Судья Верховного Суда РСО-Алания Моргоев Э.Т.,
при секретаре Кучиевой М.З,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу гражданина Армении Хлгатян... на постановление судьи Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 21 декабря 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.18.1 КоАП РФ, в отношении Хлгатян... года рождения,
установил:
постановлением судьи Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 21 декабря 2018 года Хлгатян... года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере... рублей, с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РСО-Алания, адвокат Хлгатян... - Базров К.М. просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании адвокат Хлгатян... - Базров К.М. доводы жалобы поддержал, просил суд постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить.
С учетом обстоятельств дела и положений ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ считаю возможным восстановить срок обжалования постановления судьи по настоящему делу.
В судебном заседании Хлгатян... доводы жалобы поддержал, просил суд отменить судебное постановление судьи районного суда, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и настоящим Федеральным законом.
Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации (ст. 6 вышеуказанного ФЗ).
В силу положений ст. 11 Закона РФ "О Государственной границе РФ" от 01 апреля 1993 года N 4730-1 (далее - Закон N 4730-1) пропуск через Государственную границу лиц производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, прибывшими на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, убывающими из пределов Российской Федерации.
Основанием для пропуска через Государственную границу лиц является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, начальником смены 1 опк кпп "Верхний Ларс" ПУ ФСБ России по РСО-Алания Дзиовым С.Э... года в... часов... минут составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Армения Хлгатян..,... года рождения, в котором указал, что при выезде из РФ Хлгатян Араик нарушил режим государственной границы Российской Федерации, предъявив на паспортный контроль паспорт гражданина Республики Армения АN.., выданный... года подразделением 024, в котором имелись признаки частичной подделки, чем нарушил ст. 11 Закона РФ "О Государственной границе РФ" от... года N 4730-1.
Законность вынесенного протокола должностного лица по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ в отношении гражданина Республики Армения Хлгатян... года рождения, была проверена судьей Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания. Должностное лицо и судья районного суда пришли к выводу о том, что в действиях гражданина Республики Армения Хлгатян.., 23.06.1983 года рождения, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ.
Вместе с тем с такими выводами должностного лица и судьи районного суда согласиться нельзя.
Часть 2 статьи 18.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами либо нарушение порядка следования таких лиц от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, и влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Непосредственным объектом состава административного правонарушения в настоящем случае являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением режима Государственной границы РФ.
Объективная сторона состоит в противоправном действии или бездействии.
Субъектами данного состава являются иностранные граждане и лица без гражданства, т.е. физические лица, достигшие 16-летнего возраста.
Субъективная сторона данного состава административного правонарушения характеризуется умышленной и неосторожной формой вины.
Умысел - форма вины, при которой лицо, совершившее правонарушение, осознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит наступление вредных последствий и желает либо сознательно допускает их наступление.
Неосторожность - форма вины, при которой лицо, совершившее правонарушение, предвидело наступление вредных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Как следует из материалов дела, в обоснование вины Хлгатян Араика указано, что 21 декабря 2018 года предъявленный им паспорт гражданина Республики Армения имеет частичную подделку. При этом, никаких доказательств (справок и экспертиз, выполненных специалистом или экспертом на предмет частичной подделки) суду не представлены.
Из объяснений гражданина Армения Хлгатян Араика следует, что паспорт у него действительный, умысла на незаконное пересечение границы РФ у него не было, законы РФ он нарушать не хотел.
Согласно ч. 3 статьи 11 Закона N 4730-1 не подлежат пропуску через Государственную границу иностранные граждане и лица без гражданства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также лица, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации.
Определяя гарантированную статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства как существенный элемент свободы личности, условие профессионального и духовного развития человека, государство вправе исходить из того, что для иностранных граждан въезд в Россию и пребывание на ее территории обусловлены, по общему правилу, визовым или иным разрешением, а за государством остается суверенное право отказать им во въезде и пребывании (проживании) на своей территории, поскольку в силу статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации предполагается возможность разумного и соразмерного урегулирования федеральным законом указанного права без его умаления и неправомерного ограничения при справедливом соотношении публичных и частных интересов (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года N 3-П, от 14 ноября 2005 года N 10-П, от 26 декабря 2005 года N 14-П, от 16 июля 2008 года N 9-П, от 7 июня 2012 года N 14-П и др.).
Выезд из Российской Федерации, хотя он и является свободным, применительно к иностранным гражданам настолько тесно связан с институтами въезда в Российскую Федерацию и пребывания в ней, что также должен регулироваться с соблюдением конституционных пределов свободы усмотрения государства. Это соотносится с пунктом 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства не могут быть объектом ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности, здоровья населения либо прав и свобод других лиц и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.
Соответственно, законоположения, устанавливающие порядок реализации права иностранных граждан выезжать из России, должны также основываться на указанных критериях, исключая тем самым безосновательные обременения правового положения граждан, в том числе граждан других государств (Постановление Конституционного Суда РФ от 16 февраля 2016 года N 4-П).
Должностным лицом, а в последующем судьей районного суда в нарушение требований статей 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не была дана надлежащая оценка изложенным обстоятельствам, тогда как это имело существенное значение для всестороннего и полного рассмотрения настоящего дела.
Таким образом, обстоятельств, подтверждающих вину гражданина Армения Хлгатян... в совершении инкриминируемого административного правонарушения, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, достоверно не установлено.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Понятие административного правонарушения включает в себя такие обязательные признаки как противоправность, виновность и наказуемость.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков, входящих в состав правонарушения, приводит к невозможности привлечения лица к административной ответственности.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При рассмотрении дела не учтены в полном объеме требования ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом, о выяснении вопросов о наличии события административного правонарушения, виновности лица в совершении административного правонарушения, иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу ч. 1 п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах решение судьи не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании ч. 1 п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 21 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.18.1 КоАП РФ, в отношении Хлгатян... года рождения, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях гражданина Армения Хлгатян... состава административного правонарушения.
Освободить Хлгатян... года рождения, из Центра временного содержания иностранных государств и лиц без гражданства немедленно.
Судья Верховного Суда РСО-Алания Э.Т. Моргоев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.