Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Сирновой Е.Д., Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чувашской Республике о взыскании с Чекушкина Анатолия Семеновича обязательных платежей, поступившее по апелляционной жалобе Чекушкина А.С. на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 2 октября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Чувашской Республике (далее также Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Чекушкина А.С. задолженности по транспортному налогу за 2016 год в сумме 52 906 руб. и пени по транспортному налогу за период со 2 декабря 2017 года по 14 декабря 2017 года в размере 189,14 руб, мотивируя свои требования тем, что на основании данных, представленных регистрирующими органами, Чекушкину А.С. был произведен расчет транспортного налога за 2016 год со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2017 года, который им своевременно уплачен не был. В последующем Чекушкину А.С. было направлено требование от 15 декабря 2017 года N 5611, в котором ему сообщалось о наличии задолженности и о сумме пеней, начисленных на недоимку.
Представитель Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Чувашской Республике в судебное заседание суда первой инстанции не явился, в направленном в адрес суда письме просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции.
Чекушкин А.С, участвуя в судебном заседании, требования не признал.
Решением Батыревского районного суда Чувашской Республики от 2 октября 2018 года административный иск удовлетворен.
Не согласившись с данным решением, Чекушкин А.С. подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе удовлетворении административного иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Инспекции Чернова О.Г. в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать.
Чекушкин А.С, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. В направленном в адрес суда письме, поддерживая доводы жалобы, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом (физическим или юридическим), представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 1 января 2016 года). В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 января 2016 года) транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18 декабря 2003 года N 472-О, положения ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами п.п. 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
В силу ст. 33 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" на территории Чувашской Республики от уплаты налога освобождаются, в том числе,... Для физических лиц, на которых зарегистрированы два и более транспортных средства, в отношении которых в соответствии с настоящей статьей они освобождаются от уплаты налога, льгота предоставляется по их выбору на одно транспортное средство.
Из дела следует, что Чекушкину А.С, являющемуся... на праве собственности принадлежит... транспортных средств, а именно:...
9 августа 2017 года административным истцом по адресу регистрации административного ответчика (... ) для уплаты налога было направлено налоговое уведомление от 5 августа 2017 года N 37760793 об уплате, в том числе, транспортного налога в отношении перечисленных транспортных средств, за исключением... по которому налог не начислен. Размер налоговой льготы составил... руб.
22 января 2018 года налоговый орган направил Чекушкину А.С. требование N 5611 об уплате транспортного налога и пени в срок до 7 февраля 2018 года.
Однако требования налоговой инспекции в добровольном порядке Чекушикным А.С. исполнены не были, и данное обстоятельство им не оспаривается.
Соответственно, в такой ситуации, когда доводы налогового органа о наличии за Чекушкиным А.С. задолженности по уплате транспортного налога за 2016 года нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, вывод районного суда об удовлетворении заявленных им требований следует признать правильным, основанным на представленных материалах дела и требованиях закона.
Доводы Чекушкина А.С. о том, что он должен быть освобожден от уплаты транспортного налога в отношении всех транспортных средств, поскольку приобретены они им были до 1 января 2014 года, то есть, в период действия редакции ст. 33 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" полностью освобождающей его как... от уплаты транспортного налога, основанием к отмене постановленного по делу решения являться не могут, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Так, в силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 апреля 2014 года N 12-П, ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет общий (основной) принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
Согласно п.п. 2, 3 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Законом Чувашской Республики от 11 октября 2013 года N 60 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" внесены изменения в ст. 33 "Налоговые льготы", которые вступили в силу 1 января 2014 года.
В частности, с 1 января 2014 года в соответствии со ст. 33 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" на территории Чувашской Республики от уплаты налога освобождаются, в том числе инвалиды; для физических лиц, на которых зарегистрированы два и более транспортных средства, в отношении которых в соответствии с настоящей статьей они освобождаются от уплаты налога, льгота предоставляется по их выбору на одно транспортное средство.
Ранее положения данной нормы права не предусматривали ограничений в количестве зарегистрированных транспортных средств, в отношении которых физическое лицо освобождалось от уплаты налога.
В соответствии с общеправовыми принципами налогового законодательства при введении в действие законов о налогах и сборах гражданам, которые до изменения правового регулирования имели право на пользование налоговой льготой и утрачивают его после вступления в силу соответствующего закона, должен быть предоставлен достаточный переходный период, в течение которого они могут адаптироваться к вносимым изменениям с тем, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия. Соответствующая правовая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2013 года N 26-П по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 4 Закона Челябинской области "О транспортном налоге" в связи с запросом Законодательного собрания Челябинской области.
Закон Чувашской Республики от 11 октября 2013 года N 60 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации", которым внесены изменения в ст. 33 названного закона, принят Государственным Советом Чувашской Республики 10 октября 2013 года, опубликован на портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет 11 октября 2013 года, а также в газете "Республика" 17 октября 2013 года, вступил в действие 1 января 2014 года.
Таким образом, конституционно-правовой режим стабильности налоговых отношений для... как физических лиц, на которых зарегистрированы два и более транспортных средства, введенным Законом Чувашской Республики от 11 октября 2013 года N 60 ограничением на пользование налоговой льготой по транспортному налогу не нарушается, поскольку новый закон, изменивший положения о порядке взыскания транспортного налога, соответствующие льготы не отменил, а лишь установиллимит бесплатного пользования гражданами... транспортными средствами. Обратная сила ограничению на пользование льготой по транспортному налогу не придавалась.
При этом, то обстоятельство, что транспортные средства приобретены Чекушкиным А.С. до 1 января 2014 года, даже при его обоснованности, основанием к освобождению от уплаты транспортного налога в отношении всех принадлежащих ему транспортных средств являться не может, поскольку в силу действующего налогового законодательства, обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога возникает по итогам каждого налогового периода в течение всего времени нахождения транспортного средства в собственности (ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в целом доводы апелляционной жалобы повторяю возражения административного ответчика относительно заявленных требований, которые при установленных по делу выше обстоятельствах, правильно признаны несостоятельными.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Чекушкина А.С. на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 2 октября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи И.Н. Орлова
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.