и иных условий выполнения работы, ввиду чего, в соответствии с положениями Закона N 208-ФЗ приведенный выше стаж до 18 марта 2014 года приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Разрешая вопрос о включении в специальный стаж работы истца за период с марта 2014 года и по 15.05.2018 года следует указать, что в соответствии с ч. 6 статьи 11 Федерального Конституционного Закона N6 -ФКЗ, с 01 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя применяется законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Из содержания правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.
Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 марта 04 г. N 81-0, следует, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодательством с организационно - правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г, и аналогичных должностей и учреждений, имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 16 июля 2013 г. N 1143-0, от 17 февраля 2015 г. N 286-0, от 23 апреля 2015 г. N 827-0, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы. Такого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связана с установлением критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного толкования.
В соответствии с пп. "б" п. 1 Постановления Правительства от 18.07.2002 N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10. При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абз. 1 данного подпункта.
Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено младшему и среднему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка (раздел XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", код 2260000в).
Письмом Минтруда РФ от 28.09.1992 N 1910-РБ "О льготном пенсионном обеспечении" разъяснено, что младшему и среднему медицинскому персоналу психиатрических, психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов многопрофильных лечебных и лечебно-профилактических медицинских учреждений льготные пенсии следует назначать по Списку N 2, разделу XXIV; в письме указано, что по сообщению Минздрава России с развитием психиатрии во многих многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях оборудованы отделения и кабинеты, куда поступают психические больные по направлению психдиспансеров и других психиатрических учреждений для лечения сопутствующих соматических заболеваний; младший и средний медперсонал психиатрических, психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов по характеру работы постоянно обслуживают психических больных; нормативы численности обслуживающего персонала, продолжительность рабочего дня и отпуска, условия труда персонала этих отделений и кабинетов такие же, как у соответствующего персонала специализированных психиатрических и психоневрологических лечебных учреждений.
Согласно Указанию Минсоцзащиты РФ от 26.04.1993 N 1-31-У о порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение "непосредственное обслуживание больных" - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента; выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов; в соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени). К видам деятельности среднего медицинского персонала, относящимся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, относятся организация питания больных, контроль за лечебно-охранительным режимом, производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования и т.д. В примерный перечень должностей средних медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2 включена должность палатной медицинской сестры.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.); при этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
При таких данных, положения пенсионного законодательства связывают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности, при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях (Определение Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 N 392-О).
Согласно Уставу Государственного бюджетного учреждения "Республиканского специализированного дома ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики "Ёлочка" предметом деятельности Учреждения является оказание медицинской помощи, включающую в том числе, медико-социальную реабилитацию детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от рождения до четырех лет), детей с заболеваниями центральной нервной системы и расстройствами психики, с нарушением слуха и зрения, ВИЧ-инфицированных детей со слабыми клиническими проявлениями (от рождения до семи лет). Аналогичные положения содержатся в предыдущих редакциях уставных документов.
В соответствии с записями в трудовой книжке истец 29.05.2000 года принята на работу в Крымский республиканский Дом ребенка "Елочка" на должность машиниста по ремонту детской одежды. 30.08.2000 года переведена няней по уходу за детьми с заболеваниями ЦНС и нарушением психики; с 20.01.2015 года Крымское республиканское учреждение "Дом ребенка "Елочка" переименован в ГБУЗ РК "Республиканский специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики "Елочка"; 05.02.2015 года должность младшей медсестры по уходу за детьми с заболеваниями ЦНС и нарушением психики переименована на должность младшей медицинской сестры по уходу за больными. В указанной должности продолжает работать по настоящее время, (л.д.23-30).
Из должностных инструкций, предоставленных в материалы дела следует, что групповая няня, младшая медицинская сестра занимается обслуживанием детей, находящихся в данном учреждении, проводит уборку групп, осуществляет дезинфекцию ухода, помогает воспитателю при кормлении детей, высаживании на горшок, осуществляет другие функции, связанные с непосредственным контактом с детьми (пациентами).
Таким образом, судом установлено, истец работала в период с марта 2014 года в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными Крымского республиканского учреждения "Дом ребенка "Елочка", в последующем - Государственное бюджетное учреждение "Республиканского специализированного дома ребенка для детей с поражением Центральной нервной системы и нарушением психики "Ёлочка".
В указанном учреждении оказывалась и оказывается специализированная помощь детям с поражениями центральной нервной системы, с нарушениями психики, что свидетельствует о том, что истица занималась непосредственным обслуживанием детей (пациентов) полный рабочий день.
Факт того, что она работала в качестве младшей медсестры с выполнением трудовых функций младшего медицинского персонала установлен и подтверждается: данными трудовой книжки; штатными расписаниями, из которых следует, что были предусмотрены единицы младшей медицинской сестры тарификационными списками; карточками-справками и лицевыми счетами аналитической справкой профессиональной деятельности от 08,02.2018 года - из которой видно, что она в оспариваемые периоды времени работала младшей медицинской сестрой непосредственно обслуживающей больных детей, с занятостью полный рабочий день на полную ставку; уставами, из которых следует, что данное учреждение оказывает медицинскую помощь детям, выполняет работы и оказывает услуги в области психиатрии.
Из анализа изложенного следует, что работа истца в медицинском учреждение по характеру работы предусматривала постоянное обслуживание больных, осуществляя при этом функции по наблюдению и уходу за ними, т.е работа в период с марта 2014 года по 15.05.2018 года осуществлялась Давыдовой И.А. в условиях контакта медицинского работника и пациентов, и предполагало предоставление специализированной помощи детям с поражением центральной нервной системы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что работа истца в указанные выше периоды в должности младшей медицинской сестры соответствует Списку N2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, и дает право на досрочное пенсионное обеспечение по пп.2 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Следует так же отметить, что в соответствии с п. 3 Правил (781) исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Разрешая настоящий спор, суд пришел к верному выводу о наличии оснований для назначении пенсии истице со дня ее обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.