судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захаровой С.В,
судей Винокуровой Н.С, Савинова К.А,
при секретаре Киселевой О.Р,
с участием Поздеева С.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Винокуровой Н.С,
дело по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Выксунского городского суда Нижегородской области суда от 27.09.2018 года
по иску ФИО1 к Администрации городского округа "адрес" ФИО2 "адрес" о признании необоснованным отказа в приеме на работу, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа "адрес" ФИО2 "адрес" о признании необоснованным отказа в приеме на работу, взыскании компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истцом подано обращение на имя главы местной администрации ФИО8, в котором он предложил свою кандидатуру в качестве начальника северного территориального управления, так как данная должность вакантна. На своё обращение ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ, в котором был набор выписок из нормативно-правовых актов, и не было ответа по существу на фактически поданное заявление о замещении вакантной должности. Считает данный ответ-отписку необоснованным отказом, не связанным с деловыми качествами и дискриминационным, что запрещено ст. 64 ТК РФ. Отказом в приеме на работу истцу нанесен моральный вред, который он оценивает в размере месячного дохода заместителя главы администрации ФИО9, который составляет согласно декларации за 2017 131 083руб.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске, дополнив, что обращению ДД.ММ.ГГГГ предшествовали следующие его действия. ДД.ММ.ГГГГ на приеме у главы местной администрации ФИО8 он предложил свою кандидатуру в качестве начальника Северного территориального управления, так как данная должность была вакантна. Глава администрации направил его к своему заместителю ФИО9, курирующему территориальные округа, для собеседования и принятия решения. После собеседования ФИО9 заявил, что возраст может являться препятствием и обещал позвонить, но не позвонил, в связи с чем он вынужден был записаться на прием к ФИО9, в ходе которого ФИО9 пояснил, что область не согласовала его кандидатуру из-за того, что ему уже 62 года, и сейчас он не готов принять решение, поскольку кроме возраста есть еще политические и экономические соображения. Считает, что ФИО9 ограничил его в трудовых правах. Должность начальника северного территориального управления вакантна уже более 1,5 года, что является или халатностью, или коррупционной составляющей. Нарушены права жителей на комфортную окружающую среду, никакие вопросы не решаются. Его возраст 62 года и законных оснований для отказа в приеме на работу по возрасту не имеется, так как предельный возраст поступления на муниципальную службу составляет 65 лет. Он обладает необходимыми деловыми качествами и профессиональными навыками. Поступлению на работу в соответствии со сложившимися традициями предшествует собеседование, при котором документы не спрашивают, а предоставляются они уже при непосредственном оформлении на работу, а поскольку такового не было, он такие документы не предоставлял. Считает отказ в приеме на работу необоснованным и дискриминационным.
Решением Выксунского городского суда ФИО2 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ постановлено в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
В апелляционной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование доводов указано, что судом сделаны необоснованные выводы относительно необращения истца к ответчику по вопросу трудоустройства. Свидетель ФИО9, который единственный мог подтвердить суть разговора, не явился в судебное заседание. Отказ истцу в приеме на работу был вызван не только возрастом истца, но и политическими и экономическими мотивами, что не было рассмотрено судом. Выводы суда первой инстанции не отвечают требованиям допустимости, относимости и не основаны на обстоятельствах дела.
Ответчиком представлены возражения.
Исходя из принципа диспозитивности и в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу правил ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено первой инстанции судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 присутствовал на приеме граждан главой местного самоуправления городского округа "адрес" ФИО2 "адрес" ФИО8 по вопросу "Предложения по благоустройству р. "адрес" и развития социальной инфраструктуры на территории рабочего поселка".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был принят заместителем главы администрации г.о. "адрес" ФИО9 по вопросу трудоустройства.
Согласно материалам дела и пояснениям самого ФИО10 на вопрос судебной коллегии, обращение по вопросу трудоустройства было устным, никаких документов истец не подавал.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г.о. "адрес" поступило обращение ФИО1 с предложением его кандидатуры на пост начальника Северного территориального управления с приложением резюме. При этом к указанному обращению не было приложено каких-либо документов.
Данное обращение было рассмотрено, и ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца был направлен ответ за N, в котором содержалась информация об особенностях деятельности муниципальных служащих в органе местного самоуправления, ссылки на нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность муниципальных служащих и порядок поступления на муниципальную службу, а также квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции на основании положений действующего законодательства. С учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу о том, что со стороны ответчика не было допущено дискриминационных действий по необоснованному отказу истцу в приеме на работу.
Судебная коллегия полагает указанный вывод суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право, в том числе заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.
Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ).
Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.
При этом, необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (части вторая и третья статьи 64 Кодекса); работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (часть четвертая статьи 64 Кодекса).
Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.
Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.
В качестве критериев дискриминации, как ст. 3, так и ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации, указывают пол, расу, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, имущественное, социальное и должностное положение, возраст, место жительства.
Устанавливая гарантии при заключении трудового договора для работников, статья 64 Трудового кодекса Российской Федерации, вместе с тем, не ограничивает право работодателя самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, а также оптимального согласования интересов работодателя и лица, ищущего работу.
В соответствии со ст.65 ТК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; справку о наличии (отсутствии) судимости и иные документы, предусмотренные специальным законодательством.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 8 Закона ФИО2 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 99-З "О муниципальной службе в ФИО2 "адрес"" для замещения должности муниципальной службы в ФИО2 "адрес" требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, указанных в настоящей статье.
Согласно ч.3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет: 1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; 2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 3) паспорт; 4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; 5) документ об образовании; 6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; 7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; 8) документы воинского учета - для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу; 9) заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; 10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 10.1) сведения, предусмотренные статьей 15.1 настоящего Федерального закона; 11) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Аналогичный перечень документов предусмотрен и ч.1 ст. 15 Закона ФИО2 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 99-З.
При этом по смыслу ч.6 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ и ч.6 ст. 15 Закона ФИО2 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 99-З назначению на должность муниципального служащего должно предшествовать предоставление гражданином указанных выше документов, сведения, содержащиеся в которых, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке.
Согласно материалам дела, в рассматриваемом случае имело место только устное обращение истца по вопросу трудоустройства, письменное заявление с приложением необходимых документов истцом подано не было, собеседования не было.
Указанное обстоятельство истцом не оспаривалось ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Таким образом, самим истцом не была соблюдена предусмотренная законом процедура обращения по вопросу трудоустройства, в связи с чем письмо ответчика на обращение истца правомерно носило только разъяснительный характер.
Доказательств того, что при устной беседе в отношении истца были допущены дискриминационные высказывания относительно невозможности занятия им должности в силу возраста и иных причин, то судебная коллегия обращает внимание, что доказательств этому материалы дела не содержат.
То обстоятельство, что ставка является вакантной на протяжении длительного периода времени не влияет на правомерность постановленного решения и не свидетельствует о дискриминации в отношении истца.
В целом все доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, они аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась сторона истца в обоснование иска, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности, с которой судебная коллегия соглашается.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в решении, их правильность не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции.
Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене или изменению решения.
Руководствуясь положениями ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 27.09.2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.