Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
Председательствующего Гуриевой Л.М,
судей Гелашвили Н.Р, Дзуцевой Ф.Б,
при секретаре Магкеевой И.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Владикавказского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Петровой Тамаре Васильевне о прекращении статуса ветерана боевых действий по апелляционной жалобе Петровой Тамары Васильевны на решение Промышленного районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 27 июля 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Военного прокурора Владикавказского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Петровой Тамаре Васильевне о прекращении статуса ветерана боевых действий - удовлетворить.
Прекратить статус ветерана боевых действий Петровой Тамары Васильевны.
Обязать Петрову Тамару Васильевну сдать удостоверение ветерана боевых действий сери... для уничтожения в комиссию штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветеранов боевых действий.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Гуриевой Л.М, выслушав представителя Петровой Т.В. - Габачиева Р.И, поддерживающего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Владикавказского гарнизона лейтенанта юстиции Васина Д.А. в интересах РФ в лице МО РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания
установила:
Военный прокурор Владикавказского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации обратился в суд с иском к Петровой Тамаре Васильевне о прекращении статуса ветерана боевых действий, обязании сдать удостоверение ветерана боевых действий сери... для его уничтожения в комиссию штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий. В обоснование заявленных требований истец указал, что Военной прокуратурой Владикавказского гарнизона проведены надзорные мероприятия в части, касающейся законности выдачи гражданскому персоналу военного комиссариата РСО-Алания удостоверений ветеранов боевых действий. Проверкой установлено, что в июле 2005 года начальником неорганизованного 3 отделения военного комиссариата PCО-Алания... было оформлено удостоверение ветерана боевых действий серии.., которое было выдано военным комиссаром РСО- Алания полковником... служащей вышеуказанного военного комиссариата Петровой Тамаре Васильевне.
Изучением имеющихся документов, подтверждающих получение Петровой Т.В. вышеуказанного удостоверения, установлено, что факт выдачи удостоверения последней отражен в книге учета удостоверений ветерана боевых действий военного комиссариата РСО-Алан
При этом опрошенная в ходе проверки Петрова Т.В. пояснила, что в служебные командировки на территорию Чеченской Республики в период с... годы не убывала, участие в боевых действиях не принимала.
Военным комиссариатом РСО-Алания сведения, подтверждающие направление Петровой Т.В. в служебные командировки на территорию Чеченской республики и её участие в боевых действиях, представлены также не были.
Вместе с тем, по сообщению начальника управления кадров Южного военного округа полковника... удостоверения ветерана боевых действий на военнослужащих и гражданский персонал военного комиссариата РСО-Алания управлением кадров Северо- Кавказского военного округа не оформлялись, документы, послужившие основанием для выдачи удостоверений ветерана боевых действий, в управление кадров не передавались.
а помощник военного прокурора Владикавказского гарнизона Гаркуша А.Н. заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Петровой Т.В. - Габачиев Р.С, действующий на основании доверенности.., заявленные исковые требования не признал, и пояснил, что согласно статья 3 Федерального закона "О ветеранах" - к ветеранам боевых действий относятся к ветеранам боевых действий относятся работники Министерства обороны Российской Федерации принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 27.1 1.2002 N 158-ФЗ) предусмотрен порядок и условия отнесения других лиц к ветеранам боевых действий, объем их прав и льгот определяет Правительство Российской Федерации по истечении шести месяцев с начала участия граждан Российской Федерации в боевых действиях на территориях других государств или на территории Российской Федерации и не позднее одного месяца со дня их окончания.
В судебное заседание ответчик Петрова Т.В, а также представитель ГУ УПФ РФ в г.Владикавказ не явились. О дате и времени проведения судебного разбирательства извещались в установленном судебном порядке своевременно. Об уважительности причинах неявки суду не сообщалось. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие.
Промышленным районным судом г.Владикавказа РСО-Алания от 09 июля 2018 года вынесено указанное решение, с которым не согласилась Петрова Т.В.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
На апелляционную жалобу подано возражение старшим помощником военного прокурора Владикавказского гарнизона, в которых он просит в удовлетворении апелляционной жалобы Петров
В суд апелляционной инстанции не явились без уважительных причин будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы Петрова Т.В. и представитель ГУ УПФ РФ в г.Владикавказ. В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела гражданское дело в их отсутствии.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Петрова Т.В. работает по трудовому договору в Военном комиссариате РСО-Алания в должности...
Согласно сведениям книги учета удостоверений ветерана боевых действий военного комиссариата РСО-Алания по номенклатуре.., Петровой Т.В. было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии.., о чем внесена запись в книгу учета за N...
В соответствии с Федеральным законом РФ "О ветеранах" от 12.01.1995 года N 5-ФЗ, а также постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" к ветеранам боевых действий относятся лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приведен в приложении к указанному закону. В данный перечень включено, в том числе, и выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в ЧР и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории СК региона РФ с 1 августа 1999 года по настоящее время.
В силу ст. 28 Закона, реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца.
В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 763 от 19 декабря 2003 года "Об удостоверении ветерана боевых действий", выдача удостоверения производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции, основанием для выдачи удостоверений лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, является документально подтвержденный акт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам Федеральных органов исполнительной власти, участвующим в Контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (в первоначальной редакции, действовавшей в период с 21 февраля 2004 года по 01 января 2006 года), которым определено, что дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации предоставляются следующим категориям лиц:
а) проходящим службу в дислоцированных на постоянной основе на территории Чеченской Республики воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) командированным в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики;
в) направленным в Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов;
г) участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок).
В соответствии с п. 7 Порядка, выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 п. 1 ст. 3 ФЗ N5, направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В п. 9 Порядка установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом 3 перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").
К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий
согласно пункту 9 Порядка лицами, выполнявшими задачи в условиях
вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней
территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, прикладываются
документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
В соответствии со ст. 28 ФЗ N5, реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для ветеранов боевых действий постановлением Правительства Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения
военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года N65 " О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", время
непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной
шировки в контртеррористических операциях засчитывается указанным
в пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для качения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца.
При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, свлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в террористических операциях и
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в
соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказыва
Исследовав приведенные выше нормативные акты во взаимосвязи, суд пришел к правильному выводу о том, что непосредственное участие в боевых действиях, в частности в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, к которым отнесены приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, документы о полученных в связи с этим ранении, контузии или увечье, либо реализованный наградной материал.
Между тем, как установлено судом, ни к одной из указанных выше четырех категорий лиц, ответчица отнесена быть не может, поскольку в Чеченской Республике службу не проходила, не направлялась туда в служебные командировки в составе воинских формирований, не участвовала в контртеррористической операции, не обеспечивала безопасность на административной границе с Чеченской республикой.
Документов о непосредственном участии Петровой Т.В. в боевых действиях по выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, в материалах дела не имеется.
Обоснован вывод суда и о том, что срок для обращения в суд с настоящим иском военным прокурором не пропущен, по мотивам подробно изложенным в решении суда.
Таким образом, разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в отношении ответчика отсутствуют сведения о его фактическом участии в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, в связи, с чем правовых оснований для выдачи ответчику удостоверения "Ветерана боевых действий" не имелось.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки в рамках предъявленных требований при рассмотрении дела районным судом и им дана, надлежащая правовая оценка, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, как опровергающие правильность выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Владикавказ РСО-Алания от 27 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петровой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Гуриева Л.М.
Судьи Гелашвили Н.Р.
Дзуцева Ф.Б.
Справка: гражданское дело рассмотрено по первой инстанции Промышленным районным судом г.Владикавказ РСО-Алания под председательством судьи Цопановой З.Г
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.