Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания Андрияновой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Черновой Светланы Ивановны, Николаевой Роммы Николаевны, Ивановой Людмилы Геннадьевны, действующих в своих интересах и в защиту интересов группы лиц, о признании незаконным бездействия администрации Чебоксарского района Чувашской Республики и администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, поступившее по апелляционной жалобе Черновой Светланы Ивановны, Николаевой Роммы Николаевны, Ивановой Людмилы Геннадьевны, действующих в своих интересах и в защиту интересов группы лиц, на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 22 октября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Административные истцы Чернова С.И, Николаева Р.Н, Иванова Л.Г, действующие в своих интересах и в защиту интересов группы лиц: Гурьева С.В, Петрова М.П, Петровой О.П, Ковалева Ю.В, Макаровой Е.В, Макаровой Н.П, Едифанова А.А, Крымовой Н.С, Едифановой О.О, Семенова А.Н, Петровой З.П, Дмитриевой А.Г, Васильевой Е.Н, Петрова И.С, Петрова К.С, Дмитриевой Д.Г, Вениаминовой Г.А, Игнатьевой М.В, Николаева Д.О, обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением о признании незаконным длящегося бездействия администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (далее также администрация района) и администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее также администрация сельского поселения), выразившегося:
1) в не включении многоквартирных домов... с 2007 года по настоящий день в границы населенного пункта;
2) в не формировании земельных участков под многоквартирными домами... с 2007 года по настоящий день;
3) в не переводе земли под многоквартирными домами из категории земель "сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли поселений" с видом разрешенного использования "для объектов жилой застройки";
возложении обязанности устранить допущенные нарущения в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения в законную силу.
Заявленные требования мотивированы тем, что жилые помещения в усадебных домах... на основании постановления главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 20 апреля 2007 года N 238, переведены из разряда нежилых помещений СХПК "им. И.Г. Кадыкова" в жилые помещения. Указанные многоквартирные дома располагаются на земельном участке, ранее предоставленном СХПК "... ", относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Органы местного самоуправления, на неоднократные обращения жителей, в нарушение Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ч.ч. 3, 4 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, разъяснений, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П, не формируют земельные участки под указанными многоквартирными домами, не переводят земельные участки из одной категории в другую.
В судебном заседании суда первой инстанции административные истцы Чернова С.И, Николаева Р.Н, Иванова Л.Г, действующие в своих интересах и в защиту интересов группы лиц, а также административные истцы Ковалев Ю.В, Макарова Е.В, Петрова З.П, Васильева Е.Н. исковые требования поддержали, представитель административного ответчика администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Рестгублики Михайлов А.Н. требования не признал по тем мотивам, что земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома принадлежат на праве собственности Андрееву В.Л, в связи с чем, органы местного самоуправления полномочий по формированию земельных участков не имеют.
Административный ответчик администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, заинтересованное лицо Андреев В.Л. в судебном заседании не присутствовали, представитель Андреева В.Л. Иванов М.А. заявленные требования не признал, пояснив, что земельные участки под многоквартирными домами Андреев В.Л. намерен передать органам местного самоуправления, но имеются препятствия ввиду принятия обеспечительных мер судом.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 22 октября 2018 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным решением административными истцами подана апелляционная жалоба по мотивам незаконности и необоснованности на предмет отмены решения суда и принятия по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В суде апелляционной инстанции Чернова С.И, Николаева Р.Н, Дмитриева А.Г, Васильева Е.Н, представитель Макаровой Е.В. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения по следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административные истцы являются собственниками квартир в многоквартирных домах.., права на которые возникли в силу вступивших в законную силу судебных актов.
В силу п.2 ст.2 Устава Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, принятого Решением Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 30.04.2013 N 22-01, в состав территории Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, входят, в числе прочего, село Синьялы, д. Янашкасы.
Из объяснений сторон установлено, что 8-ми квартирный жилой дом N... и 4-х квартирный жилой дом N... находились в границах земельного участка кадастровым номером.., относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, принадлежащего на праве собственности Андрееву В.Л, 3-х квартирный жилой дом N... в границах земельного участка кадастровым номером... площадью 118049 кв.м, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, принадлежащего на праве собственности также Андрееву В.Л.
Согласно Правил землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, утвержденных решением Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 29.12.2016 N 19-02, земельные участки с кадастровым номером... отнесены к территориальной зоне СХ-2 (зона сельскохозяйственных предприятий).
Впоследствии, собственником земельного участка Андреевым В.Л. из земельного участка с кадастровым номером... с целью образования земельных участков под многоквартирными домами образованы земельный участок с кадастровым номером... площадью 1114 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером... площадью 950 кв.м. с границами которых административные истцы не согласны.
Неоднократные обращения жильцов указанных многоквартирных домов в органы местного самоуправления - администрацию района и администрацию сельского поселения с заявлениями по вопросам включения многоквартирных домов в границы населенных пунктов, формировании земельных участков под многоквартирными домами, переводе земель под многоквартирными домами из категории земель "сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли поселений" результатов не дали, на обращения получены ответы из администрации Чебоксарского района от 02.05.2017 N 061-06-0406-3601, от 18.04.2018 N 011/01-1-10-3139, из администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 02.05.2017 N 631, от 10.05.2018 N 499, мотивированные невозможностью решения поставленных в нем вопросов в связи с принадлежностью земельных участков на которых расположены многоквартирные дома на праве собственности Андрееву В.Л, возражающему в переводе земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, отсутствием их в существующей застройке поселения, а также содержащих рекомендации по обращению к собственнику земельного участка для формирования земельных участков под многоквартирными домами с элементами озеленения и благоустройства. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются административными ответчиками.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, проанализировав положения ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", разъяснения, изложенные в пунктах 66, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", используя правовые позиции, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П, исходил из того, что обязанность органа местного самоуправления по формированию земельного участка, необходимого для обслуживания (эксплуатации) многоквартирного жилого дома обусловлено наличием определенных условий: данный земельный участок должен находиться в существующей застройке поселений; у третьих лиц не должно быть правопритязаний на этот земельный участок; формирование земельного участка подлежит осуществлению по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, и, установив отсутствие указанных необходимых условий, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п.1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п.1 ст.83 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п.5 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации малоэтажные, среднеэтажные жилые дома могут размещаться на земельных участках из категории земель населенных пунктов, отнесенных к территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами либо к зоне застройки среднеэтажными жилыми домами, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
На территории Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики генеральный план утвержден решением Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 27.11.2008 N 24-03 "Об утверждении генерального плана Синьяльского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов входящих в состав Синьяльского сельского поселения".
Из выкопировки из Карты градостроительного зонирования Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики видно, что многоквартирные дома... в границы населенных пунктов села Синьялы и д. Янашкасы не входят.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установилв Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).
В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 16 указанного Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ).
Из частей 2 - 5 статьи 16 того же федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что предусмотренная ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" обязанность по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, на органы местного самоуправления может быть возложена только при нахождении многоквартирного дома в границах существующей застройке, т.е. при нахождении многоквартирного дома в границах населенного пункта.
Между тем, доказательств, подтверждающих нахождение указанных многоквартирных домов в границах населенных пунктов села Синьялы и д. Янашкасы Чебоксарского района Чувашской Республики, в материалах дела не имеется, в связи с чем, оснований для признания незаконным бездействия органов местного самоуправления по не формированию земельных участков под многоквартирными домами у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия соглашается с доводами административных истцов о нарушении их прав не включением многоквартирных домов в границы населенных пунктов, поскольку при утверждении генерального плана Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики органом местного самоуправления в целях устойчивого развития территории не учтено фактическое использование объектов капитального строительства и фактическое использование земельных участков под ними, в связи с чем не были обеспечены благоприятные для условия жизнедеятельности граждан, проживающих в указанных домах, которым присвоены почтовые адреса.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановлением от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" жилищный фонд совхоза, собственниками помещений которых впоследствии стали административные истцы, подлежал передаче в муниципальную собственность с сохранением прав на жизнеобеспечение граждан, проживающих в нем. Неисполнение указанных требований Закона не может влечь неблагоприятные условия для граждан, негативно отражаться на их законных правах.
Между тем, установленное обстоятельство по не включению многоквартирных домов в границы населенных пунктов не служит основанием для удовлетворения настоящего иска, поскольку реализации права, предоставленного ч. 15 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации по оспариванию генерального плана осуществляется в ином судебном порядке по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с соблюдением правил подсудности, предусмотренных ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оснований для удовлетворения требования о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления по не включению многоквартирных домов... в границы населенного пункта, у суда первой инстанции также не имелось, поскольку согласно ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.
Между тем, как видно из материалов дела, к заявлениям о включении указанных многоквартирных домов в границы населенных пунктов кадастровый паспорт земельных участков административными истцами не прикладывался. Данный документ и не мог был быть приложен ввиду отсутствия образованного собственниками помещений в многоквартирных домах земельного участка, необходимого для его обслуживания, с элементами озеленения и благоустройства.
Так, согласно п.1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По смыслу указанной правовой нормы и применительно к настоящему публично-правовому спору, при не достижении согласия с собственником земельного участка, земельный участок может быть образован в судебном порядке.
Пунктами 1, 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Следовательно, при наличии определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 14 февраля 2018 года, которым отменено определение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 3 марта 2016 года и отказано в удовлетворении заявления Андреева В.Л. и сельскохозяйственного производственного кооператива "... " об утверждении мирового соглашения от 3 марта 2016 года по иску Андреева В.Л. к сельскохозяйственному производственному кооперативу "... " о взыскании суммы займа и др, подлежит оспариванию зарегистрированное право Андреева В.Л. на земельные участки с кадастровыми номерами...
Исходя из разъяснений, изложенных в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права допустимо путем истребования земельного участка в границах образованных участков из чужого незаконного владения.
Заявленное требование о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления по изменению категории земельного участка под многоквартирным домом неразрывно связано с включением земельного участка под многоквартирными домами в границы населенного пункта, поскольку в силу ч. 1 пп. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В силу части 1 статьи 8 указанного закона установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Соответственно, в такой ситуации, когда судом не было установлено незаконности в действиях или незаконного бездействия органов местного самоуправления, при условии, что все обращения административных истцов рассмотрены в установленные сроки в установленном законом порядке, оснований для удовлетворения административного иска у суда не имелось.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к необходимости переоценки доказательств, из которых исходил суд первой инстанции при постановке своих выводов, которые не основаны на нормах процессуального закона.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Черновой Светланы Ивановны, Николаевой Роммы Николаевны, Ивановой Людмилы Геннадьевны, действующих в своих интересах и в защиту интересов группы лиц, на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 22 октября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В.Карлинов
Судьи: И.Н.Орлова
Д.В.Алексеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.