Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П,
судей Агеева О.В. и Степановой З.А,
при секретаре судебного заседания Никитине П.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Салимова Раниса Фанусовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный страховой стаж периоды работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе Салимова Раниса Фанусовича на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 мая 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее УПФ РФ в г. Чебоксары) от 05.03.2018 N 389 Салимову Р.Ф. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) по мотиву отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа лечебной деятельности. Стаж был установлен в 12 лет 3 месяца и 24 дня.
В специальный стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию, не были включены периоды работы, в том числе:
- с 01.11.1999 по 01.08.2000 в должности врача-стоматолога-хирурга кабинета стоматологической экстренной медицинской помощи в МУЗ " "... "";
- с 17.08.2000 по 03.01.2002 в должности врача-стоматолога-ортопеда-терапевта
в ООО " "И"";
- с 14.01.2002 по 08.02.2018 в должности врача-стоматолога в ООО " "Р"".
Не согласившись с решением пенсионного органа, Салимов Н.П. обратился в суд с иском о признании его незаконным, возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж вышеуказанных периодов и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 09.02.2018.
В суде первой инстанции Салимов Р.Ф, его представитель Федоров Н.М. требования поддержали.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10.05.2018 в удовлетворении исковых требований Салимова Н.П. отказано в полном объеме.
На решение суда Салимовым Р.Ф. подана апелляционная жалоба. В жалобе указывается, что при вынесении решения судом не учтены Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N2-П, согласно которому придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, противоречит нормам Конституции Российской Федерации и, что вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично), а также Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N11-П, согласно которому право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения должно определяться независимо от формы собственности учреждения (государственной, муниципальной, негосударственной).
В судебном заседании истец Салимов Р.Ф. и его представитель Федоров Н.М. жалобу поддержали.
Представитель УПФ РФ в г.Чебоксары, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, не явился. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч.2 ст.30 указанного Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (Список 2002 года);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (Список 1999 года), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.
Согласно п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (Правила 2002 года).
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяются Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.
Как следует из материалов дела, истец в период с 01.02.1999 по 01.08.2000 осуществлял трудовую деятельность в качестве врача-стоматолога-хирурга по дежурствам кабинета стоматологической экстренной медицинской помощи в МУЗ " ".."". 17.08.2000 он принят в ООО " "И"" на должность врача стоматолога ортопеда-терапевта, уволен 03.01.2002; 14.01.2002 принят в ООО " "Р"" на должность директора и врача стоматолога.
Согласно Списку 1999 года, работа в должности врача в учреждениях здравоохранения засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Включение работы в указанной должности в специальный стаж предусмотрено и Списком 2002 года.
Вместе с тем, как определено пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Из приведенной нормы права следует, что работа в должности врача в учреждениях здравоохранения подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, только при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, то есть продолжительность рабочего времени должна соответствовать объему полной ставки по должности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 01.02.1999 по 01.08.2000 работа в должности врача осуществлялась Салимовым Р.Ф. на 0,5 ставки.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал во включении в специальный стаж периодов работы Салимова Р.Ф. в указанной должности, начиная с 01.11.1999.
Что касается периода работы истца в ООО " "И"" и ООО "" "Р"", судебная коллегия также соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для включения данных периодов работы в специальный стаж истца.
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка 2002 года право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено включенным в раздел медицинским работникам, работающим в учреждениях, перечисленных в указанном списке в разделе "Наименование учреждений".
Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие на основании лицензий медицинскую деятельность, в Списке и Правилах 2002 года не указаны.
В соответствии со ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Пунктом 1 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовавшим на момент возникновения спорных отношений, учреждением признавалась некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение в силу статей 123.22 и 123.23 может быть государственным, муниципальным или частным.
В силу вышеуказанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью не относятся к учреждениям.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 22.12.2015 N 2991-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости (согласно ранее действовавшему пенсионному законодательству - трудовую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (с 01.01.2015 - страховой пенсии по старости) связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Таким образом, поскольку в спорные периоды истец осуществлял свою деятельность в организациях, не поименованных в Списках, а законодатель предусмотрел возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости не в связи с любой работой в данной профессиональной сфере, а лишь в случае выполнения ее при влиянии различного рода неблагоприятных факторов, повышенной нагрузки в учреждениях здравоохранения, оснований для включения периодов работы Салимова Р.Ф. в должности врача-стоматолога-ортопеда-терапевта в ООО " "И"" и в должности врача-стоматолога в ООО " "Р"" у суда первой инстанции не имелось.
Ссылка в жалобе на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации на правильность решения суда не влияет. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П не содержит выводы относительно пенсионного обеспечения лиц, работа которых протекла не в учреждениях здравоохранения. Предметом рассмотрения суда являлся вопрос о праве на досрочную пенсию по старости лицам в учреждениях здравоохранения не являющихся государственными (муниципальными).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений (п.17).
При изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абз.2 п.17).
Аналогичная правовая позиция изложена и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.07.2017 N 25-КГ17-3.
Сведений о том, что ООО " "И"" и ООО " "Р"" ранее являлось учреждением здравоохранения, а впоследствии изменило свою организационно-правовую форму, не имеется.
При изложенных выше обстоятельствах у суда не имелось оснований для включения указанных периодов в специальный стаж, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отсутствием у истца требуемого специального стажа, решение суда в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости также является законным и обоснованным.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Салимова Раниса Фанусовича на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 мая 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи О.В. Агеев
З.А. Степанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.