Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Кашиева М.Б,
судей Джульчигиновой В.К. и Дорджиева Б.Д,
при секретаре Эрендженове М.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Максимовой Д.Б. к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Республике Калмыкия о взыскании недополученных денежных средств в виде процентной надбавки за стаж по апелляционной жалобе представителя истца Максимовой Д.Б. - Ненишева Л.М. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 30 октября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Дорджиева Б.Д. об обстоятельствах дела, объяснения истца Максимовой Д.Б. и ее представителя Ненишева Л.М, возражения представителя ответчика Федоренко С.И, судебная коллегия
установила:
Максимова Д.Б. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования следующим.
В период с "***" декабря "***" года по "***" октября "***" года она проходила службу в органах внутренних дел. "***" года приказом временно исполняющего обязанности министра внутренних дел по Республике Калмыкия N "***" она уволена по п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (по сокращению штатов). Выслуга лет в календарном исчислении составила "***" лет "***" месяца "***" дней, для выплаты процентной надбавки - 17 лет 9 месяцев 20 дней.
"***" года приказом начальника УФСИН России по Республике Калмыкия N "***" принята на должность "***" жилищно-коммунального отдела ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Калмыкия". "***" года переведена на должность "***". "***" года переведена на должность "***" ФКУ "База материально-технического и военного снабжения УФСИН России по Республике Калмыкия" (далее - БМТ и ВС УФСИН России по РК).
Полагает, что при поступлении на работу в учреждение уголовно-исполнительной системы ей должны были зачесть в стаж непрерывной работы для выплаты процентной надбавки за стаж непрерывной работы рабочим и служащим федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы время прохождения службы в органах внутренних дел.
Указывает, что после перевода на должность в БМТ и ВС УФСИН России по РК ей включена служба в органах внутренних дел в стаж непрерывной работы для выплаты процентной надбавки за стаж, перерасчет процентной надбавки за стаж непрерывной работы к должностному окладу за последние три года сделан не был.
26 июля 2018 года Максимова Д.Б. обратилась с досудебной претензией к руководству УФСИН России по РК о проведении перерасчета процентной надбавки за стаж непрерывной работы к должностному окладу за период с "***" года по "***" года, однако 24 августа 2018 года ей отказано в проведении перерасчета.
С учетом изложенного просила суд взыскать с УФСИН России по РК недополученные денежные средства за период с 1 января 2015 года по 2 марта 2017 года в сумме 62 081 руб. 04 коп, проценты за невыплаченные в срок суммы в размере 10 549 руб. 83 коп, расходы на оплату услуг представителя 20 000, расходы на оформление нотариальной доверенности 1 500 руб.
В судебное заседание истец Максимова Д.Б, извещенная о времени и месте судебного заседания не явилась, ее представитель Ненишев Л.М. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчика УФСИН России по РК Крылов Э.И. и Федоренко С.И. исковые требования не признали, в иске просили отказать.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие истца Максимовой Д.Б.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 30 октября 2018 года в удовлетворении исковых требований Максимовой Д.Б. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Максимовой Д.Б. - Ненишев Л.М. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает, что несмотря на увольнение Максимовой Д.Б. "***" года со службы в органах внутренних дел по п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (сокращению штатов), она приобрела право на пенсию за выслугу лет. В связи с тем, что принята на службу в Учреждение уголовно-исполнительной системы впервые после ухода на пенсию за выслугу лет, то в силу абзаца 7 подпункта 14.2 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, имеет право на получение ежемесячного вознаграждении (процентной надбавки) за выслугу лет (непрерывную работу). Кроме того, полагает, что суд необоснованно применил к спорным правоотношениям норму части 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ указав, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, так как данные правоотношения носят длящийся характер.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, "***" года приказом временно исполняющего обязанности министра внутренних дел по Республике Калмыкия N "***" "***" Максимова Д.Б, находящаяся в распоряжении МВД, бывший "***" МВД, уволена по пункту "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по сокращению штатов). Выслуга лет в календарном исчислении составила "***" лет "***" месяца "***" дней; для выплаты процентной надбавки - 17 лет 9 месяцев 20 дней; для выплаты единовременного пособия - 17 лет 9 месяцев 20 дней. Основание: рапорт Максимовой Д.Б, представление к увольнению.
С "***" года Максимовой Д.Б. выплачивается пенсия за выслугу лет в размере "***"% довольствия в сумме "***" руб. "***" коп. в месяц согласно Закону РФ от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". С учетом ежемесячной доплаты к пенсии, в соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2010 года N 1091 пенсия составила "***" руб. "***" коп.
"***" года приказом начальника УФСИН России по РК N "***" Максимова Д.Б. принята на должность "***" жилищно-коммунального отдела ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по РК".
Приказом начальника УФСИН России по РК N "***" от "***" года Максимова Д.Б. переведена на должность "***" жилищно-коммунального отдела ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по РК".
Приказом N "***" от "***" года Максимова Д.Б. переведена на должность "***" ФКУ "База материально-технического и военного снабжения УФСИН России по РК".
Согласно Заключению от "***" года комиссии по установлению стажа непрерывной работы работникам ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по РК стаж работы Максимовой Д.Б, дающий право на получение процентной надбавки за стаж непрерывной работы в УИС, по состоянию на 1 апреля 2017 года составил "***" года "***" месяцев "***" дня. Приказом ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по РК от "***" года N "***" во исполнении пункта 14 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы и протокола заседания комиссии, главному бухгалтеру Максимовой Д.Б. установлен стаж непрерывной работы для выплаты процентной надбавки - "***" года "***" месяцев "***" дня, с учетом периода службы в ОВД, с "***" года по "***" года.
26 июля 2018 года Максимова Д.Б. обратилась с досудебной претензией к руководству УФСИН России по РК о проведении перерасчета процентной надбавки за стаж непрерывной работы к должностному окладу за период с "***" года по "***" года. Письмом УФСИН России по РК от 24 августа 2018 года Максимовой Д.Б. отказано в проведении перерасчета и осуществлении выплаты процентной надбавки.
19 сентября 2018 года Максимова Д.Б. обратилась в Элистинский городской суд с исковым заявлением о взыскании недополученных денежных средств в виде процентной надбавки за непрерывный стаж работы в органах уголовно-исполнительной системы.
По результатам служебной проверки от "***" года установлен факт необоснованной выплаты "***" Максимовой Д.Б. процентной надбавки в размере "***"% от должностного оклада за стаж непрерывной работы в период с марта 2017 года по сентябрь 2018 года. Приказом УФСИН России по РК от 30 октября 2018 года N "***" абзац 8 пункта 1 приказа ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по РК от "***" года N "***" "Об установлении стажа непрерывной работы работникам ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по РК в отношении Максимовой Д.Б. отменен. Данный приказ Максимовой Д.Б. не оспорен.
Отказывая в удовлетворении исковых требований и руководствуясь нормами Трудового кодекса РФ, положениями Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, суд исходил из того, что Максимова Д.Б. была уволена из органов внутренних дел по п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов), в связи с чем на нее распространяется положение абзаца 4 подпункта 14.2 названной Инструкции, согласно которому стаж непрерывной работы не прерывается в случае поступления на работу в уголовно-исполнительную систему не позднее 3 месяцев со дня увольнения работника из органов внутренних дел по сокращению штатов, так как истец принята на службу в Учреждение уголовно-исполнительной системы по истечении более 7 месяцев после увольнения со службы в органах внутренних дел, то стаж, дающий право на получение процентной надбавки, прервался. Таким образом, правовых оснований для начисления процентной надбавки за стаж непрерывной работы не имеется.
Кроме того суд пришел к выводу о пропуске истцом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, который составляет 3 месяца с момента когда ей стало известно о нарушенном праве, о применении которого просил представитель ответчика.
Судебная коллегия с выводом суда об отсутствии правовых оснований для начисления процентной надбавки за стаж непрерывной работы согласиться не может.
Так, в соответствии с пунктом 14 Инструкции право на выплату процентной надбавки за стаж непрерывной работы имеют все рабочие и служащие уголовно-исполнительной системы, работающие на штатных должностях федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе по совместительству.
Подпунктом 14.1 Инструкции предусмотрено, что в стаж непрерывной работы для выплаты процентной надбавки к должностным окладам (тарифным ставкам) работников засчитывается в календарном исчислении: время службы в уголовно-исполнительной системе, органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и иных федеральных органах исполнительной власти (далее - служба) в качестве сотрудников, имеющих специальные звания (далее - сотрудники), лиц, уволенных со службы, если они поступили на работу в уголовно-исполнительную систему в течение шести месяцев со дня увольнения (не считая времени проезда к месту работы, а также срока инвалидности I или II группы);
Из абзаца 7 подпункта 14.2. Инструкции следует, что стаж непрерывной работы не прерывается, но время перерыва в этот стаж не включается при поступлении на работу в Учреждение пенсионеров по старости (за выслугу лет) впервые после ухода на пенсию, если до ухода на пенсию они были заняты на работах и должностях, дающих право на получение ежемесячного вознаграждения (процентной надбавки) за выслугу лет (непрерывную работу).
Согласно сведениям МВД по РК, представленным по запросу суда, Максимова Д.Б. является пенсионером по линии МВД России и получает пенсию за выслугу лет с "***" года по настоящее время.
По состоянию на "***" года (на момент увольнения из органов внутренних дел) Максимовой Д.Б. начислялась и выплачивалась процентная надбавка за стаж службы в размере "***"% к окладу денежного содержания.
Принимая во внимание, что истец поступила на работу в Учреждение уголовно-исполнительной системы впервые после ухода на пенсию (за выслугу лет), то стаж непрерывной работы для начисления процентной надбавки к должностному окладу не прервался, а потому вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для начисления Максимовой Д.Б. ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) с учетом стажа работы в органах внутренних дел является неправильным и подлежит исключению из мотивировочной части обжалуемого судебного постановления.
Между тем, судебная коллегия соглашается с выводом суда в части пропуска истцом срока для обращения за разрешением индивидуального трудового спора исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы распространяется трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).
Из содержания приведенных правовых норм усматривается, что законодатель определилдва возможных периода для исчисления срока обращения в суд за разрешением служебного (трудового) спора, а именно: период, начало которого исчисляется со дня, когда сотрудник (работник) узнал о нарушении своего права, или период, начало которого исчисляется со дня, когда сотрудник (работник) должен был узнать о нарушении своего права.
В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Как следует из материалов дела, Максимова Д.Б. с "***" года по настоящее время работает непрерывно в учреждениях УФСИН России по РК в должностях "***".
Из пояснений Максимовой Д.Б. следует, что ей было известно о том, что с "***" года она имеет право на получение надбавок в размере, установленном Инструкцией.
Кроме того, как следует из материалов дела, "***" года после перевода Максимовой Д.Б. на должность главного бухгалтера ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по РК служба в органах внутренних дел была включена в стаж непрерывной работы для выплаты процентной надбавки, что подтверждается заключением комиссии и приказом об установлении стажа непрерывной работы работникам ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по РК от "***"года.
Таким образом, Максимова Д.Б. достоверно зная о действительных размерах надбавок, не имела препятствий для предъявления требований о взыскании недополученной надбавки за стаж непрерывной работы к должностному окладу в суд, в установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок. Однако, за защитой своих трудовых прав обратилась только после назначения ей процентной надбавки за стаж в ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по РК.
С исковым заявлением Максимова Д.Б. обратилась в суд только 19 сентября 2018 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Элистинского городского суда, то есть с пропуском установленного законом срока. При этом доказательств уважительности причин пропуска срока истцом и ее представителем в судебном заседании не представлено, ходатайств о восстановлении срока заявлено не было.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку в силу части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 30 октября 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий М.Б. Кашиев
Судьи В.К. Джульчигинова
Б.Д. Дорджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.