Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Казанцевой Т.Б.
судей
коллегии Назимовой П.С, Захарова Е.И,
при секретаре Цыбиковой Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Муниципального образования "Заиграевский район" к УФССП по Республике Бурятия об освобождении от взыскания исполнительского сбора
по апелляционной жалобе Администрации Муниципального образования "Заиграевский район"
на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 13 ноября 2018 года, которым административный иск оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
на основании вступившего в законную силу решения Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 6 июля 2016 года на администрацию МО "Заиграевский район" возложена обязанность принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Заиграевского района.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Заиграевского РОСП от 29 августа 2018 года в отношении Администрации МО "Заиграевского района" возбуждено исполнительное производство N 03007/18/174714, с установлением пятидневного срока для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа. Копия постановления получена должником 10 сентября 2018 года.
20 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации МО "Заиграевский район" исполнительского сбора в размере 50000 руб, поскольку в указанный срок требования исполнительного документа должником исполнены не были.
Обращаясь в суд, Администрация МО "Заиграевский район" просила об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что она не имеет возможности принять участие в организации деятельности по сбору коммунальных отходов, поскольку как таковой "организации" деятельности уполномоченным органом не осуществляется. На данный момент ведется работа по утверждению тарифов и инвестиционной программы регионального оператора, обеспечивающего сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании представитель Администрации МО "Заиграевский район" Градобоева А.Д. административный иск поддержала, пояснив, что неисполнение требований исполнительного документа имело место в силу объективных причин, и не является результатом виновного, противоправного поведения должника.
Представитель УФССП по Республике Бурятия Халудорова Е.И. требования заявителя не признала.
Районным судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО "Заиграевский район" Бакшеева И.В. ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на наличие оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель Администрации МО "Заиграевский район" Бакшеева И.В. доводы жалобы поддержала.
Административный ответчик УФССП по Республике Бурятия, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно части 6 статьи 112 названного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Часть 7 этой же статьи предусматривает, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому при его взыскании должны соблюдаться вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
Отказывая Администрации МО "Заиграевский район" в удовлетворении заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не было представлено доказательств, свидетельствующих о принятии должником всех необходимых мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
Такой вывод суда является правильным, основанным на установленных по делу обстоятельствах и исследованных судом доказательствах.
Следует учесть, что судебное решение, на основании которого возбуждено исполнительное производство, вынесено 6 июля 2016 года, в связи с чем у должника имелось достаточно времени для принятия комплекса мер, направленных на его исполнение в добровольном порядке.
Доводы, приведенные в административном иске, фактически сводятся к несогласию с решением суда, которым на администрацию района возложена обязанность принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Заиграевского района.
Утверждение должника о том, что он не имеет возможности принять участие в организации деятельности по сбору коммунальных отходов, поскольку самой "организацией" этой деятельности уполномоченные органы не занимаются, нельзя принять во внимание. Данные доводы по своей сути направлены на преодоление спорной ситуации, возникшей по вопросу закрепления соответствующих полномочий за органами местного самоуправления в области обращения с отходами. Однако разрешение таких вопросов не входит в полномочия суда при рассмотрении заявления об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора. Законность постановленного судебного решения в таком случае не проверяется, а фактическая невозможность его исполнения может являться основанием для окончания или прекращения исполнительного производства.
Вместе с тем судебная коллегия полагает возможным уменьшить размер исполнительного сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя на одну четверть, учитывая поведение самого должника и его действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа.
Из материалов дела видно, что Администрацией МО "Заиграевский район" за 9 месяцев 2017 года проведены мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок в 10 поселениях, ликвидировано 29 несанкционированных свалок, общей площадью 14 га. Общая сумма потраченных средств местного бюджета составила 278, 5 тыс. руб.
Согласно справке финансового управления администрации района бюджет МО "Заиграевский район" в 2018 году не сбалансирован, обеспеченность бюджета по первоочередным расходам составляет 85 %.
Администрация МО "Заиграевский район" неоднократно обращалось к Правительству Республики Бурятия, к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия, к Народному Хуралу Республики Бурятия с просьбой о закладке в бюджет Республики Бурятия средств на ликвидацию несанкционированных свалок.
С учетом данных обстоятельств судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению путем уменьшения размера исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Заиграевского РОСП УФССП по Республике Бурятия от 20 сентября 2018 года на одну четверть (12500 руб.), то есть до 37 500 руб.
Руководствуясь ст.ст. 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 13 ноября 2018 года изменить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Администрации МО "Заиграевский район" на основании постановления судебного пристава-исполнителя Заиграевского РОСП УФССП по Республике Бурятия от 20 сентября 2018 года по исполнительному производству N 44525/18/03007-ИП, до 37500 руб.
Председательствующий: Казанцева Т.Б.
Судьи: Захаров Е.И.
Назимова П.С.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.