Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М,
судей Гасановой Д.Г. и Сатыбалова С.К,
при секретаре судебного заседания Эскендеровой З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя третьего лица - муниципального казенного учреждения "Управление образования" администрации муниципального образования ГОСВД "город Махачкала" Закиева М.Д. на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 28 июня 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать бездействие администрации г.Махачкалы и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 21" незаконным.
Обязать муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 21" установить систему телевизионного наблюдения в МБДОУ "Детский сад N21" г.Махачкалы;
начальника Правового управления Администрации ГОсВД "город Махачкала" на дополнительное решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 23 октября 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования заместителя прокурора по Ленинскому району г. Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО "г. Махачкала" об обязании установить систему телевизионного наблюдения, удовлетворить.
Обязать администрацию г.Махачкалы установить систему телевизионного наблюдения в МБДОУ "Детский сад N21" г.Махачкалы".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М, выслушав объяснения представителя третьего лица - муниципального казенного учреждения "Управление образования" администрации муниципального образования ГОСВД "город Махачкала" Закиева М.Д. руководителя МБДОУ "Детский сад N21" Кайтуевой Н.И. и мнение прокурора Гаджимагомедова М.Г, полагавших решения суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования ГОсВД "город Махачкала", муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 21" (далее - МБДОУ "Детский сад N 21") о признании бездействия ответчиков незаконными и обязании их установить систему телевизионного наблюдения в МБДОУ "Детский сад N 21", указав в обоснование иска на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на безопасное пребывание несовершеннолетних в образовательных учреждениях, в ходе которой выявлены нарушения требований п. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-Ф3 "Технических регламентов о безопасности зданий и сооружений", согласно которому для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований, а именно в помещениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу положений Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе обеспечить антитеррористическую защищенность соответствующих объектов образования.
Одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
Кроме того, из приложения "В" к СНиП 31-06-2009 следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения.
Проверкой, проведенной прокуратурой района, установлено, что изложенные выше требования законодательства в МБДОУ "Детский сад N 21" не соблюдаются.
В своем объяснении заведующая МБДОУ "Детский сад N 21" пояснила, сто система видеонаблюдения в учреждении отсутствует в связи с отсутствием финансирования.
Пунктом 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Полагая, что осуществление деятельности образовательной деятельности в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнения требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, прокурор просил признать бездействие администрации муниципального образования ГОсВД " город Махачкала" и МБДОУ "Детский сад N 21" незаконными, обязать ответчиков установить систему телевизионного наблюдения в МБДОУ "Детский сад N 21".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Муниципального казенного учреждения "Управление образования" администрации муниципального образования ГОсВД " город Махачкала", привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, Закиев М.Д. просит об отмене или изменении решения суда от 28 июня 2018 года полностью либо в части определенного судом срока установления системы телевизионного наблюдения в МБДОУ "Детский сад N 21". Требования п. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-Ф3 "Технических регламентов о безопасности зданий и сооружений", не могут быть применены к зданию детского сада N21, построенному в 1973 году.
В апелляционной жалобе начальник правового управления Администрации ГОсВД "город Махачкала" Мурадов С.Г. просит об отмене решения, указывая, что МБДОУ "Детский сад N 21" является юридическим лицом, обладающим самостоятельным балансом, имеет свои лицевые счета, а также может быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с Уставом МБДОУ "Детский сад N 21", отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за МБОУ "Детский сад N 21" собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за МБДОУ "Детский сад N 21" собственником этого имущества или приобретенного МБДОУ "Детский сад N 21" за счет выделенных собственником имущества МБДОУ "Детский сад N 21" средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества МБДОУ "Детский сад N 21" не несет ответственности по обязательствам самого учреждения.
Как указано в самом Уставе МБДОУ "Детский сад N 21", администрация города не несет ответственности по обязательствам учреждения, только если не будет установлена прямая связь между неисполнением учреждением своих обязательств с учредителем.
Извещенная надлежаще, Администрации ГОсВД "город Махачкала" своего представителя в суд апелляционной инстанции не направила, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г.Махачкалы проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической укрепленности образовательных учреждений района, в ходе которой установлено, что здание МБДОУ "Детский сад N 21" не оснащено техническими средствами охраны (отсутствует система телевизионного наблюдения), что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Правительством РФ 23 декабря 2005 года утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.
Так, Приказом N 2013 от 11 ноября 2009 года "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего, установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.
Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки РФ 04 июня 2008 года разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность учитывается наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).
Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 названного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 названного Федерального закона).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом РФ 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении обязанности по оборудованию здания МБДОУ "Детский сад N 21" техническими средствами охраны как на образовательное учреждение, так и на администрацию г.Махачкалы поскольку она является органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
Осуществление деятельности дошкольного учебного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Оснований к отмене решения суда по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, судебная коллегия не усматривает, поскольку решение суда первой инстанции об удовлетворении требований, в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 28 июня 2018 года и дополнительное решение от 23 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.