Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на постановление судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 17 декабря 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Шуйского сельского поселения,
установил:
по результатам рассмотрения в отношении администрации Шуйского сельского поселения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, 17 декабря 2018 г. судьей Прионежского районного суда РК было вынесено постановление о прекращении производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава вменяемого органу местного самоуправления противоправного деяния.
В поданной в вышестоящий суд жалобе должностное лицо административного органа Кочетова Е.П, составившая протокол об административном правонарушении, просит отменить постановление судьи и возвратить дело на новое рассмотрение, мотивируя свои доводы необоснованностью прекращения судьей производства по делу об административном правонарушении.
Заслушав должностное лицо административного органа Кочетову Е.П, защитника привлекаемого лица Базышен Е.В, возражавшую по доводам жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 ст.11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В силу пп.5, 9 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон) мосты отнесены к объектам транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ); субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) транспортных средств (далее - ТС) или использующие их на ином законном основании.
Исходя из положений ч.1 ст.4 Закона, обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч.3 ст.12 Закона субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N924 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее - Требования).
Приказами Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 30.10.2012 N279 и от 18.05.2015 N343 объекту транспортной инфраструктуры в виде моста в п.Шуя через реку Сагорва с улицы Низовой на улицу Островную присвоена третья категория и данный мост внесен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Исследование материалов настоящего дела показало, что на основании распоряжения уполномоченного должностного лица от 29 сентября 2017 г. была проведена плановая выездная проверка деятельности администрации Шуйского сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение транспортной безопасности.
По результатам осуществленной проверки субъекту транспортной инфраструктуры выдано предписание от 21 декабря 2017 г. N (П) об устранении выявленных нарушений, срок исполнения которого истек 08 октября 2018 г, и постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 28 декабря 2017 г. администрация Шуйского сельского поселения привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Также установлено, что в соответствии с распоряжениями временно исполняющего обязанности начальника УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 09 и 12 октября 2018 г. в период с 22 октября по 06 ноября 2018 г. проведена внеплановая проверка (в документарной форме) исполнения администрацией Шуйского сельского поселения выданного 21 декабря 2017 г. предписания, в ходе которой вновь выявлены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение транспортной безопасности, описание которых подробно отражено в акте от 06 ноября 2018 г.
В связи с выявлением факта умышленного неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности 06 ноября 2018 г. субъекту транспортной инфраструктуры выдано предписание об устранении выявленных нарушений и 13 ноября 2018 г. в отношении него составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, который наряду с другими материалами дела передан на рассмотрение по подведомственности в Прионежский районный суд РК.
По результатам рассмотрения в отношении администрации Шуйского сельского поселения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, судьей Прионежского районного суда РК вынесено постановление о прекращении производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава вменяемого органу местного самоуправления противоправного деяния, мотивированное нарушением административным органом порядка проведения внеплановой проверки.
Исходя из положений чч.1, 2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Основанием для проведения такой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры (п.11 ч.4 ст.1 приведенного выше Закона).
Согласно п.1 ч.4 ст.11.1 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения субъектом транспортной инфраструктуры предписания об устранении выявленных нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с положениями ч.5 ст.11.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" согласование с органом прокуратуры предусмотрено при проведении внеплановой выездной проверки деятельности субъекта транспортной инфраструктуры по основаниям, предусмотренным пп.2 и 3 ч.4 настоящей статьи.
При этом упомянутым специальным Законом установлена безусловная обязанность субъектов транспортной инфраструктуры, то есть юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующих их на ином законном основании, выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности (ст.ст.1, 12).
Пунктом 57 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок за обеспечением транспортной безопасности, утвержденного приказом Минтранса России от 13.12.2011 N313, предусмотрено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение субъектом проверки в процессе осуществления деятельности обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности, выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений, выданных Управлением (территориальным органом Ространснадзора).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что при непосредственном обнаружении в ходе внепланового мероприятия по надзору вновь выявленных нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности административным органом принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и выдаются предписания об устранении нарушений.
С учетом приведенных выше норм законодательства и установленных обстоятельств изложенные в жалобе доводы заслуживают внимание, но с учетом того, что срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности истек, вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии события или состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может, так как это ухудшает его положение.
Ввиду невозможности ухудшения по изложенным мотивам положения юридического лица постановление судьи подлежит оставлению без изменения, жалоба должностного лица - без удовлетворения.
Руководствуясь положениями ст.ст.30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от
17 декабря 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Шуйского сельского поселения оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.А. Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.