Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е,
судей Скворцовой О.В. и Лелекова Н.Г,
при секретаре Матвеевской А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Матросова А.В. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 3 октября 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Матросова А.В. к специализированному государственному автономному учреждению Республики Марий Эл "Марийская база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана", обществу ограниченной ответственностью "Безопасность и охрана труда" о признании незаконным требования о прохождении медицинского осмотра, отмене карты специальной оценки условий труда N 11А отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Матросов А.В. обратился в суд с иском к специализированному государственному автономному учреждению Республики Марий Эл "Марийская база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" (далее - СГАУ РМЭ "Авиалесоохрана"), обществу ограниченной ответственностью "Безопасность и охрана труда" (далее - ООО "Безопасность и охрана труда"), в котором просил:
признать необоснованным и несоответствующим нормам законодательства требование о проведении медицинских осмотров для должности лесовода наземных лесопожарных служб СГАУ РМЭ "Авиалесохрана" по нормативам пункта 9 приложения N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н (аварийно-спасательные службы);
отменить карту N 11А специальной оценки условий труда по должности наземных лесопожарных служб СГАУ РМЭ "Авиалесоохрана" - лесовод, составленную в 2017 году ООО "Безопасность и охрана труда", как содержащую положение о проведении медицинских осмотров (п/п 7 таблицы по строке 040).
В обоснование иска Матросов А.В. указал, что в 2017 году ответчиками проведена специальная оценка условий труда в СГАУ РМЭ "Авиалесоохрана", по результатам которой лесоводам предписано прохождение ежегодных медицинских осмотров по пункту 9 приложения N 2 приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н. Считает, что специальная оценка условий труда проведена не в полном объеме, проведенные ООО "Безопасность и охрана труда" исследования вредных факторов по должностям наземных лесопожарных служб не имеют оснований для изменения категории медосмотров из отрасли "лесное хозяйство" в категорию "аварийно-спасательные службы", заключение о прохождение медицинского осмотра по вышеуказанному пункту безосновательно. СГАУ "Авиалесоохрана" фактически подменяет отраслевую принадлежность должностей лесопожарных служб на категорию должностей, не относящихся к отрасли лесного хозяйства и к основному виду деятельности организации.
Определением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 19 июня 2018 года исковые требования Матросова А.В. к СГАУ РМЭ "Авиалесоохрана" о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка выделены в отдельное производство.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Матросов А.В. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, а также на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы Матросов А.В. указывает на доводы и обстоятельства, которые по существу повторяют его позицию, выраженную в исковом заявлении и объяснениях, данных при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Он, как работник, не согласен с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте, проведенной ответчиками. Считает, что до проведения специальной оценки условий труда он всегда успешно проходил медосмотр по пункту 3 приложения N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н, как работник "по валке, сплаву, транспортировке, первичной обработке, охране и восстановлению лесов". Настаивает на том, что к работникам аварийно-спасательных служб занимаемая им должность "лесовод" не относится, поэтому направление на прохождение медосмотра по пункту 9 приложения N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н, является необоснованным и незаконным.
В возражениях на жалобу СГАУ РМЭ "Авиалесоохрана" приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить апелляционную жалобу Матросова А.В. без удовлетворения.
Заслушав Матросова А.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя СГАУ РМЭ "Авиалесоохрана" Смородинова В.С, просившего оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца 11 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 года (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников (пункт 5 статьи 7 Федерального закона N 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона N 426-ФЗ).
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона N 426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности и представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона N 426-ФЗ работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что Матросов А.В. на основании трудового договора "N" от 20 апреля 2015 года работал на должности лесовода в ПХС-3 (пожарно-химическая станция третьего типа) "адрес" СГАУ РМЭ "Авиалесоохрана" с 20 апреля 2015 года.
В 2017 году в СГАУ РМЭ "Авиалесоохрана" проведена специальная оценка условий труда (далее - СОУТ).
В соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ приказом руководителя СГАУ РМЭ "Авиалесоохрана" от 28 марта 2017 года "N" создана комиссия численностью пять человек в составе: председатель комиссии начальник ФИО1; начальник ПХС-3 "адрес" ФИО2; главный бухгалтер ФИО3; представитель трудового коллектива ФИО4; специалист по охране труда ФИО5 Указанным приказом утвержден график проведения специальной оценки условий труда со сроком проведения с марта 2017 года по май 2017 года. 30 марта 2017 года утвержден перечень рабочих мест, на которых проводится специальная оценка условий труда с указанием поименно работников и занимаемых ими должностей, с характеристикой должных обязанностей, гарантий и компенсаций, представляемых работникам.
14 апреля 2017 года СГАУ РМЭ "Авиалесоохрана" для проведения специальной оценки условий труда заключен договор (контракт) "N" с ООО "Безопасность и охрана труда", то есть с организацией, которая соответствует установленным статьей 19 Федерального закона N 426-ФЗ требованиям, имеет аттестат аккредитации "N" от 10 февраля 2016 года.
Экспертом ООО "Безопасность и охрана труда" ФИО6, имеющей сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда "N" от 25 апреля 2016 года, в рамках СОУТ проведена идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в СГАУ РМЭ "Авиалесоохрана".
Эксперт ФИО6 в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона N 426-ФЗ в целях определения перечня подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов изучила документацию, характеризующую деятельность организации, используемые на рабочих местах производственное оборудование (технику) и должностные обязанности работников, провела обследование рабочих мест с выездом на базу пожарно-химической станции третьего типа "адрес", ознакомилась с работами, фактически выполняемыми работниками ПХС-3 на рабочих местах, провела беседы с работниками в целях выяснения их предложений по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
Согласно заключению эксперта ФИО6 "N" о проведении идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов от 18 апреля 2017 года для 20 рабочих мест определен перечень производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, утвержденный на заседании комиссии от 18 апреля 2017 года.
По результатам проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов составлен протокол исследования (испытаний) и измерений тяжести трудового процесса по наименованию рабочего места лесовод (участник по тушению пожара) N 11А-ТМ, в котором с учетом рабочей позы (рабочего положения тела работника в течении рабочего дня) установлен класс условий труда 3.1 в соответствии с таблицей 5 приложения N 20 к Методике проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению: нахождение в положении "стоя" до 80 % времени рабочего дня (смены).
Также проведены исследования (испытания) и измерения напряженности трудового процесса рабочего места лесовода (участник по тушению пожара), отраженные в протоколе N 11-1 (11А)-Н от 24 апреля 2017 года, по результатам которых вредных факторов условий труда не выявлено, установлен 2 класс условий труда.
По результатам проведения специальной оценки условий труда составлена карта N 11А специальной оценки условий труда лесовода (участника тушения пожара), содержащая сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда 3.1, а также о гарантиях и компенсациях, предоставляемых работнику (работникам) на данном рабочем месте: "Повышенная оплата труда и проведение медицинских осмотров по пункту 9 приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Отчет о проведении специальной оценки условий труда, включающий в себя карту СОУТ N 11А, подписан всеми членами комиссии и утвержден руководителем СГАУ "Авиалесоохрана" 30 июня 2017 года.
Приказом начальника СГАУ РМЭ "Авиалесоохрана" от 3 мая 2018 года "N" Матросов А.В. уволен с должности лесовода ПХС-3 3 мая 2018 года на основании пункта 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, выразившихся в не прохождении обязательного медицинского осмотра, приказов руководителя.
Из объяснений истца и материалов дела следует, что не прохождение обязательного медицинского осмотра связано с несогласием Матросова А.В. с установлением по результатам проведения специальной оценки условий труда необходимости прохождения для должности "лесовод" медицинского осмотра по пункту 9 приложения N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н, согласно которому работы, выполняемые аварийно-спасательными службами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отнесены к работам для определения пригодности к которым требуется периодическое медицинское обследование работников с периодичностью 1 раз в год.
Исследовав представленные сторонами доказательства и дав им оценку по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных истцом требований о признании незаконными результатов проведения специальной оценки условий труда.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, поскольку он основан на материалах дела и сделан в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими спорные отношения сторон.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16 июня 2011 года N 184 "О силах и средствах постоянной готовности территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" утвержден перечень сил и средств постоянной готовности территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, к числу которых отнесено Специализированное государственное автономное учреждение Республики Марий Эл "Марийская база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана".
В соответствии с пунктом 1 Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного Приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 года N 167, пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах-техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
Пунктом 2 указанного Положения о пожарно-химических станциях предусмотрено, что ПХС формируются на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения.
ПХС-3 (третьего типа) организуется в районах, леса которых имеют очень высокую природную пожарную опасность, продолжительный пожароопасный сезон и являются наиболее горимыми в регионе. Формируется в лесхозах (национальных парках, государственных природных заповедниках), находящихся в центре пожароопасной зоны, для ликвидации крупных лесных пожаров, создающих чрезвычайные ситуации, как специализированная межрайонная лесопожарная служба органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации. Оснащается мощной техникой, транспортом для оперативной доставки команд к пожарам, средствами пожаротушения, связи, инвентарем и прочим имуществом. При ней могут создаваться резервные склады и средства пожаротушения. Команда ПХС-3 организуется как постоянное (круглогодичное) формирование (пункт 3 Положения о пожарно-химических станциях).
Согласно Уставу СГАУ "Авиалесоохрана" это учреждение создано в целях выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах и других природных ландшафтах, а также защиты от вредных организмов, негативных воздействий и обеспечения санитарной безопасности в лесах, путем применения воздушных судов и наземными способами с использованием специализированных сил и технических средств. Учреждение осуществляет виды деятельности, к числу которых относится обнаружение и тушение лесных пожаров наземным способом; проведение профилактических противопожарных мероприятий; выполнение мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, массовым распространением вредителей и болезни лесов; проведение в установленном порядке аварийно-спасательных работ, в том числе авиационных поисково-спасательных.
Должностными обязанностями лесовода ПХС-3 СГАУ РМЭ "Авиалесоохрана", утвержденными начальником СГАУ РМЭ "Авиалесоохрана" 11 января 2016 года, являются в том числе: участие в работах по тушению лесного пожара, по охране, защите и воспроизводству лесов; заполнение номеров лесопожарного расчета, выезд к месту возникновения пожара и выполнение распоряжений начальника или руководителя пожара; патрулирование территории.
Пунктом 4.1. приложения N 1 к приказу Минздравсоцразвития России N 302н в перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), включены факторы трудового процесса: физические перегрузки (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве) (при отнесении условий труда по данным факторам по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к подклассу вредности 3.1 и выше), при воздействии которых периодичность медицинского осмотра установлена 1 раз в год.
Исходя из вышеприведенного правового регулирования, суд верно исходил из того, что пожар относится к чрезвычайным ситуациям природного или техногенного характера, СГАУ РМЭ "Авиалесоохрана" входит в структуру единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а работы выполняемые по должности "лесовод ПХС-3" относятся к работам, выполняемым аварийно-спасательными службами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а не ограничиваются только работами по валке, сплаву, транспортировке, первичной обработке, охране и восстановлению лесов. Лесовод ПХС-3 является непосредственным участником тушения лесных пожаров, работает на кромке пожара в условиях задымления.
При установленных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что предоставление по должности лесовода ПХС-3 гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (подкласс вредности 3.1), связанных с прохождением ежегодного медицинского осмотра по пункту 9 приложения N 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н, соответствуют уставу СГАУ РМЭ "Авиалесоохрана", должностным обязанностям лесовода ПХС-3, установленному классу (подклассу) вредности по должности лесовода ПХС-3 - 3.1.
Вопреки доводам жалобы суд правомерно не принял в качестве допустимого и достоверного доказательства заключение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда "N" от 22 августа 2018 года, выполненной работником отдела трудовых отношений, оплаты труда, охраны и экспертизы условий труда Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл ФИО7
В обоснование данного в своем заключении вывода о том, что проведение специальной оценки условий труда на рабочем месте лесовода (участника по тушению пожаров) СГАУ РМЭ "Марийская база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" не соответствует требованиям законодательства, эксперт ФИО7 указал на то, что в нарушение пункта 3 статьи 10 Федерального закона N 426-ФЗ при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте лесовода (участника по тушению пожаров) в карте СОУТ N 11А (строка 22) не идентифицированы производственное оборудование, материалы и сырье, которые используются работником при осуществлении трудовой деятельности.
При этом, как полагает эксперт ФИО7, отнесение проведения медицинского осмотра по приложению N 2 пункта 9 Приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н (как на работах, выполняемых аварийно-спасательными службами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) является ошибочным толкованием как основного вида экономической деятельности учреждения, внесенных изменений в устав СГАУ РМЭ "Марийская база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана", так и должностных обязанностей лесовода (участника по тушению пожара). Считает, что кругу должностных обязанностей лесовода соответствует проведение медицинского осмотра по приложению N 2 пункт 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н (как работы по валке, сплаву, транспортировке, первичной обработке, охране и восстановлению лесов).
Суд верно исходил из того, что заключение государственной экспертизы условий труда не соответствует требованиям статьи 86 ГПК РФ, пунктов 26, 35, 36 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 12 августа 2014 года N 549н, поскольку выводы эксперта не мотивированы, не содержат подробного исследования. В частности, в экспертном заключении не приведено никаких сведений о том, какое именно оборудование и материалы не учтены в рамках проведенной ответчиками специальной оценки условий труда и каким образом это могло повлиять на результаты СОУТ.
Вывод эксперта ФИО7 о том, что при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте лесовода (участника по тушению пожаров) в карте СОУТ N 11 А (строка 22) не идентифицированы производственное оборудование, материалы и сырье, которые используются работником при осуществлении трудовой деятельности, опровергается материалами дела, которые были исследованы судом.
СГАУ РМЭ "Авиалесоохрана" для проведения специальной оценки условий труда ООО "Безопасность и охрана труда" предоставлялась информация, являющаяся приложением N 2 к договору "N" от 14 апреля 2017 года, где указан перечень используемого оборудования, материалов и сырья по наименованию рабочих мест согласно штатному расписанию, в том числе по должности лесовода приведено наименование оборудования: емкость с химраствором.
Судом установлено и это не оспаривалось сторонами, что при осуществлении трудовой деятельности по должности "лесовод" истцом используется резиновая емкость с водой весом 18 кг, лопата и кирка.
При этом резиновая емкость с водой весом 18 кг. при проведении СОУТ экспертом ООО "Безопасность и охрана труда" ФИО6 учтена при исследовании (испытании) и измерениях тяжести трудового процесса. Лопата и кирка не относятся к оборудованию в соответствии с пунктом 3.4 "ГОСТ ЕН 1070-2003. Межгосударственный стандарт. Безопасность оборудования. Термины и определения" (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 5 декабря 2003 года N 346-ст), поэтому они не подлежат исследованию и измерению. Сведений о каком-либо ином оборудовании, используемом лесоводом, не имеется. Кроме того, идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов проводилась экспертом ФИО6 с непосредственным опросом работников, у которых выяснялись их фактические функции и используемое оборудование.
Кроме того, суд обоснованно указал на то, что эксперт ФИО7 при проведении государственной экспертизы условий труда не воспользовался своим правом просить суд о предоставлении ему дополнительных материалов и документов для исследования (часть 3 статьи 86 ГПК РФ), что привело к тому, что заключение было им дано без учета документов, имеющих существенное значение для оценки результатов проведенной ответчиками специальный оценки условий труда.
Вопросы, заданные эксперту ФИО7 в судебном заседании, к разъяснению или дополнению его заключения не привели, так как им были даны противоречивые пояснения о том, что представленные в судебном заседании документы имеют значение для государственной экспертизы оценки условий труда, вместе с тем без исследования этих документов он утверждает, что на выводы экспертного заключения они повлиять не могут.
В силу части 3 статьи 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 указанного кодекса.
Оценка судом государственной экспертизы условий труда достаточно полно отражена в решении, несогласие суда с данным заключением подробно мотивировано и каких-либо сомнений не вызывает.
Указание в жалобе на то, что суд своим определением не разрешилходатайство истца о допросе в качестве свидетеля начальника ПСХ-3 ФИО2, чем право истца представлять доказательства было ограничено и это существенно повлияло на принятие судебного решения, судебная коллегия отклоняет как необоснованное.
Согласно материалам дела ходатайство о вызове и допросе свидетеля истцом заявлялось до приостановления производства по делу в связи с назначением судебной экспертизы, после возобновления производства по делу Матросов А.В. в ходе рассмотрения судом дела ни в одном из судебных заседаний о допросе указанного выше свидетеля больше не ходатайствовал, дополнений не заявлял, об отложении разбирательства дела по этому основанию не просил. Во всяком случае, то, что указанный истцом свидетель не был допрошен в суде, с учетом обстоятельств дела не привело и не могло привести к неправильному разрешению судом спора по существу.
Иные доводы жалобы о допущенных судом нарушениях норм процессуального права судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку эти доводы основаны на неправильном понимании заявителем жалобы этих норм права.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, а выражают несогласие с ними, по своей сути они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных им доказательств, для чего оснований судебная коллегия не усматривает.
Решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от3 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Матросова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Скворцова
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.