Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Нефтеюганска
от 17 августа 2010 г. N 2205
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Программа энергосбережения и повышения
энергетической эффективности муниципального образования
город Нефтеюганск до 2020 года"
Наименование Программы
|
- Долгосрочная целевая программа "Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципального образования город Нефтеюганск до 2020 года" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата соответствующего нормативного акта) |
- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р; План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р |
Разработчик Программы |
- Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города; ЗАО "Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса" |
Заказчик Программы |
- Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города |
Исполнители Программы |
- структурные подразделения администрации города Нефтеюганск; организации с участием муниципального образования город Нефтеюганск (по согласованию); энергосервисные компании и иные исполнители подпрограмм и основных мероприятий, выбираемые в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; организации, реализующие подпрограммы и основные мероприятия и не получающие средств из города Нефтеюганск (по согласованию) |
Цели и задачи Программы |
- цели Программы: повышение качества жизни населения и создание условий для инновационного развития муниципального образования город Нефтеюганск за счет обеспечения рационального использования энергетических ресурсов в экономике и социальной сфере города; - основные задачи Программы: создание условий для повышения эффективности производства, передачи и потребления энергетических ресурсов за счет совершенствования нормативной правовой и методической базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; реализация требований федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, в том числе проведение обязательных энергетических обследований и паспортизации потребителей энергетических ресурсов; развитие энергосервисных услуг, стимулирование производства энергосберегающего оборудования и материалов, внедрения энергосберегающих технологий на территории города Нефтеюганск; обучение и развитие кадрового потенциала в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории города Нефтеюганск; внедрение энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования в организациях с участием города Нефтеюганск, жилищно-коммунальном хозяйстве, в энергетике и наружном освещении, в строительстве, промышленности и на транспорте; создание резервных энергетических мощностей и запасов энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при их производстве и передаче; оснащение и осуществление расчетов за потребленные, переданные, производимые энергетические ресурсы с использованием приборов учета, автоматизация в сфере контроля и учета расхода энергетических ресурсов; улучшение экологических показателей среды обитания за счет создания новых генерирующих мощностей с использованием возобновляемых источников энергии, развитие альтернативных видов топлива; развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности, направленной на разработку и внедрение энергетически эффективных технологий в сфере производства, передачи и потребления энергетических ресурсов; пропаганда и воспитание энергосберегающего поведения граждан, активное вовлечение всех групп потребителей в энергосбережение и повышение энергетической эффективности |
Сроки и этапы реализации программы |
- сроки реализации: 2010 - 2020 годы - этапы реализации: I этап - 2010 - 2012 год; II этап - 2013 - 1014 годы; III этап - 2015 - 1020 годы |
Перечень подпрограмм |
- подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в учреждениях бюджетной сферы муниципального образования "г. Нефтеюганск"; подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде"; подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры"; подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике и системах наружного освещения"; подпрограмма "Оснащение и осуществление расчетов за потребленные, переданные, производимые энергетические ресурсы с использованием приборов учета"; подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности"; подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на транспорте"; подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в строительстве"; подпрограмма "Развитие возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива"; подпрограмма "Развитие организационно-правового обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; подпрограмма "Популяризация энергосбережения в г. Нефтеюганска" |
Объемы и источники финансирования |
- Общий объем финансирования Программы составляет 3724,35 млрд рублей, в том числе: средства окружного бюджета - 79,56 млрд рублей (2010-2012 годы - 18,31 млрд рублей; 2013-2014 годы - 15,31 млрд рублей; 2015-2020 годы - 45,94 млрд рублей); средства местного бюджета - 310,98 млрд рублей (2010-2012 годы - 130,75 млрд рублей; 2013-2014 годы - 49,18 млрд рублей; 2015-2020 годы - 131,05 млрд рублей); внебюджетные источники - 3333,81 млрд рублей (2010-2012 годы - 983,05 млрд рублей; 2013-2014 годы - 535,09 млрд рублей; 2015-2020 годы - 1815,67 млрд рублей) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- за период реализации Программы планируется: снижение расходов бюджета города Нефтеюганск за пользование энергетическими ресурсами не менее 20% по отношению к 2009 году; увеличение доли возобновляемых источников энергии в производстве электрической энергии не менее чем до 4,5% к уровню 2009 года; за период реализации Программы планируется: экономия энергетических ресурсов от внедрения энергосберегающих мероприятий в натуральном и стоимостном выражении - 254,63 тыс. т у.т., воды 7,49 млн. куб. м (937,64 млн руб.); экономия электрической энергии в натуральном и стоимостном выражении - 71,87 тыс. т у.т. (393,52 млн руб); экономия тепловой энергии в натуральном и стоимостном выражении - 73,28 тыс. т у.т. (336,33 млн руб.); экономия газа в натуральном и стоимостном выражении - 109,48 тыс. т у.т. (0,23 млн руб.); экономия воды в натуральном и стоимостном выражении - 5,56 млн куб. м (95,08 млн руб.); экономия горячей воды в натуральном и стоимостном выражении - 1,94 млн куб. м (112,48 млн руб.) |
1. Общие положения
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р, Основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года N 1-р, Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства автономного округа от 14 ноября 2008 г. N 491-рп, Стратегией социально-экономического развития города Нефтеюганска до 2020 года, одобренной решением Думой города от 22 декабря 2009 года N 676-IV.
Программа отражает общие для Российской Федерации тенденции к сокращению нерационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении и основана на особенностях инфраструктуры и социально-экономических условий города Нефтеюганск.
1. Анализ существующего состояния энергосбережения
Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергетической эффективности, который составляет более 40% (403 млн тонн условного топлива (т у.т.) от уровня потребления энергетических ресурсов. Энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации (далее - ВВП) в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в большинстве развитых стран.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определено снижение энергоемкости ВВП к 2020 году не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года. Согласно Энергетической стратегии России до 2030 года планируется сокращение к 2030 году удельной энергоемкости ВВП - более чем в 2 раза, удельной электроемкости ВВП - не менее чем в 1,6 раза. Достижение данных показателей невозможно без комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе использования программно-целевых методов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных муниципальных образований. В этой связи создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов в городе Нефтеюганск становится одной из приоритетных задач устойчивого развития города.
Расчетная среднегодовая численность населения города на 1 апреля 2010 года составила 118,6 тыс. чел., площадь 15 379 гектар.
Город расположен на правом берегу протоки Юганская Обь, находится в юго-восточной части Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, географическое положение которого отнесено к центральной части Западно-Сибирской равнины.
Климат резко континентальный, характеризующийся продолжительной суровой зимой и коротким летом. Среднегодовая температура воздуха: -3,3°C.
Продолжительность отопительного сезона более 8 месяцев.
Объем производства и распределения электроэнергии, газа и горячей воды в городе Нефтеюганск за 2009 год составил 3 198, млн руб. или 108,9% к 2008 году в сопоставимых ценах. В данном объеме производства основная доля приходится на производство, передачу и распределение коммунальных услуг.
В 2009 году выработано электроэнергии 1,1 млн. кВт·ч (в 2008 году - 3,6 млн. кВт·ч).
Электроснабжение города осуществляется от Тюменской энергосистемы. Объем потребления электрической энергии на территории муниципального образования в 2009 году составил 338899,82 тыс. кВт·ч, полезный отпуск - 298720,66 тыс. кВт·ч, объем потерь при передаче электрической энергии по распределительным сетям - 40179,16 тыс. кВт·ч (12% от общего объема потребления).
Основная выработка тепловой энергии осуществляется на 2 муниципальных котельных. В 2009 году общий объем выработки тепловой энергии в городе составил 1298,27 тыс. Гкал, потреблено газа на нужды теплоснабжения - 14692 тыс. т у.т. Потребление тепловой энергии составило 1050,03 тыс. Гкал, полезный отпуск - 941,46 тыс. Гкал, объем потерь тепловой энергии при ее передаче - 108,57 тыс. Гкал (10% от общего объема потребления).
Общий объем поставки воды в 2009 году составил 11084,80 тыс. куб. м, общий объем потребления воды - 9878,13 тыс. куб. м, полезный отпуск воды - 9553,00 тыс. куб. м, объем потерь воды при ее передаче - 325,13 тыс. куб. м. Объем потребления горячей воды в 2009 году составил 3330,85 тыс. куб. м. Общий объем водоотведения в 2009 году составил 9559,80 тыс. куб. м.
Общий объем поставки газа в 2009 году составил 185,13 тыс. куб. м, полезный отпуск газа промышленным предприятиям составил 181,62 тыс. куб. м, жилищно-коммунальному сектору - 3,51 тыс. куб. м.
Структура и объемы полезного отпуска основных видов энергетических ресурсов на территории города Нефтеюганск выглядят следующим образом:
Наименование |
Доля в суммарном объеме потребления, % |
||||
электрическая энергия |
тепло |
газ |
холодная вода |
горячая вода |
|
Добыча и транспортировка нефти |
2,68 |
- |
- |
- |
- |
Жилищно-коммунальный сектор |
20,66 |
59,07 |
1,89 |
47,75 |
89,43 |
Организации бюджетной сферы |
6,17 |
11,49 |
- |
3,55 |
5,46 |
Промышленные предприятия |
5,93 |
- |
98,11 |
48,70 |
- |
Стройиндустрия |
5,89 |
- |
- |
- |
- |
Сельское хозяйство |
0,47 |
- |
- |
- |
- |
Транспорт |
3,55 |
- |
- |
- |
- |
Энергетика |
28,99 |
- |
- |
- |
- |
Городское освещение |
1,10 |
- |
- |
- |
- |
Прочие |
24,56 |
29,44 |
- |
- |
5,11 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Примерная структура объемов потребления основных видов энергетических ресурсов (для электрической энергии, тепловой энергии, газа и воды в системах централизованного энергоснабжения) на территории муниципального образования приведена в Приложении 1.
Прогноз потребления электрической и тепловой энергии, холодной и горячей воды при проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с учетом ежегодного роста потребления и без представлен в Приложении 2.
Суммарный потенциал энергосбережения в городе Нефтеюганск по тепловой и электрической энергии, газу оценивается в 25,18-38,44 тыс. т у.т., холодной и горячей воды - в 1302,53-1941,62 тыс. куб.м.
Потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах и отраслях экономики города Нефтеюганск по тепловой и электрической энергии составляет (Приложение 3):
добыча и транспортировка нефти - 0,14-0,28 тыс. т у.т.;
жилищно-коммунальная сектор - 12,51-18,78 тыс. т у.т.;
организации бюджетной сферы - 3,36-4,48 тыс. т у.т.;
промышленные предприятия - 0,61-0,91 тыс. т у.т.;
стройиндустрия - 0,30-0,61 тыс. т у.т.;
сельское хозяйство - 0,02-0,03 тыс. т у.т;
транспорт - 0,18-0,37 тыс. т у.т.;
энергетика - 4,48-5,97 тыс. т у.т.
городское освещение - 0,23-0,34 тыс. т у.т.
прочие - 3,32-6,65 тыс. т у.т.
Потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах и отраслях экономики города Нефтеюганск по тепловой и электрической энергии представлен на диаграмме:
"Потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах и отраслях экономики города Нефтеюганск по тепловой и электрической энергии"
Затраты на энергетические ресурсы составляют существенную часть затрат местного бюджета, населения и хозяйствующих субъектов города. В условиях увеличения тарифов и цен на энергоносители их расточительное и неэффективное использование недопустимо. Это обуславливает высокую значимость проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Решение проблемы связано с осуществлением комплекса мероприятий, которые заключаются в разработке и реализации согласованных действий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов на территории города Нефтеюганск, и, прежде всего, в органах местного самоуправления и организациях с участием муниципального образования.
Комплексный подход к энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит создать условия для повышения качества жизни населения, развития экономики и социальной сферы города, роста экологической безопасности территории, повышения эффективности функционирования систем коммунальной инфраструктуры и повышения уровня благоустройства территорий муниципальных поселений, повышения эффективности управления муниципальным имуществом. В этой связи Программа непосредственно связана с приоритетами социально-экономического развития города Нефтеюганск.
Основным инструментом управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в муниципальном образовании является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение муниципальных целевых программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также иных целевых программ, в том числе программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности отдельных хозяйствующих субъектов.
Основными вариантами решения проблемы являются:
точечное проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и других актуальных сферах и направлениях, не требующих значительных финансовых затрат и позволяющих быстро достигнуть временного улучшения отдельных показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере муниципального образования за счет реализации высокозатратных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного улучшения показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в долгосрочной перспективе.
Второй вариант является оптимальным и отражает основные тенденции и подходы к комплексному решению проблемы, провозглашенные на федеральном уровне. При этом с учетом рисков, связанных с реализацией Программы, при ее разработке должен быть предусмотрен минимальный набор мероприятий из первого варианта решения проблемы, чтобы и при неблагоприятном развитии событий был достигнут положительный эффект от реализации Программы.
2. Основные цели, задачи и этапы Программы
2.1. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются повышение качества жизни населения и создание условий для инновационного развития муниципального образования город Нефтеюганск за счет обеспечения рационального использования энергетических ресурсов в экономике и социальной сфере города.
Для достижения поставленных целей в ходе реализации Программы необходимо решить следующие основные задачи:
создание условий для повышения эффективности производства, передачи и потребления энергетических ресурсов за счет совершенствования нормативной правовой и методической базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
реализация требований федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, в том числе проведение обязательных энергетических обследований и паспортизации потребителей энергетических ресурсов;
развитие энергосервисных услуг, стимулирование производства энергосберегающего оборудования и материалов, внедрения энергосберегающих технологий на территории города Нефтеюганск;
обучение и развитие кадрового потенциала в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории города Нефтеюганск;
внедрение энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования в организациях с участием города Нефтеюганск, жилищно-коммунальном хозяйстве, в энергетике и наружном освещении, в строительстве, промышленности и на транспорте;
создание резервных энергетических мощностей и запасов энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при их производстве и передаче;
оснащение и осуществление расчетов за потребленные, переданные, производимые энергетические ресурсы с использованием приборов учета, автоматизация в сфере контроля и учета расхода энергетических ресурсов;
улучшение экологических показателей среды обитания за счет создания новых генерирующих мощностей с использованием возобновляемых источников энергии, развитие альтернативных видов топлива;
развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности, направленной на разработку и внедрение энергетически эффективных технологий в сфере производства, передачи и потребления энергетических ресурсов;
пропаганда и воспитание энергосберегающего поведения граждан, активное вовлечение всех групп потребителей в энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
2.2. Этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период до 2020 года. Реализация Программы осуществляется в три этапа.
На первом этапе (2010-2012 годы) основными мероприятиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть:
разработка проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы;
внедрение современных методов тарифного стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
проведение организационных мероприятий, направленных на формирование структуры управления Программой;
завершение оснащения органов местного самоуправления приборами учета энергетических ресурсов;
завершение оснащения зданий, строений и сооружений, находящихся в собственности города Нефтеюганск приборами учета энергетических ресурсов;
проведение первых обязательных и добровольных энергетических обследований и паспортизация объектов, разработка и реализация пообъектных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
На втором этапе (2013-2014 годы) основными мероприятиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть:
реализация высокоэффективных и быстроокупающихся мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, жилищном фонде, коммунальном комплексе, наружном освещении и других направлениях, не требующих значительных финансовых затрат;
проведение первоочередных мероприятий в области популяризации энергосбережения и повышения энергетической эффективности, формирование методических основ и информационного сопровождения реализации Программы.
На третьем этапе (2015-2020 годы) основными мероприятиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть:
проведение последующих обязательных и добровольных энергетических обследований и паспортизация объектов, разработка и реализация пообъектных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности с учетом предшествующего опыта реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере муниципального образования, предполагающее реализацию высокозатратных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного улучшения показателей энергетической эффективности в долгосрочной перспективе;
создание новых генерирующих мощностей, в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии;
разработка и внедрение автоматизированных систем контроля и учета расхода энергетических ресурсов, а также специализированных информационных систем.
3. Мероприятия Программы
Программа состоит из 11 подпрограмм, отражающих актуальные направления энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Нефтеюганск и соответствующих требованиям Закона N 261-ФЗ:
1. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в учреждениях бюджетной сферы муниципального образования "г. Нефтеюганск".
На территории города осуществляют деятельность 150 муниципальных учреждения различной отраслевой принадлежности. В 2009 году общее годовое электропотребление бюджетной сферы города составило 18,43 млн. кВтч, общее годовое теплопотребление - 108,14 тыс. Гкал, общее годовое потребление холодной воды - 339,00 тыс. куб. м, общее годовое потребление горячей воды - 181,95 тыс. куб. м.
В соответствии с требованиями Закона N 261-ФЗ начиная с 1 января 2010 г. бюджетные учреждения обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного ими в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%. С 1 января 2011 г. ожидается вступление в силу изменений к Закону N 261-ФЗ, которые направлены на приведение его положений в соответствие с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Поэтому одним из приоритетных направлений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Нефтеюганск является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшение бюджетных средств, направляемых на оплату энергетических ресурсов.
Потенциал энергосбережения в муниципальных учреждениях оценивается: электрической энергии - 15-20 % (0,95-1,27 тыс. т у.т.), тепловой энергии - 15-20% (2,41-3,21 тыс. т у.т.), воды - 15-20% (50,85-67,80 тыс. куб. м), горячей воды - 15-20% (27,29-36,39 тыс. куб.м).
Мероприятия подпрограммы охватывают, в частности:
проведение энергетических обследований и сбор информации об энергопотреблении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений в целях их ранжирования по удельному энергопотреблению, разработки и определения очередности проведения энергосберегающих мероприятий для конкретных объектов;
содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций для их реализации в целях увеличения объема внебюджетных средств, используемых для финансирования энергосберегающих мероприятий;
модернизацию систем приточно-вытяжной вентиляции, с установкой систем автоматического регулирования;
модернизацию систем освещения с установкой энергосберегающих светильников и автоматизированных систем управления освещением;
внедрение автоматического регулирования для систем отопления и горячего водоснабжения;
регулярную промывка инженерных систем вновь вводимых и реконструируемых зданий;
проведение мероприятий по реконструкции автономных котельных, систем отопления и потребления энергетических ресурсов, внедрения энергосберегающего оборудования в организациях с участием муниципального образования города Нефтеюганск.
2. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде".
По состоянию на 2008 год общая площадь жилищного фонда города превысил 1,8 млн кв. м. Жилищный фонд муниципального образования включает в себя 541 многоквартирных дома общей площадью 1306,44 тыс. кв. м, 26104 квартиры, из которых 22707 квартиры с электроплитами, 690 - с газовыми колонками.
Основу жилого фонда города составляет крупнопанельное домостроение (65,7% от общей площади жилого фонда). Средний уровень износа - 21% (износ деревянного жилого фонда - 63,8%).
В 2009 г. в жилищно-коммунальном секторе было потреблено электроэнергии 61721 тыс. кВт·ч, тепла - 556,14 тыс. Гкал, горячей воды - 2978,80 тыс. куб. м, воды 4562,00 - тыс. куб. м.
Жилищный фонд потребляет 20,6% от общего объема потребления электрической энергии, 59,1% - тепловой энергии, 1,9% - газа, 47,7% - воды, 89,4% горячей воды.
Потенциал энергосбережения в жилищном фонде оценивается: электрической энергии - 20-30 % (4,25-6,38 тыс. т у.т.), тепловой энергии - 10-15% (8,26-12,40 тыс. т у.т.), воды - 10-15% (456,2-684,3 тыс. куб. м), горячей воды - 10-15% (297,88-446,82 тыс. куб.м).
Мероприятия подпрограммы охватывают, в частности:
проведение энергетических обследования объектов жилищного фонда, включая диагностику оптимальности структуры потребления энергетических ресурсов в целях разработки и реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
установление целевых показателей повышения эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде, необходимых для оценки эффективности энергосберегающих мероприятий;
сбор и анализ информации об энергопотреблении жилых домов в целях их ранжирования по уровню энергоэффективности и определения жилых домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности;
сопоставление уровней энергоэффективности с российскими и зарубежными аналогами в целях оценки потенциала энергосбережения в муниципальном образовании;
содействие привлечению частных инвестиций, в том числе в рамках реализации энергосервисных договоров;
анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения жилых многоквартирных домов на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности;
установка энергосберегающих антивандальных светильников, оборудованных датчиками движения или присутствия человека в местах общего пользования жилых домов;
замена ламп накаливания на энергоэффективные лампы в жилом фонде для социально незащищенных категорий граждан за счет средств местного бюджета;
размещение на фасадах многоквартирных домов указателей классов их энергетической эффективности;
установка балансировочных клапанов с последующей регулировкой систем отопления;
реконструкция и модернизация лифтового хозяйства, внедрение схемы "парной" работы лифтов, установка преобразователей частоты для электроприводов лифтов.
Перспективными являются, в частности, следующие мероприятия:
капитальный ремонт многоквартирных домов предусматривающий приведение теплозащитных характеристик в соответствие с действующими нормативами;
утепление квартир и мест общего пользования (установка пластиковых стеклопакетов, теплоотражающих пленок и прокладок для окон, теплоотражающих экранов за радиаторами, доводчиков дверей, остекление лоджий, промывка систем отопления, установка современных радиаторов, термостатических вентилей и др.).
3. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры".
В городе Нефтеюганск насчитывается 12 предприятий жилищно-коммунального комплекса.
Коммунальный комплекс включает в себя:
2 муниципальных котельные, работающих на газе, с суммарной присоединенной мощностью 368,46 Гкал/час, КПД котлов боле 90%, с износом 25 - 34%;
115,2 км тепловых сетей, в том числе теплопроводы и трубопроводы ГВС без ППУ изоляции 38,3 км;
146,1 км сетей водоснабжения;
132,5 км сетей водоотведения.
Уровень обеспеченности теплоснабжением составляет 99%.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется уровнем износа, превышающим 60%, в том числе:
износ тепловых сетей - 60%, в том числе теплопроводы и трубопроводы ГВС без ППУ изоляции - 70%;
износ сетей водоснабжения - 70%;
износ сетей водоотведения - 73%.
Доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в общем объеме расходов бюджета города составляет 18-20%.
Объем потерь энергетических ресурсов при их передаче составил тепловой энергии - 108570 Гкал (10% от общего объема потребления), воды - 325,13 тыс. куб. м (3% от общего объема потребления).
Рост тарифов в 2010 году топливо обусловлен ростом цен на энергоносители на 28%, доля расходов на топливо в 2010 году составит 50,7% в общем объёме расходов на производство тепловой энергии.
Основными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры являются, в том числе:
проведение обязательных энергетических обследований организаций коммунального комплекса, что позволит разработать пообъектные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
содействие привлечению частных инвестиций, в том числе в рамках реализации энергосервисных договоров;
анализ предоставления качества услуг электро-, тепло-, газо- и водоснабжения;
оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях, проведение работ по модернизации, замене водопроводных сетей и систем водоснабжения;
выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
организация управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;
снижение энергопотребления на собственные нужды организациями коммунального комплекса, том числе модернизация центральных тепловых пунктов с использованием современных энергосберегающих технологий путем оснащения их пластинчатыми теплообменниками, средствами автоматизации теплопотребления, частотными регуляторами электроприводов, узлами учета и регулирования потребления тепловой энергии и воды, современной запорной арматурой;
оптимизация режимов работы источников теплоснабжения и распределения тепловых нагрузок в целях выработки электроэнергии на тепловом потреблении, обеспечивающей максимальную экономию топлива.
внедрение системы АСКУЭ в системе водоснабжения и водоотведения;
рконструкция насосных станции с заменой насосов, запорной арматуры, установка частотных преобразователей;
реконструкция станции обезжелеивания (СОЖ) с увеличением производительности до 50 тыс. куб. м/сут.;
ремонт задвижек и установка электроприводов на ВОС;
капитальный ремонт артезианских скважин с установкой частотных преобразователей.
Перспективными являются, в частности, следующие мероприятия:
модернизация тепловых сетей с заменой ветхих теплосетей на теплосети с пенополиуретановой изоляцией по технологии "труба в трубе";
реконструкция водопроводных сетей и сетей водоотведения;
установка индивидуальных тепловых пунктов;
внедрение систем автоматизации и телемеханики на объектах коммунального хозяйства, в том числе внедрение автоматизированной системы контроля и учета энергетических ресурсов, автоматизированной системы управления технологическим процессом горячего водоснабжения, отопления на центральных тепловых пунктах, котельных и т.д.
4. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике и системах наружного освещения".
Протяженность электрических сетей в городе Нефтеюганск составляет 635,76 км, в том числе с уровнем напряжения 0,4 кВ 201 км (износ 65%), 6 кВ - 132,58 (износ 65%), КЛ 0,4 кВ - 199,4 км (износ 93%), КЛ 5 кВ - 102,78 км (износ 93%).
Объем потребления электрической энергии в 2009 году составил 86606 тыс. кВт·ч. Объем потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в 2009 году составил 40179,16 тыс. кВт·ч, что составляет 12% от общего объема потребления.
Рост тарифов на электроэнергию обусловлен повышение доли свободного рынка с 44% в 2009 году до 73% в 2010 году. Рост цен на электроэнергию с учетом нерегулируемых тарифов в среднем составил 20%.
Необходим ввод в эксплуатацию новых электросетей, также как и модернизация уже существующих, с проведением мер по ремонту и замене оборудования как на узловых подстанциях, так и на самих электросетях, с учетом передовых разработок с целью снижения потерь электрической энергии при ее транспортировке.
Отсутствуют системы автоматического контроля, учета и управления комплексом трансформаторных подстанций и электрических сетей. Система передачи электрической энергии также характеризуется общей нехваткой мощностей на трансформаторных подстанциях, работающих в режиме предельных нагрузок, при общем износе до 70%.
В городе установлено 4356 светильников для наружного освещения улиц. В системе наружного освещения города установлено 4356 светильников применяются светильники с ртутными, натриевыми лампами, светодиодами, а также с лампами накаливания.
Объемы электрической энергии, расходуемой на нужды городского освещения в 2009 году составили 3,29 млн кВт·ч.
В 2008 г. потребления электрической энергии на нужды городского освещения возросло на 6% и снизилось на 12% в 2009 г.
Потенциал энергосбережения в энергетике оценивается по электрической энергии - 15-20 % (4,48-5,97 тыс. т у.т.), в системах городского освещения оценивается по электрической энергии - 20-30 % (0,23-0,34 тыс. т у.т).
Основными мероприятиями энергосбережения и повышения энергетической эффективносит в системе производства и передачи электрической энергии, как:
проведение обязательного энергетического обследования энергоснабжающих организаций, что позволит разработать пообъектные энергосберегающие мероприятия;
разработка и реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности для энергоснабжающих организаций, включая разработку технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих мероприятий;
обеспечение согласованного развития электрической сети с техническим перевооружением и увеличением мощности действующих источников электрической энергии;
модернизация трансформаторных подстанций;
модернизация электрических сетей;
снижение потерь на собственный нужды за счет реконструкции и технического перевооружение действующих системообразующих электросетевых объектов;
введение и реализация механизма перераспределения (высвобождения) присоединенной мощности;
повышение уровня компенсации реактивной мощности на трансформаторных подстанциях;
оптимизация режимов работы и распределение нагрузки электрических сетей и трансформаторных подстанций;
внедрение систем АСКУЭ.
оснащение энергоэкономичными осветительными приборами и энергосберегающими источниками света на основе ламп светодиодных ламп в системе наружнего освещения.
5. Подпрограмма "Оснащение и осуществление расчетов за потребленные, переданные, производимые энергетические ресурсы с использованием приборов учета".
Завершается оснащение организаций бюджетной сферы приборами учета энергетических ресурсов. Требуется установить 87 приборов учета электрической энергии, 100 - тепловой энергии, 90 - горячей воды, 65 - холодной воды.
Уровень оснащенности жилищного фонда города Нефтеюганск приборами учета энергетических ресурсов невысок.
В жилых домах (за исключением многоквартирных домов) требуется установить 604 приборов учета электрической энергии, 66 - тепловой энергии, 66 - горячей воды, 66 - холодной воды, 8 - газа.
В многоквартирных домах установлено/требуется установить:
16/257 коллективных и 34729/749 индивидуальных приборов учета электрической энергии;
22/233 коллективных и -/5543 индивидуальных приборов учета тепловой энергии;
22/169 коллективных и 2682/10215 индивидуальных приборов учета горячей воды;
17/217 коллективных и 2679/10239 индивидуальных приборов учета холодной воды;
-/3133 индивидуальных приборов учета газа.
В коммунальных квартирах установлено по 32 общих прибора учета электрической и тепловой энергии, требуется установить по 32 общих прибора учета горячего и холодного водоснабжения, и 24 общих прибора учета газа.
Мероприятия подпрограммы охватывают, в частности:
установку приборов учета тепловой и электрической энергии, воды, газа в организациях с участием муниципальных образований город Нефтеюганск;
оснащение приборами учета тепловой и электрической энергии, воды, газа объектов жилищного фонда;
переход на оплату энергетических ресурсов жителями по фактическим показаниям общедомовых приборов учета в помещениях общего пользования;
создание единой в городе Нефтеюганск информационно-аналитической системы учета потребляемых абонентами объемов коммунальных ресурсов.
6. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности".
В 2009 году объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним организациям - производителям промышленной продукции составил 22 997,1 млн. рублей. Индекс промышленного производства к уровню 2008 года составил 92,1 %. Причинами снижения производства стали, в том числе, негативные последстия финансового кризиса.
В 2009 году добыча полезных ископаемых составила 16 040,6 млн. рублей или 75,9 % в сопоставимых ценах к уровню 2008 года; обрабатывающие производства (произведено хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских изделий, блоков оконных, блоков дверных) - 3 758,4 млн. рублей или 126,4 % в сопоставимых ценах к уровню 2008 года.
В 2009 году потребление электрической энергии при добыче и транспортировке нефти составило 7992 тыс. кВт·ч. Потребление электрической энергии промышленными предприятиями в целом составило 17700 тыс. кВт·ч, воды 4652 тыс. куб. м.
Потенциал энергосбережения в промышленности оценивается: электрической энергии - 15-20 % (0,75-1,19 тыс. т у.т.), воды - 10-15% (465,2-697,8 тыс. куб.м).
Основными мероприятиями по энергосбережения и повышения энергетической эффективности в промышленности города являются, в частности:
проведение энергетических обследований, разработка и реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности промышленных предприятий;
формирование списков промышленных предприятий, подлежащих энергетическому обследованию, и рассылка уведомлений промышленным предприятиям об обязательности проведения энергетических обследования;
сбор и анализ информации о загрузке энергоисточников, находящихся в собственности промышленных предприятий;
анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий в целях определения доли энергозатрат в составе себестоимости продукции, выявления возможностей по внутреннему финансированию энергосберегающих мероприятий и разработки энергетической политики предприятия;
заключение добровольных соглашений с промышленными предприятиями о снижении потребления энергетических ресурсов;
внедрение систем энергетического менеджмента на промышленных предприятиях;
вывод из эксплуатации старого оборудования, ввода новых мощностей, соответствующих по удельным расходам лучшей мировой практике, модернизации мощностей;
использование энергоэффективных ламп с электронной пускорегулирующей аппаратурой, введение систем контроля за освещением при активизации использования дневного света;
внедрение мероприятий по рекуперации тепла связанной с его повторным использованием для технологических нужд;
внедрение энергоэффективных технологий при утилизации промышленных отходов;
внедрение АСКУЭ.
Актуальными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в области добычи и транспортировки нефти являются:
оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов на всей технологической цепочке добычи и транспортировки нефти, всех мест использования, сжигания и рассеивания попутного нефтяного газа;
утилизация нефтяного газа и сокращение потерь нефти в системах добычи, сбора и транспорта нефти;
повышение эффективности работы и модернизация насосного парка в системах добычи нефти, обустройства нефтяных промыслов, внутрипромыслового и магистрального транспорта нефти;
повышение энергетической эффективности дожимных компрессорных станций;
повышение гидравлической эффективности системы "скважины - промысловые трубопроводы";
повышение нефтеотдачи и эффективности технологических установок;
применение регулируемых приводов технологических механизмов;
повышение качества ремонта оборудования.
7. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на транспорте".
Транспорт в городе Нефтеюганск представлен автомобильным и водным транспортом.
В 2009 году потребление электрической энергии организациями транспорта составило 10616 тыс. кВт·ч.
Потенциал энергосбережения на транспорте оценивается по электрической энергии в пределах 5-10 % (0,18-0,37 тыс. т у.т.).
Общими мероприятиями в системе общественного транспорта города Нефтеюганск:
проведение обязательного энергетического обследования транспортных организаций, разработка и реализация транспортными организациями программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
формирование списков транспортных организаций, подлежащих энергетическому обследованию, и рассылка уведомлений транспортным организациям об обязательности проведения энергетических обследования;
заключение добровольных соглашений с транспортными организациями о снижении потребления энергетических ресурсов.
Основными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на автомобильном транспорте являются:
оптимизация транспортных потоков;
мероприятия по замещению природным газом бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива;
использование в качестве топлива сжиженного, сжатого природного газа, строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций;
обучение эффективному вождению;
увеличение доли грузооборота и пассажирооборота, выполняемых автомобилями и автобусами с дизельными двигателями (дизелизация);
снижение удельных норм расхода топлива автомобильным транспортом за счет повышения КПД двигателей, трансмиссий, снижения собственной массы и аэродинамического сопротивления, увеличения доли радиальных шин;
оснащение автомобильного транспорта приборами регистрации параметров движения.
модернизация парка общественного транспорта.
Основными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на водном транспорте являются:
обновление флота энергетически эффективными судами, оптимизация режимов работы судового оборудования при помощи автоматизированных систем управления и бортовых компьютеров;
внедрение необрастающих покрытий корпусов судов, многофункциональных присадок к топливу, новых систем топливоподготовки;
внедрение систем глубокой утилизации теплоты отходящих газов судовых двигателей и утилизации нефтяных остатков на судах;
развитие речных перевозок несамоходным флотом в крупнотоннажных составах
применение на речных судах дизелей с трубонаддувом
повышение нагрузок на единицу мощности двигателя, тяги, совершенствование эксплуатации энергетических установок и движителей судов
замещение нефтяного моторного топлива сжиженным природным газом.
8. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в строительстве".
В 2009 году потребление электрической энергии строительным комплексом составило 17591 тыс. кВт·ч.
Потенциал энергосбережения в строительном комплексе по электрической энергии находится в пределах 5-10 % (0,30-0,61 тыс. т у.т.).
Для решения задачи энергосбережения и повышение энергетической эффективности в строительстве необходимо, в частности:
строительство зданий, строений, сооружений, включая многоквартирные дома в соответствии с установленными законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиями энергетической эффективности;
проектирование зданий, строений, сооружений, использование строительных материалов и деталей с учетом минимизации расхода энергетических ресурсов при производстве работ в условиях отрицательных температур;
обеспечение минимальных затрат энергетических ресурсов на освещение и внутриплощадочный транспорт материалов и конструкций при разработке генерального плана строительства;
организация учета и контроля расхода энергетических ресурсов при осуществлении строительно-монтажных работ;
использование специальных малоэнергоемких машин и механизмов, технологического оборуд
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.