Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захаровой С.В,
судей Будько ЕВ, Савинова К.А,
при секретаре судебного заседания Киселевой О.Р,
с участием: прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Усова М.С, истца Мезин ЕЮ, представителя ответчика Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области Цыцулиной Н.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Мезин ЕЮ
на решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 16 октября 2018 года
по гражданскому делу по иску Мезин ЕЮ к Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Будько ЕВ,
УСТАНОВИЛА:
Мезин ЕЮ обратился с исковыми требованиями к Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области о восстановлении его на работе в должности директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 11, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула из расчета 1743,57 рублей за каждый день вынужденного прогула с даты увольнения с 16.08.2018 по день вынесения решения суда, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей 00 коп, взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.
Исковые требования мотивированы следующим. 20.02.1997 приказом N 10 от 20.02.1997 истец был принят на работу директором средней школы N 11. 16.08.2018 распоряжением Администрации г..о.г. Выкса Нижегородской области N 856-р он был уволен на основании п.7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ за непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруги, что явилось основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя. Считает свое увольнение незаконным, поскольку сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруги были предоставлены им 03.05.2018 в 10.00 часов в отдел муниципальной службы и кадровой работы управления кадровой работы Администрации г..о.г. Выкса, однако сотрудниками управления в принятии данных сведений было отказано. По результатам проверки Выксунской городской прокуратуры главе местного самоуправления г..о.г. Выкса КВВ было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и указано о неправомерности отказа сотрудников администрации г..о.г. Выкса в принятии сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера истца и супруги, а также о необходимости принятия мер по устранению допущенных нарушений законодательства. Со стороны ответчика нарушена процедура наложения дисциплинарного взыскания. 03.05.2018 начальником управления кадровой работы БЕВ была подана служебная записка главе местного самоуправления г..о.г. Выкса КВВ о непредставлении истцом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера истца и супруги, следовательно днем обнаружения проступка следует считать 03.05.2018. В виду того, что он в период с 03.05.2018 по 15.06.2018 находился на больничном, дисциплинарное взыскание должно было быть применено не позднее 16.07.2018. Истец был уволен 16.08.2018, то есть по истечении одного месяца со дня обнаружения проступка, что прямо противоречит ст. 193 ТК РФ.
Также истец не был ознакомлен с нормативно-правовым актом, регулирующим порядок и сроки предоставления указанных сведений. Ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции не содержится информация о порядке и сроках предоставления данных сведений. Положение о предоставлении лицом, поступающим на работу на должность руководителя муниципального учреждения г..о.г. Выкса Нижегородской области, а также руководителем муниципального учреждения г..о.г. Выкса Нижегородской области сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетних детей, утвержденное постановлением Администрации г..о.г. Выкса от 06.04.2015 N 1037, не было опубликовано в бюллетене "Вестник г..о.г. Выкса Нижегородской области", в связи с чем данное Положение следует признать недействующим. В результате необоснованного увольнения, истец был лишен возможности трудиться и соответственно не получил всего заработка за период с 17.08.2018 по момент вынесения решения суда. Кроме того, истец испытывал моральные и нравственные страдания в связи с потерей работы, размер компенсации морального вреда им определен в сумме 100 000руб.
В 2018 Мезин ЕЮ длительное время болел, в связи с чем задержал срок подачи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруги. Последний день подачи данных сведений за 2017 - 30.04.2018 являлся выходным днем. Поэтому он пришел в администрацию г.о.г. Выкса в первый рабочий день после этого срока - 03.05.2018. Однако документы у него не взяли и он ушел домой. 04.05.2018 он обратился в Выксунскую городскую прокуратуру с целью проведения проверки по факту незаконных действий со стороны администрации. В прокуратуре к своему заявлению он приложил документы о доходах на свою супругу, а на себя данные документы он не приобщал, поскольку считал, что его должны пригласить в администрацию и туда он и отдаст данные документы. В период с 03.05.2018 по 15.06.2018 он находился на больничном и не работал. До настоящего времени в администрации г.о.г. Выкса сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на него отсутствуют, данные документы посредством почтовой связи он не направлял. С Положением о предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным постановлением Администрации г.о.г. Выкса от 06.04.2015 N 1037, он ознакомлен не был. В предыдущие года им указанные документы всегда сдавались вовремя, и нареканий к нему со стороны работодателя по этому поводу не было. Считает, что обязанность по подаче указанных сведений за 2017 у него возникла с января 2018, однако до 03.05.2018 данные сведения он представить не мог, поскольку долгое время болел, а как только выходил на работу, возникали дела в школе, а потом он снова уходил на больничный. В настоящее время с августа 2018 он трудоустроен в должности учителя школы N 11.
Решением Выксунского городского суда Нижегородской области от 16 октября 2018 года в удовлетворении исковых требований к Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области о восстановлении на работе в должности директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 11, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, Мезин ЕЮ отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Мезин ЕЮ поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы полагает, что сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера им были поданы 03.05.2018 г, однако сотрудниками управления кадровой работы в принятии данных сведений было отказано, сей факт нашел своё подтверждение в результатах проверки Выксунской городской прокуратуры, в связи с чем названные сведения представлены в срок, поэтому оснований для увольнения не имелось. С Положением о предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным постановлением Администрации г.о.г. Выкса от 06.04.2015 N 1037 ознакомлен не был. Кроме этого, месячный срок для применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения не соблюден, поэтому исковые требования подлежали удовлетворению.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация городского округа город Выкса Нижегородской области указала на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просила в удовлетворении жалобы отказать.
В суде апелляционной инстанции истец поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение отменить и исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы возражений, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В суде апелляционной инстанции прокурор в своем заключении указал, что доводы жалобы являются несостоятельными, решение суда вынесено в соответствии с действующим трудовым законодательством при соблюдении процессуальных норм.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном гл. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.
В соответствии с. ч. ч.1, 3 ст. 37 Конституции РФ, труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 27 декабря 1999 г. N 19-П и от 15 марта 2005 г. N 3-П, усматривается, что положения статьи 37 Конституции Российской Федерации, обусловливая свободу трудового договора, право работника и работодателя по соглашению решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений, предопределяют вместе с тем обязанность государства обеспечивать справедливые условия найма и увольнения, в том числе надлежащую защиту прав и законных интересов работника, как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом государстве (часть 1 статьи 1, статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.
Частью 1 статьи 56 ГПК РФ закреплено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Мезин ЕЮ 20.02.1997 принят на работу директором средней школы N 11 г. Выкса на основании приказа Управления образования администрации Выксунского района от 20.02.1997 N 10, что подтверждено копией выписки из данного приказа, а также копией его трудовой книжки.
17.06.2013 между Администрацией городского округа город Выкса в лице главы администрации г.о.г. Выкса ИЛР, именуемого Работодатель, с одной стороны, и Мезин ЕЮ, директором Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 11, с другой стороны, заключен в письменной форме трудовой договор на неопределенный срок.
Дополнительным соглашением от 17.06.2013 внесены изменения, согласно которому истец исполнял обязанности по должности директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 11.
Распоряжением администрации г.о.г. Выкса Нижегородской области N856-р от 16.08.2018 г. к Мезин ЕЮ было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения по п. 7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ за непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруги, дающее основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя 16.08.2018.
При разрешении заявленных требований истца о незаконности его увольнения, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее также - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ) предусмотрено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) в том числе граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации принято постановление от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими Федеральными законами в целях противодействия коррупции", которым предусмотрена, в частности, обязанность работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в том числе представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Частью 9 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 данной статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 этой же статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.
Часть 3 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации к дисциплинарным взысканиям относит увольнение работника, в том числе по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 этого Кодекса, в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Из содержания приведенных норм права следует, что в случае установления факта непредставления работником организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей такой работник подлежит увольнению работодателем, если указанные действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя. Возможность увольнения работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, за утрату доверия обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.
Категории работников, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по пункту 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, определены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Трудовым кодексом РФ.
В соответствии со статьями 12.2 и 12.4 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2018 г. N 179"Об утверждении перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.04.2018 N 50678).
В пункте 1 данного Перечня должностей указаны должности руководителя организации, в частности должность директора.
На основании указанных норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец занимал должность, включенную в перечень должностей, на которые распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.
Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанные во исполнение подпункта "б" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 года N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", разработанные для применения во всех организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, и Памятка об ограничениях, запретах и обязанностях работников, находящихся в ведении Минтруда России, установленных в целях противодействия коррупции содержат следующие понятия:
коррупция - злоупотребление должностным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность работника влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 275 ТК РФ, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).
Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется: лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Постановлением администрации г.о.г. Выкса от 06.04.2015 N1036 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений г.о.г. Выкса Нижегородской области, и лицами, замещающими данные должности.
Одновременно Постановлением администрации г.о.г. Выкса от 06.04.2015 N1037 утверждено Положение о предоставлении лицом, поступающим на работу на должность руководителя муниципального учреждения г.о.г. Выкса Нижегородской области, а также руководителем муниципального учреждения г.о.г. Выкса Нижегородской области сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно пункту 3 указанного Положения руководитель муниципального учреждения ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия и иные выплаты), сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия и иные выплаты), сведения об их имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки.
В соответствии с пунктом 11 указанного Положения невыполнение руководителем муниципального учреждения обязанности, предусмотренной пунктом 3 настоящего Положения, является правонарушением, влекущим его освобождение от занимаемой должности.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" непринятие указанным выше лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Истец ознакомлен с порядком предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, своей супруги, о чем также свидетельствует п.2.21 Должностной инструкции директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения, согласно которому директор обязан представлять работодателю в установленном порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей. В данном документе имеется личная подпись Мезин ЕЮ в том, что он, как директор МБОУ, ознакомлен с должностной инструкцией и получил её экземпляр на руки 21.10.2013.
Материалами дела подтверждено, что согласно дополнительного соглашения к трудовому договору (заключенного ранее в устной форме) с директором Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 11 от 17.06.2013 г, трудовой договор с руководителем Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 11 от 17.06.2013 года изложен в письменной форме.
Согласно п. 9 трудового договора, руководитель обязан в том числе:
а) соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора;
б) обеспечивать эффективную деятельность учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности учреждения;
в) обеспечивать планирования деятельности учреждения с учетом средств, получаемых из всех источников, не запрещенных законодательством
Российской Федерации;
г) обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств учреждения, а также имущества, переданного учреждению в оперативное управление в установленном порядке;
д) обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров обязательств учреждения;
ц) представлять работодателю в установленном порядке сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Данные акты не предусматривают обязанность работодателя в ознакомлении руководителя учреждения с действующими нормативными правовыми актами.
Кроме того, приказом N302 от 27.12.2014 по МБОУ СШ N11 истец назначил себя ответственным за организацию работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Представленными справками о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и супругу подтверждается, что в 2015, 2016, 2017 годах истец представлял их в установленный срок.
В силу части 1 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", пункту 1 Методических рекомендаций Минтруда России по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный 2017 год) представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью соответствующего лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством.
Согласно пунктам 4, 5 указанных Методических рекомендаций, требованиями антикоррупционного законодательства не предусматривается освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе в период нахождения его в отпуске (ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения денежного содержания, отпуск по уходу за ребенком и другие предусмотренные законодательством отпуска), в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей.
При невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, указанного в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций.
В соответствии с пунктом 7 Методических рекомендаций служащие (работники) представляют сведения ежегодно в следующие сроки: не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно пунктам 8, 9 Методических рекомендаций сведения могут быть представлены служащим (работником) в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным. Откладывать представление сведений до апреля не рекомендуется, особенно в случае планируемого длительного отсутствия служащего (работника), например, убытия в служебную командировку или отпуск.
Согласно пункта 10 Методических рекомендаций если последний день срока представления сведений приходится на нерабочий день, то сведения представляются в последний рабочий день. В нерабочий день сведения направляются посредством почтовой связи с соблюдением условий, указанных в пункте 5 настоящих Методический рекомендаций.
Как следует из пояснений истца, ему было известно, что последний день подачи сведений о доходах за 2017 - 30.04.2018, который являлся выходным днем, поэтому он пришел в администрацию г.о.г. Выкса в первый рабочий день после этого срока - 03.05.2018. Однако документы у него не взяли и он ушел домой. 04.05.2018 он обратился в Выксунскую городскую прокуратуру с целью проведения проверки по факту незаконных действий со стороны администрации.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции исходил из того, что период представления сведений истцом о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и своей супруги работодателю в 2018 году составлял с 01 января 2018 по 28 апреля 2018 включительно или путем сдачи в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, однако в установленный срок до 30 апреля 2018 года указанных сведений истцом не представлено
Также, судом первой инстанции было установлено, что причина непредставления Мезин ЕЮ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруги за 2017 г. признана соответствующей комиссией необъективной и являющейся способом уклонения Мезин ЕЮ от представления работодателю таких сведений, поэтому у ответчика имелись основания для наложения на Мезин ЕЮ дисциплинарного взыскания за совершение проступка, дающего основания для утраты к нему доверия со стороны работодателя, в виде увольнения по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, процедура увольнения работодателем соблюдена, каких либо нарушений судом не выявлено, поэтому правомерно указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, считает их правильными, соответствующими собранным по делу доказательствам и действующему законодательству.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что последними днями представления сведений являлись 29 и 30 апреля 2018 года, которые приходились на нерабочие дни, поэтому сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера им были поданы 03.05.2018 г, однако сотрудниками управления кадровой работы в принятии данных сведений было отказано, сей факт нашел своё подтверждение в результатах проверки Выксунской городской прокуратуры, в связи с чем названные сведения представлены в срок, поэтому оснований для увольнения не имелось.
Данный довод судебной коллегией со ссылкой на положения пункта 10 Методических рекомендаций, где указано, что, если последний день срока представления сведений приходится на нерабочий день, то сведения представляются в последний рабочий день. В нерабочий день сведения направляются посредством почтовой связи с соблюдением условий, указанных в пункте 5 настоящих Методический рекомендаций. Судебная коллегия отмечает, что у истца имелась обязанность представить данные сведения не позднее 28 апреля 2018 года, либо направить по почте, однако указанное истцом не выполнено, поэтому вывод суда первой инстанции о наличии оснований для увольнения истца по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации является законным.
Кроме этого, по информации директора МБУ "Центр учета и отчетности" от 15.10.2018 истец работал в январе 2018, в феврале с 13 по 28 числа, в марте более недели, в апреле с 16 по 28 апреля 2018 года, в связи с чем судом первой инстанции правильно указано, что у истца имелась возможность представить сведения о доходах на себя и супругу в установленный срок.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о том, что он не был ознакомлен с нормативно-правовым актом, регулирующим порядок и сроки предоставления указанных сведений, отклоняется судебной коллегией, исходя из следующего.
Как следует из положений ст. 50 Устава городского округа город Выкса Нижегородской области от 27.11.2011 N 63 (в редакции решения Совета депутатов городского округа г. Выкса Нижегородской области от 09.01.2015 N 2, действовавшей на момент принятия Постановления от 06.04.2015 N1037), муниципальные правовые акты городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина обнародуются путем их официального опубликования в бюллетене "Вестник городского округа город Выкса Нижегородской области" и размещения на официальном сайте городского округа www.okrug-wyksa.ru. При этом частью 2 данной статьи Устава предусмотрено, что официальным опубликованием постановлений администрации городского округа считается первая публикация его полного текста в бюллетене "Вестник городского округа город Выкса Нижегородской области" или размещение на официальном сайте городского округа www.okrug-wyksa.ru.
В материалы дела представлен скрин-шот сайта сети Интернет следует, что указанное постановление администрации г.о.г. Выкса от 06.04.2015 N1037 было опубликовано 07.04.2015г. путем размещения на официальном сайте городского округа www.okrug-wyksa.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что свидетельствует об официальном опубликовании и обнародовании данного муниципального правового акта городского округа.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении со стороны ответчика процедуры наложения дисциплинарного взыскания, судебной коллегией признаются несостоятельными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона N 25-ФЗ порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
Согласно статьи 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда РФ в п. 34 Постановления от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", следует иметь в виду, что месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка; днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.
Материалами дела подтверждено, что истец находился на листке нетрудоспособности с 03.05.2018 по 15.06.2018 и с 17.07.2018 по 15.08.2018.
Служебной запиской от 03.05.2018 года начальника управления кадровой работы администрации городского округа город Выкса, БЕВ, на имя главы местного самоуправления сообщалось о непредставлении в отдел муниципальной службы и кадровой работы в установленный законодательством срок сведений о доходах за 2017 год Мезин ЕЮ
В целях установления факта непредставления руководителем муниципального учреждения сведений о доходах и проведения оценки обстоятельств непредставления в срок Мезин ЕЮ сведений о своих доходах, с Мезин ЕЮ работодателем было потребовано объяснение письмом от 04.05.2018 г. Однако, вручить письмо о даче объяснения Мезину Е.Ю. не представилось возможным, в связи с отсутствием его на рабочем месте (в здании школы N 11) 04.05.2018, что подтверждено Актом от 04.05.2018.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы местного самоуправления городского округа город Выкса КВВ поступило представление Выксунского городского прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. В данном представлении было указано, что директором МБОУ СШ N 11 Мезин ЕЮ сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя лично и супругу за 2017 год в установленный законом срок не представлены. В соответствии Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" потребовано рассмотреть данное представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений федерального законодательства, а также причин и условий, им способствовавших, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Одновременно с представлением (письмом от 07.05.2018) в адрес главы местного самоуправления из Выксунской городской прокуратуры были направлены 3 экземпляра справки (оригиналы) о доходах на супругу Мезин ЕЮ - Мезину Е.И, приложенных Мезин ЕЮ к обращению в городскую прокуратуру. Данные справки датированы 02.05.2018года.
Постановлением Администрации г.о.г. Выкса Нижегородской области от 15.06.2015 N 1927 утверждена комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации г.о.г. Выкса, основной задачей которой является содействие администрации в обеспечении соблюдения муниципальными служащими администрации г.о.г. Выкса ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Распоряжением администрации г.о.г. Выкса от 28.05.2018 за N332-к в отношении истца была назначена проверка по факту нарушения законодательства о противодействии коррупции, поручено рассмотреть результаты проверки на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации г.о.г. Выкса.
В целях получения объяснительной от Мезин ЕЮ, а также информирования его о проведении проверки, администрацией городского округа город Выкса на домашний адрес Мезин ЕЮ направлено письмо заказным почтовым отправлением (07.06.2018) с приложением уведомления, в котором истцу сообщалось о том, что в отношении него начата проверка в части невыполнения им обязанностей, установленных ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Данное письмо вернулось в адрес отправителя в связи с неполучением его адресатом 27.07.2018 года, что подтверждается копией конверта, отчетом об отслеживании почтового отправления.
04.07.2018 г, Мезин ЕЮ было лично вручено письмо о даче объяснений.
06.07.2018 истцом было представлено объяснение по факту совершения дисциплинарного проступка.
12.07.2018 было подготовлено мотивированное заключение отдела муниципальной службы и кадровой работы администрации г.о.г. Выкса.
Согласно протоколу заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации г.о.г. Выкса от 16.07.2018 N1 рекомендовано главе местного самоуправления уволить директора МБОУ СШ N11 Мезин ЕЮ по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 ТК РФ в связи с непредставлением сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги.
Как было указано выше, в период с 17.07.2018 г по 15.08.2018 г Мезин ЕЮ находился на больничном листе.
Распоряжением N850-р от 16.08.2018 на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ Мезин ЕЮ уволен за непредоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруги, дающее основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя 16.08.2018.
Время проведения проверки по факту нарушения законодательства о противодействии коррупции и рассмотрения материалов указанной проверки комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов не включается в срок привлечения к дисциплинарной ответственности работника, следовательно, с учетом данного обстоятельства, сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности нарушены не были.
Изложенное свидетельствует, что дисциплинарное взыскание в виде увольнения было применено к нему в установленный месячный срок привлечения к дисциплинарной ответственности.
Принимая во внимание изложенное и установив законность распоряжения об увольнении истца за не предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруги, дающее основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе ему в удовлетворении исковых требований о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, а также взыскании судебных расходов.
Судебная коллегия отмечает, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые привели к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 16 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.