Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Тютчева С.М,
судей Миннегалиевой Р.М, Хасаншина Р.Р,
при секретаре судебного заседания Бикчантаеве Р.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Тютчева С.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МКУ "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Фёдорова В.Н. на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 сентября 2018 года, которым постановлено:
исковое заявление Янковской Алевтины Иасоновны к муниципальному казенному учреждению "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", муниципальному казенному учреждению "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании поставить на учет удовлетворить частично.
Признать за Янковской Алевтиной Ивановной право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Признать незаконным распоряжение главы администрации Советского района исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от29 июня 2018 года N "данные изъяты" в части отказа в признании Янковской Алевтины Иасоновны нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет, обязав принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В удовлетворении иска к муниципальному казенному учреждению "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя МКУ "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Фёдорова В.Н. об отмене решения суда; заслушав в судебном заседании представителя ответчика МКУ "Администрации Советского района ИК МО г. Казани - Федорова В.Н. в поддержку доводов апелляционной жалобы, истца Янковскую А.И. и ее представителя Белавину Ю.В. в поддержку законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Янковская А.И. обратилась в суд с иском к муниципальному казенному учреждению "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", муниципальному казенному учреждению "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности поставить ее на данный учет. В обоснование иска указала, что является вдовой инвалида "данные изъяты" группы - участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Она проживает в квартире общей площадью "данные изъяты" по адресу: "адрес", которая принадлежит ей и ее брату ФИО1 на праве общей долевой собственности. Размер ее доли в данной квартире составляет "данные изъяты". Исходя из размер доли истца, на нее приходится "данные изъяты" данной квартиры, что меньше учетной нормы, установленной Решением Казанской городской думы от1ноября2006года N "данные изъяты". Распоряжением главы администрации от 29июня 2018 года N "данные изъяты" ей отказано в признании нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет в связи с тем, что совокупной уровень обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи составляет "данные изъяты". Данный отказ, по мнению истца, является незаконным, поскольку ответчиком неправильно исчислен размер совокупной обеспеченности общей площади. Ответчиком не учтено, что жилое помещение по адресу "адрес" принадлежит ей на праве долевой собственности и в соответствии с размером ее доли размер обеспеченности жилой площадью составляет "данные изъяты".
В судебном заседании истец Янковская А.И. и ее представитель Белавина Ю.В. иск поддержали.
Остальные участники процесса в суд не явились.
Суд постановилрешение о частичном удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представителем МКУ "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Фёдоровым В.Н. ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного. При этом указывается на то, что спорная квартира состоит из двух комнат и имеет общую площадь "данные изъяты". Как следует из самого иска истец прямо указывает, что она проживает в "адрес". Никаких доказательств того, что истец и ее брат ведут раздельное хозяйство и не проживают совместно суду не представлено. Таким образом, на истца приходится "данные изъяты". общей площади квартиры, что выше учетной нормы, поэтому распоряжение главы Администрации Советского района ИКМО города Казани от 29 июня 2018 года N "данные изъяты" является законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика МКУ "Администрации Советского района ИК МО г. Казани - Федоров В.Н. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Истец Янковская А.И. и ее представитель Белавина Ю.В. считали решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу несостоятельной.
Остальные участники процесса в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили.
Согласно пункту 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Рассмотрев дело, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки - обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" закреплено право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 25.01.2018 N 82-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО3 на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах", как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющая граждан, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения, направлена на соблюдение баланса их интересов (определения от 22 марта 2012 года N 506-О-О, от 24 января 2013 года N 70-О, от 20 ноября 2014 года N 2598-О, от 22 декабря 2015 года N 2796-О и др.). Кроме того, оспариваемая норма, рассматриваемая в системной связи с иными законоположениями, регламентирующими жилищные гарантии, призвана обеспечить предоставление этих гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам, что соответствует требованиям, закрепленным в статье 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Таким образом, сама по себе часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан.
Что касается подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах", которым предусматривается однократное обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от их имущественного положения, то он направлен на реализацию положений статей 7 (часть 1) и 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, касающихся предоставления жилища нуждающимся в нем малоимущим и иным указанным в законе гражданам бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, и не может рассматриваться как нарушающий какие-либо конституционные права заявительницы, указанные в жалобе.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции пришел к выводу об обеспеченности Янковской А.И. общей площадью составляет "данные изъяты", что менее учетной нормы, установленной решением Казанской городской Думы от 1 ноября 2006 года N "данные изъяты" "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" равной "данные изъяты" общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Вместе с тем в силу пункта 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя из учетной нормы, которая устанавливается органом местного самоуправления (п. 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует и судом установлено, что Янковская А.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в связи с этим имеет право на льготы, установленные статьей 21 Закона "О ветеранах".
Ранее Янковская А.И. проживала и имела регистрацию по адресу: "адрес", имеющей согласно техническому паспорту жилого помещения общую площадь "данные изъяты".
Согласно представленной суду выписке из домовой книги в указанной квартире проживали "данные изъяты" человек, у том числе истица, которая 30 сентября 2017 года снялась с регистрационного учета по данному адресу и зарегистрировалась в квартиру по адресу: "адрес".
Однокомнатная квартира по адресу: "адрес" принадлежит истцу на праве общей долевой собственности. Вторым участником долевой собственности является брат истца - ФИО1 Размер доли истца в данной квартире составляет "данные изъяты" доля (л.д. 21), размер доли ФИО1 - "данные изъяты" долей.
Общая площадь спорной квартиры, расположенной по адресу: "адрес" составляет "данные изъяты". (л.д. 26).
12 апреля 2018 года Янковская А.И. обратилась к Главе МКУ "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" ФИО2 с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что она является вдовой инвалида "данные изъяты" группы и участника Великой Отечественной войны (л.д. 24).
Распоряжением главы администрации от29июня 2018 года N "данные изъяты" Янковской А.И. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет в связи с превышением учетной нормы площади жилого помещения, поскольку совокупный уровень обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи составляет "данные изъяты". (л.д. 9).
Учитывая, что обеспеченность Янковской А.И. общей площадью на человека в квартире по адресу: "адрес", составляла "данные изъяты". ( "данные изъяты"), а в квартире по адресу: г "адрес" на ее "данные изъяты" долю приходится лишь "данные изъяты".; добровольный отказ от жилого помещения по "данные изъяты", что исключало возможность совместного учета двух жилых помещений при решении вопроса о нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения, судебная коллегия приходит к выводу о намеренном ухудшении Янковской А.И. своих жилищных условий, что в силу положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации исключает принятие истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ранее 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий, то есть с 2017 года.
Также судебная коллегия учитывает следующее.
Согласно выписке из домовой книги, которая сформирована 26 июня 2018 года в квартире по адресу: "адрес", зарегистрированы только ФИО1 и Янковская А.И. (л.д. 19).
Реальный раздел вышеуказанной квартиры ее собственниками не произведен и Янковская А.И. наравне со ФИО1 пользуется всей квартирой, в том числе помещениями, находящимися в общем пользовании (кухня, коридор, туалет, ванная комната и т.д.).
В связи с этим, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения (а не доли в нем) на одного члена семьи менее учетной нормы.
При таких данных обеспеченность истца общей площадью в жилом помещении по адресу: "адрес" составляет - "данные изъяты" что выше учетной нормы.
Кроме того, истцом вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено суду доказательств, подтверждающих ведение с братом раздельного хозяйства.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения иска у суда не имелось.
Принимая во внимание изложенное, решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 327, пунктом 4 статьи 328, статьями 329, 330 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 сентября 2018 года по данному гражданскому делу отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Янковской А.И. к муниципальному казенному учреждению "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", муниципальному казенному учреждению "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании поставить на учет.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.