Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего О.В. Демяненко
судей Э.Я. Абдрахмановой
Н.Н. Мартыновой
при секретаре А.Ф. Ганиевой
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кокоулина А.В. на решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 октября 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Краснокамского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Кокоулину А.В. о досрочном прекращении права управления транспортным средством - удовлетворить.
Прекратить действие права Кокоулина А.В, дата года рождения, зарегистрированного по адресу: адрес на управление транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Обязать Кокоулина А.В, дата года рождения, передать в ОГИБДД ОМВД по Краснокамскому району Республики Башкортостан водительское удостоверение на право управления транспортным средством N... в течение трех суток со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Прокурор Краснокамского района РБ обратился в суд с иском к Кокоулину А.В. о досрочном прекращении права управления транспортным средством, мотивируя свои требования тем, что Кокоулину А.В. выдано водительское удостоверение N.., дающее ему право управления транспортными средствами. В ходе проверки выявлено, что Кокоулин А.В. с дата г. состоит на диспансерном учете в НДО ГБУЗ РБ ГБ г. Нефтекамск с диагнозом "синдром зависимости, вызванный употреблением алкоголя". Проверкой установлено, что эксплуатация транспортного средства Кокоулиным А.В, которому поставлен диагноз "синдром зависимости, вызванный употреблением алкоголя", создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортному происшествию, и причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, имущественный ущерб. Просил досрочно прекратить право Кокоулина А.В, дата года рождения, на управление транспортными средствами до снятия его с диспансерного учета в НДО ГБУЗ РБ ГБ г. Нефтекамск после прохождения курса лечения от "синдром зависимости, вызванный употреблением алкоголя".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кокоулин А.В. указывает на незаконность и необоснованность решения, подлежащем отмене ввиду существенного нарушения норм процессуального права, а также вследствие неправильного определения обстоятельств по делу. Указывает на то, что при вынесении решения судом не принято во внимание, что диагноз установлен не уполномоченным лицом,
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия также отмечает, что разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что требования прокурора Краснокамского района РБ в интересах неопределенного круга лиц, ввиду наличия спора о материальном праве в досрочном прекращении права управления транспортным средством Кокоулиным А.В, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Такая позиция представляется ошибочной.
Как следует из материалов дела, оспариваемые прокурором Краснокамского района РБ права управления транспортным средством Кокоулиным А.В, является правом, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, реализующими возложенные на него публичные функции.
Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании права управления транспортным средством, в том числе государственного органа, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 КАС РФ.
Согласно положениям пункта 3 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Следовательно, прокурор Краснокамского района РБ в интересах неопределенного круга лиц, реализовал право, предоставленное федеральным законодателем, требования административного истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Уполномоченный орган, который выдал права управления транспортным средством, исполнил предоставленные законом публично-властные полномочия в отношении административного истца.
Таким образом, исправляя допущенной судом первой инстанции ошибку в выборе вида судопроизводства, судебная коллегия определилаперейти к рассмотрению дела по правилам, установленными КАС РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, выслушав представителя ответчика, прокурора судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 года N 377, установлено, что управление транспортным средством категории "B", "C" возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
В соответствии с приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" (действовавшего в момент рассмотрения дела до 13.12.2018 г.) снятие с диспансерного учета производится в случае стойкой ремиссии (выздоровления). Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
В соответствии с приложением к названному Приказу в случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года; б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Из справки представленной ПНДО ГБУЗ РБ ГБ г. Нефтекамск от дата N... следует, что Кокоулин А.В, дата г.р. состоит на диспансерном учете в НДО ГБУЗ РБ ГБ г. Нефтекамск с 10.05.2018 г. с диагнозом: "Хронический алкоголизм, средняя стадия... ". Имеет медицинские (психиатрические) противопоказания к управлению транспортным средством.
Стойкая ремиссия у Кокоулина А.В. не установлена.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований. При этом суд исходил из того, что при рассмотрении дела установлены обстоятельства наличия у Кокоулина А.В. заболевания, включенного в перечень противопоказаний к управлению транспортными средствами, что является основанием для прекращения действия разрешенного ему ранее права на управление транспортными средствами.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он подтвержден материалами дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что Кокоулин не предупрежден о постановке на учет и не получено согласие на постановку диагноза противоречит материалам дела, так на л.д. 19-20 и 27 имеются подписанные лично Кокоулиным А.В. листы информирования.
Довод апелляционной жалобы о том, что Кокоулин не страдает хроническим алкоголизмом, диагноз ему установлен не уполномоченным лицом, а также что вопрос о постановке его на учет должен осуществлять комиссий врачей психиатров основан не верном толковании норм материального права и фактических обстоятельств дела.
Согласно медицинской документации впервые Кокоулин А.В. поступил в ННД ГБУЗ РБ ГБ г. Нефтекамск дата с диагнозом Абстинентное состояние вызванное употреблением алкоголя. Данный диагноз указан основным, на учет не поставлен. Лечение проходил дата (л.д. 23).
Затем вновь попадает в ННД ГБУЗ РБ ГБ г. Нефтекамск дата с диагнозом Абстинентное состояние вызванное употреблением алкоголя. Данный диагноз указан основным, на учет не поставлен. Лечение проходил по дата (л.д.24). Рекомендовано диспансерное наблюдение у врача нарколога по месту жительства.
Взят на диспансерный учет по месту жительства в наркологическое диспансерное отделение дата года именно в связи с повторным поступлением в стационар и поставлен диагноз хроническая зависимость от алкоголя врачом психиатром-наркологом Галиевым А.Х..
Согласно разделу 1 Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания утвержденной приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" (действовавшего в момент рассмотрения дела до 13.12.2018 г.) на всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного (ф. N 025-5/у-88) и контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным (ф. N 030-1/у). Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР "*". В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.
Требования предусмотренные Инструкцией в отношении Кокоулина соблюдены.
Согласно Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц.
Инструкция, как следует из преамбулы приказа Минздрава СССР от 12 сентября 1988 г. N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", издана в целях дальнейшего повышения эффективности работы лечебно-профилактических учреждений (подразделений), осуществляющих диспансерное наблюдение больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями. Она определяет порядок диспансерного наблюдения лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями. За время диспансерного учета больные должны получать квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии.
Диспансерное наблюдение в соответствии с Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" является одним из видов амбулаторной психиатрической помощи (статья 26).
Согласно абзацу первому раздела 1 Инструкции диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).
Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в статьях 26, 27 определяет основания для оказания психиатрической помощи в виде диспансерного наблюдения, а также основания для установления и прекращения диспансерного наблюдения. Так, согласно части 1 статьи 27 данного Закона диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Хронический алкоголизм является заболеванием, характеризующимся совокупностью психических и соматических расстройств. Наркомания - это хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением наркотиков. Токсикомания является одним из видов наркомании.
Абзац третий раздела 1 Инструкции предусматривает, что за лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания ("группа риска"), организуется профилактическое наблюдение.
Профилактика в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, является частью диспансерного наблюдения, которое может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Понятие "учет" является общепринятым и используется в ряде федеральных законов. Так, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" предусматривает, что лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, состоящим на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании (часть 21 статьи 13). Согласно статье 52 Воздушного кодекса Российской Федерации на работу в службы авиационной безопасности не принимаются лица, состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании. Профилактика как комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, является частью диспансерного наблюдения, которое может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что медицинские работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии. Принципы этики и деонтологии являются правилами профессиональной деятельности, предусматривающими, в частности, оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями; соблюдение врачебной тайны и другие. Из содержания абзаца четвертого раздела 1 Инструкции не следует, что диагноз больным должен ставиться вопреки общепризнанным международным стандартам.
Согласно абзацу первому раздела 2 Инструкции за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: больных хроническим алкоголизмом - 3 года; больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Абзацем четвертым раздела 2 Инструкции предусмотрен срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, - 1 год.
Установление сроков профилактического и диспансерного наблюдения в отношении указанных категорий граждан не может рассматриваться как нарушение их прав на охрану здоровья.
Довод апелляционной жалобы о том, что не указано на каком виде учета состоит Кокоулин опровергается материалам дела, поскольку согласно справке (л.д. 13) Кокоулин А.В. состоит на диспансерном учете в НДО ГБУЗ РБ ГБ г. Нефтекамск.
Довод о том, что копия медицинской карты содержит запись от дата, т.е. после даты вынесения решения, сам по себе не является основанием для отмены судебного решения.
Согласно протоколу судебного заседания подлинник амбулаторной карты Кокоулина А.В. исследовался непосредственно в судебном заседании (л.д. 28 оборотная сторона) и был представлен врачом на обозрение.
Приобщенная к материалам дела копия амбулаторной карты заверенная врачом более поздней датой дата года не опровергает того, что подлинник данной медицинской карты исследовался непосредственно в судебном заседании и основанием для отмены судебного решения не является.
Статьей 55 Конституции РФ предусмотрено ограничение прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
То обстоятельство, что на основании решения районного суда прекращено право Кокоулина на управление транспортным средствами не свидетельствует о нарушении прав заявителя и не лишает его права обжаловать постановку его на учет.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Довод о том, что суду необходимо было назначить по делу судебно-медицинскую экспертизу не является основанием для отмены судебного решения поскольку необходимые для рассмотрения дела медицинские документы суду были представлены, саму постановку на диспансерный учет и постановку диагноза Кокоулин не обжаловал.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статья 3 указанного Федерального закона в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Как установлено ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм закона и международного законодательства следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется свыше указанными нормами международного права, а потому такая деятельность подлежит запрещению.
Доводы апелляционной жалобы, не содержат обстоятельств, способных повлечь безусловную отмену решения суда первой инстанции, в связи с чем судебная коллегия полагает их несостоятельными, основанными на неверном понимании и толковании правовых норм.
Решение суда постановлено в соответствии с обстоятельствами дела, установленными на основании представленных по делу доказательств, и нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ч. 1 ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кокоулина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Демяненко
Судьи Э.Я. Абдрахманова
Н.Н. Мартынова
Справка: судья Зиязтинов Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.