И.о. Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Седалищев А.Н., рассмотрев жалобу защитника Акчурина Р.З., действующего в интересах ГБУ РС (Я) "Ленская центральная районная больница", на постановление мирового судьи судебного участка N 17 Ленского района Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2018 года, решение судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ГБУ РС (Я) "Ленская центральная районная больница",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 17 Ленского района Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2018 года ГБУ РС (Я) "Ленская центральная районная больница" (далее - ГБУ PC (Я) "Ленская ЦРБ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Ленского района Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2018 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, заявитель ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В Законе о прокуратуре в качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названо представление об устранении нарушений закона.
Из материалов дела следует и предыдущими судебными инстанциями установлено, что прокуратурой Ленского района проведена проверка ГБУ PC (Я) "Ленская ЦРБ" по обращению ФИО на предмет законности отказа ей в оплате проезда к месту лечения и обратно лицу, сопровождающему инвалида I группы.
В результате проверки, установлено, что 14.02.2018 г. ФИО обратилась в ГБУ PC (Я) "Ленская ЦРБ" с просьбой возместить проездные расходы, понесенные в декабре 2017 г. и январе 2018 г. по маршруту Ленск-Якутск-Ленск согласно, представленным авиабилетам и посадочным талонам. Целью поездки было сопровождение к месту специализированного лечения по направлению больницы маломобильного пациента, инвалида I группы - дочери ФИО в удовлетворении просьбы ФИО отказано.
Заместитель прокурора Ленского района PC (Я), усмотрев нарушения социальных прав гражданина и федерального законодательства в сфере обеспечения социальных прав инвалидов 09.07.2018 г. внес в адрес главного врача ГБУ PC (Я) "Ленская ЦРБ" представление об устранении нарушений федерального законодательства.
В представлении указывалось на необходимость незамедлительного рассмотрения и обсуждения представления, принятия конкретных мер по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, недопущения подобных нарушений закона; решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц; сообщения о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру района в установленный законом месячный срок.
16.07.2018г. ГБУ PC (Я) "Ленская ЦРБ" в прокуратуру Ленского района направлен ответ, в котором выражено несогласие с представлением прокурора, приведены доводы и ссылки на нормативные и правовые акты, указано о невозможности выполнения незаконного представления прокуратуры, вынесенного на основе неправильной трактовки содержания и смысла приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 октября 2005г N 617 "О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний". Оплата проезда на лечение в медицинское учреждение инвалида и лица его сопровождающего является расходным обязательством Фонда социального страхования Российской Федерации, в связи с чем, ГБУ PC (Я) "Ленская ЦРБ" не имеет право оплачивать проездные расходы ФИО
В связи с неисполнением требований прокурора, и.о. прокурора Ленского района PC (Я) вынесено постановление от 03.08.2018 г. о возбуждении в отношении юридического лица ГБУ PC (Я) "Ленская ЦРБ" дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГБУ PC (Я) "Ленская ЦРБ" постановлением мирового судьи к административной ответственности, установленной данной нормой.
Судья районного суда с выводами мирового судьи и принятым им решением согласился.
Делая вывод о виновности ГБУ PC (Я) "Ленская ЦРБ" в совершении вмененного административного правонарушения, судьи нижестоящих инстанций исходили из того, что, получив представление прокурора об устранении нарушений требований законодательства, учреждение законное требование прокурора, вытекающего из его полномочий, установленных федеральным законом, не выполнило.
Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в частности, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Административная ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Вопрос о законности и обоснованности представления, содержащего требования прокурора, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, лежит на прокуроре.
В ходе производства по делу ГБУ PC (Я) "Ленская ЦРБ" оспаривало виновность в совершении вмененного ему административного правонарушения, заявляя, что представление прокурора является необоснованным.
В настоящей жалобе защитник ГБУ PC (Я) "Ленская ЦРБ" заявляет о необоснованности привлечения к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводя аналогичные доводы.
В нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующие доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судебными инстанциями не проверены.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены в Федеральном законе от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в пункте 8 данной нормы названы инвалиды.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается, в частности бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с данной статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ установлено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (подпункт "б" пункта 1 Правил) (далее - Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг).
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. К такой категории лиц, относятся инвалиды (подпункт "з" пункта 2 Правил).
На основании пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний и форма направления утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 года N 617 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон N 2 указанного образца. Талон N 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения его специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Порядок предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, определен Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 11.2 Административного регламента предоставление заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, осуществляется не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных пунктом 14 Административного регламента.
Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно инвалида и сопровождающего его лица производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации.
При таких обстоятельствах внесенное ГБУ PC (Я) "Ленская ЦРБ" представление прокурора об устранении нарушений, законным признать нельзя.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями оставлено без внимания следующее.
Пунктом 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Представление заместителя прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) от 04.07.2018г. N 4-0340-18 в числе прочих содержит требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
Между тем данное требование не соответствует приведенным положениям Закона о прокуратуре.
Частью первой статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре, Трудового кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах нельзя признать обоснованными выводы судебных инстанций о наличии в деянии ГБУ PC (Я) "Ленская ЦРБ" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку административную ответственность на основании этой статьи влечет невыполнение законных требований перечисленных в ней должностных лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 17 Ленского района Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2018 года, решение судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ГБУ РС (Я) "Ленская центральная районная больница", подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника Акчурина Р.З, действующего в интересах ГБУ РС (Я) "Ленская центральная районная больница" - удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 17 Ленского района Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2018 года, решение судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ГБУ РС (Я) "Ленская центральная районная больница" - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
И.о. Председателя
Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) А.Н. Седалищев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.