Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Нефтеюганска
от 17 августа 2010 г. N 2205
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Программа энергосбережения и повышения
энергетической эффективности муниципального образования
город Нефтеюганск до 2020 года"
Наименование Программы
|
- Долгосрочная целевая программа "Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципального образования город Нефтеюганск до 2020 года" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата соответствующего нормативного акта) |
- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р; План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р |
Разработчик Программы |
- Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города; ЗАО "Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса" |
Заказчик Программы |
- Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города |
Исполнители Программы |
- структурные подразделения администрации города Нефтеюганск; организации с участием муниципального образования город Нефтеюганск (по согласованию); энергосервисные компании и иные исполнители подпрограмм и основных мероприятий, выбираемые в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; организации, реализующие подпрограммы и основные мероприятия и не получающие средств из города Нефтеюганск (по согласованию) |
Цели и задачи Программы |
- цели Программы: повышение качества жизни населения и создание условий для инновационного развития муниципального образования город Нефтеюганск за счет обеспечения рационального использования энергетических ресурсов в экономике и социальной сфере города; - основные задачи Программы: создание условий для повышения эффективности производства, передачи и потребления энергетических ресурсов за счет совершенствования нормативной правовой и методической базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; реализация требований федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, в том числе проведение обязательных энергетических обследований и паспортизации потребителей энергетических ресурсов; развитие энергосервисных услуг, стимулирование производства энергосберегающего оборудования и материалов, внедрения энергосберегающих технологий на территории города Нефтеюганск; обучение и развитие кадрового потенциала в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории города Нефтеюганск; внедрение энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования в организациях с участием города Нефтеюганск, жилищно-коммунальном хозяйстве, в энергетике и наружном освещении, в строительстве, промышленности и на транспорте; создание резервных энергетических мощностей и запасов энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при их производстве и передаче; оснащение и осуществление расчетов за потребленные, переданные, производимые энергетические ресурсы с использованием приборов учета, автоматизация в сфере контроля и учета расхода энергетических ресурсов; улучшение экологических показателей среды обитания за счет создания новых генерирующих мощностей с использованием возобновляемых источников энергии, развитие альтернативных видов топлива; развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности, направленной на разработку и внедрение энергетически эффективных технологий в сфере производства, передачи и потребления энергетических ресурсов; пропаганда и воспитание энергосберегающего поведения граждан, активное вовлечение всех групп потребителей в энергосбережение и повышение энергетической эффективности |
Сроки и этапы реализации программы |
- сроки реализации: 2010 - 2020 годы - этапы реализации: I этап - 2010 - 2012 год; II этап - 2013 - 1014 годы; III этап - 2015 - 1020 годы |
Перечень подпрограмм |
- подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в учреждениях бюджетной сферы муниципального образования "г. Нефтеюганск"; подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде"; подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры"; подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике и системах наружного освещения"; подпрограмма "Оснащение и осуществление расчетов за потребленные, переданные, производимые энергетические ресурсы с использованием приборов учета"; подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности"; подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на транспорте"; подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в строительстве"; подпрограмма "Развитие возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива"; подпрограмма "Развитие организационно-правового обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; подпрограмма "Популяризация энергосбережения в г. Нефтеюганска" |
Объемы и источники финансирования |
- Общий объем финансирования Программы составляет 3724,35 млрд рублей, в том числе: средства окружного бюджета - 79,56 млрд рублей (2010-2012 годы - 18,31 млрд рублей; 2013-2014 годы - 15,31 млрд рублей; 2015-2020 годы - 45,94 млрд рублей); средства местного бюджета - 310,98 млрд рублей (2010-2012 годы - 130,75 млрд рублей; 2013-2014 годы - 49,18 млрд рублей; 2015-2020 годы - 131,05 млрд рублей); внебюджетные источники - 3333,81 млрд рублей (2010-2012 годы - 983,05 млрд рублей; 2013-2014 годы - 535,09 млрд рублей; 2015-2020 годы - 1815,67 млрд рублей) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- за период реализации Программы планируется: снижение расходов бюджета города Нефтеюганск за пользование энергетическими ресурсами не менее 20% по отношению к 2009 году; увеличение доли возобновляемых источников энергии в производстве электрической энергии не менее чем до 4,5% к уровню 2009 года; за период реализации Программы планируется: экономия энергетических ресурсов от внедрения энергосберегающих мероприятий в натуральном и стоимостном выражении - 254,63 тыс. т у.т., воды 7,49 млн. куб. м (937,64 млн руб.); экономия электрической энергии в натуральном и стоимостном выражении - 71,87 тыс. т у.т. (393,52 млн руб); экономия тепловой энергии в натуральном и стоимостном выражении - 73,28 тыс. т у.т. (336,33 млн руб.); экономия газа в натуральном и стоимостном выражении - 109,48 тыс. т у.т. (0,23 млн руб.); экономия воды в натуральном и стоимостном выражении - 5,56 млн куб. м (95,08 млн руб.); экономия горячей воды в натуральном и стоимостном выражении - 1,94 млн куб. м (112,48 млн руб.) |
1. Общие положения
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р, Основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года N 1-р, Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства автономного округа от 14 ноября 2008 г. N 491-рп, Стратегией социально-экономического развития города Нефтеюганска до 2020 года, одобренной решением Думой города от 22 декабря 2009 года N 676-IV.
Программа отражает общие для Российской Федерации тенденции к сокращению нерационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении и основана на особенностях инфраструктуры и социально-экономических условий города Нефтеюганск.
1. Анализ существующего состояния энергосбережения
Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергетической эффективности, который составляет более 40% (403 млн тонн условного топлива (т у.т.) от уровня потребления энергетических ресурсов. Энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации (далее - ВВП) в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в большинстве развитых стран.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определено снижение энергоемкости ВВП к 2020 году не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года. Согласно Энергетической стратегии России до 2030 года планируется сокращение к 2030 году удельной энергоемкости ВВП - более чем в 2 раза, удельной электроемкости ВВП - не менее чем в 1,6 раза. Достижение данных показателей невозможно без комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе использования программно-целевых методов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных муниципальных образований. В этой связи создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов в городе Нефтеюганск становится одной из приоритетных задач устойчивого развития города.
Расчетная среднегодовая численность населения города на 1 апреля 2010 года составила 118,6 тыс. чел., площадь 15 379 гектар.
Город расположен на правом берегу протоки Юганская Обь, находится в юго-восточной части Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, географическое положение которого отнесено к центральной части Западно-Сибирской равнины.
Климат резко континентальный, характеризующийся продолжительной суровой зимой и коротким летом. Среднегодовая температура воздуха: -3,3°C.
Продолжительность отопительного сезона более 8 месяцев.
Объем производства и распределения электроэнергии, газа и горячей воды в городе Нефтеюганск за 2009 год составил 3 198, млн руб. или 108,9% к 2008 году в сопоставимых ценах. В данном объеме производства основная доля приходится на производство, передачу и распределение коммунальных услуг.
В 2009 году выработано электроэнергии 1,1 млн. кВт·ч (в 2008 году - 3,6 млн. кВт·ч).
Электроснабжение города осуществляется от Тюменской энергосистемы. Объем потребления электрической энергии на территории муниципального образования в 2009 году составил 338899,82 тыс. кВт·ч, полезный отпуск - 298720,66 тыс. кВт·ч, объем потерь при передаче электрической энергии по распределительным сетям - 40179,16 тыс. кВт·ч (12% от общего объема потребления).
Основная выработка тепловой энергии осуществляется на 2 муниципальных котельных. В 2009 году общий объем выработки тепловой энергии в городе составил 1298,27 тыс. Гкал, потреблено газа на нужды теплоснабжения - 14692 тыс. т у.т. Потребление тепловой энергии составило 1050,03 тыс. Гкал, полезный отпуск - 941,46 тыс. Гкал, объем потерь тепловой энергии при ее передаче - 108,57 тыс. Гкал (10% от общего объема потребления).
Общий объем поставки воды в 2009 году составил 11084,80 тыс. куб. м, общий объем потребления воды - 9878,13 тыс. куб. м, полезный отпуск воды - 9553,00 тыс. куб. м, объем потерь воды при ее передаче - 325,13 тыс. куб. м. Объем потребления горячей воды в 2009 году составил 3330,85 тыс. куб. м. Общий объем водоотведения в 2009 году составил 9559,80 тыс. куб. м.
Общий объем поставки газа в 2009 году составил 185,13 тыс. куб. м, полезный отпуск газа промышленным предприятиям составил 181,62 тыс. куб. м, жилищно-коммунальному сектору - 3,51 тыс. куб. м.
Структура и объемы полезного отпуска основных видов энергетических ресурсов на территории города Нефтеюганск выглядят следующим образом:
Наименование |
Доля в суммарном объеме потребления, % |
||||
электрическая энергия |
тепло |
газ |
холодная вода |
горячая вода |
|
Добыча и транспортировка нефти |
2,68 |
- |
- |
- |
- |
Жилищно-коммунальный сектор |
20,66 |
59,07 |
1,89 |
47,75 |
89,43 |
Организации бюджетной сферы |
6,17 |
11,49 |
- |
3,55 |
5,46 |
Промышленные предприятия |
5,93 |
- |
98,11 |
48,70 |
- |
Стройиндустрия |
5,89 |
- |
- |
- |
- |
Сельское хозяйство |
0,47 |
- |
- |
- |
- |
Транспорт |
3,55 |
- |
- |
- |
- |
Энергетика |
28,99 |
- |
- |
- |
- |
Городское освещение |
1,10 |
- |
- |
- |
- |
Прочие |
24,56 |
29,44 |
- |
- |
5,11 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Примерная структура объемов потребления основных видов энергетических ресурсов (для электрической энергии, тепловой энергии, газа и воды в системах централизованного энергоснабжения) на территории муниципального образования приведена в Приложении 1.
Прогноз потребления электрической и тепловой энергии, холодной и горячей воды при проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с учетом ежегодного роста потребления и без представлен в Приложении 2.
Суммарный потенциал энергосбережения в городе Нефтеюганск по тепловой и электрической энергии, газу оценивается в 25,18-38,44 тыс. т у.т., холодной и горячей воды - в 1302,53-1941,62 тыс. куб.м.
Потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах и отраслях экономики города Нефтеюганск по тепловой и электрической энергии составляет (Приложение 3):
добыча и транспортировка нефти - 0,14-0,28 тыс. т у.т.;
жилищно-коммунальная сектор - 12,51-18,78 тыс. т у.т.;
организации бюджетной сферы - 3,36-4,48 тыс. т у.т.;
промышленные предприятия - 0,61-0,91 тыс. т у.т.;
стройиндустрия - 0,30-0,61 тыс. т у.т.;
сельское хозяйство - 0,02-0,03 тыс. т у.т;
транспорт - 0,18-0,37 тыс. т у.т.;
энергетика - 4,48-5,97 тыс. т у.т.
городское освещение - 0,23-0,34 тыс. т у.т.
прочие - 3,32-6,65 тыс. т у.т.
Потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах и отраслях экономики города Нефтеюганск по тепловой и электрической энергии представлен на диаграмме:
"Потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах и отраслях экономики города Нефтеюганск по тепловой и электрической энергии"
Затраты на энергетические ресурсы составляют существенную часть затрат местного бюджета, населения и хозяйствующих субъектов города. В условиях увеличения тарифов и цен на энергоносители их расточительное и неэффективное использование недопустимо. Это обуславливает высокую значимость проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Решение проблемы связано с осуществлением комплекса мероприятий, которые заключаются в разработке и реализации согласованных действий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов на территории города Нефтеюганск, и, прежде всего, в органах местного самоуправления и организациях с участием муниципального образования.
Комплексный подход к энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит создать условия для повышения качества жизни населения, развития экономики и социальной сферы города, роста экологической безопасности территории, повышения эффективности функционирования систем коммунальной инфраструктуры и повышения уровня благоустройства территорий муниципальных поселений, повышения эффективности управления муниципальным имуществом. В этой связи Программа непосредственно связана с приоритетами социально-экономического развития города Нефтеюганск.
Основным инструментом управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в муниципальном образовании является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение муниципальных целевых программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также иных целевых программ, в том числе программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности отдельных хозяйствующих субъектов.
Основными вариантами решения проблемы являются:
точечное проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и других актуальных сферах и направлениях, не требующих значительных финансовых затрат и позволяющих быстро достигнуть временного улучшения отдельных показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере муниципального образования за счет реализации высокозатратных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного улучшения показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в долгосрочной перспективе.
Второй вариант является оптимальным и отражает основные тенденции и подходы к комплексному решению проблемы, провозглашенные на федеральном уровне. При этом с учетом рисков, связанных с реализацией Программы, при ее разработке должен быть предусмотрен минимальный набор мероприятий из первого варианта решения проблемы, чтобы и при неблагоприятном развитии событий был достигнут положительный эффект от реализации Программы.
2. Основные цели, задачи и этапы Программы
2.1. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются повышение качества жизни населения и создание условий для инновационного развития муниципального образования город Нефтеюганск за счет обеспечения рационального использования энергетических ресурсов в экономике и социальной сфере города.
Для достижения поставленных целей в ходе реализации Программы необходимо решить следующие основные задачи:
создание условий для повышения эффективности производства, передачи и потребления энергетических ресурсов за счет совершенствования нормативной правовой и методической базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
реализация требований федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, в том числе проведение обязательных энергетических обследований и паспортизации потребителей энергетических ресурсов;
развитие энергосервисных услуг, стимулирование производства энергосберегающего оборудования и материалов, внедрения энергосберегающих технологий на территории города Нефтеюганск;
обучение и развитие кадрового потенциала в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории города Нефтеюганск;
внедрение энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования в организациях с участием города Нефтеюганск, жилищно-коммунальном хозяйстве, в энергетике и наружном освещении, в строительстве, промышленности и на транспорте;
создание резервных энергетических мощностей и запасов энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при их производстве и передаче;
оснащение и осуществление расчетов за потребленные, переданные, производимые энергетические ресурсы с использованием приборов учета, автоматизация в сфере контроля и учета расхода энергетических ресурсов;
улучшение экологических показателей среды обитания за счет создания новых генерирующих мощностей с использованием возобновляемых источников энергии, развитие альтернативных видов топлива;
развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности, направленной на разработку и внедрение энергетически эффективных технологий в сфере производства, передачи и потребления энергетических ресурсов;
пропаганда и воспитание энергосберегающего поведения граждан, активное вовлечение всех групп потребителей в энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
2.2. Этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период до 2020 года. Реализация Программы осуществляется в три этапа.
На первом этапе (2010-2012 годы) основными мероприятиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть:
разработка проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы;
внедрение современных методов тарифного стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
проведение организационных мероприятий, направленных на формирование структуры управления Программой;
завершение оснащения органов местного самоуправления приборами учета энергетических ресурсов;
завершение оснащения зданий, строений и сооружений, находящихся в собственности города Нефтеюганск приборами учета энергетических ресурсов;
проведение первых обязательных и добровольных энергетических обследований и паспортизация объектов, разработка и реализация пообъектных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
На втором этапе (2013-2014 годы) основными мероприятиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть:
реализация высокоэффективных и быстроокупающихся мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, жилищном фонде, коммунальном комплексе, наружном освещении и других направлениях, не требующих значительных финансовых затрат;
проведение первоочередных мероприятий в области популяризации энергосбережения и повышения энергетической эффективности, формирование методических основ и информационного сопровождения реализации Программы.
На третьем этапе (2015-2020 годы) основными мероприятиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть:
проведение последующих обязательных и добровольных энергетических обследований и паспортизация объектов, разработка и реализация пообъектных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности с учетом предшествующего опыта реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере муниципального образования, предполагающее реализацию высокозатратных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного улучшения показателей энергетической эффективности в долгосрочной перспективе;
создание новых генерирующих мощностей, в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии;
разработка и внедрение автоматизированных систем контроля и учета расхода энергетических ресурсов, а также специализированных информационных систем.
3. Мероприятия Программы
Программа состоит из 11 подпрограмм, отражающих актуальные направления энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Нефтеюганск и соответствующих требованиям Закона N 261-ФЗ:
1. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в учреждениях бюджетной сферы муниципального образования "г. Нефтеюганск".
На территории города осуществляют деятельность 150 муниципальных учреждения различной отраслевой принадлежности. В 2009 году общее годовое электропотребление бюджетной сферы города составило 18,43 млн. кВтч, общее годовое теплопотребление - 108,14 тыс. Гкал, общее годовое потребление холодной воды - 339,00 тыс. куб. м, общее годовое потребление горячей воды - 181,95 тыс. куб. м.
В соответствии с требованиями Закона N 261-ФЗ начиная с 1 января 2010 г. бюджетные учреждения обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного ими в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%. С 1 января 2011 г. ожидается вступление в силу изменений к Закону N 261-ФЗ, которые направлены на приведение его положений в соответствие с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Поэтому одним из приоритетных направлений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Нефтеюганск является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшение бюджетных средств, направляемых на оплату энергетических ресурсов.
Потенциал энергосбережения в муниципальных учреждениях оценивается: электрической энергии - 15-20 % (0,95-1,27 тыс. т у.т.), тепловой энергии - 15-20% (2,41-3,21 тыс. т у.т.), воды - 15-20% (50,85-67,80 тыс. куб. м), горячей воды - 15-20% (27,29-36,39 тыс. куб.м).
Мероприятия подпрограммы охватывают, в частности:
проведение энергетических обследований и сбор информации об энергопотреблении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений в целях их ранжирования по удельному энергопотреблению, разработки и определения очередности проведения энергосберегающих мероприятий для конкретных объектов;
содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций для их реализации в целях увеличения объема внебюджетных средств, используемых для финансирования энергосберегающих мероприятий;
модернизацию систем приточно-вытяжной вентиляции, с установкой систем автоматического регулирования;
модернизацию систем освещения с установкой энергосберегающих светильников и автоматизированных систем управления освещением;
внедрение автоматического регулирования для систем отопления и горячего водоснабжения;
регулярную промывка инженерных систем вновь вводимых и реконструируемых зданий;
проведение мероприятий по реконструкции автономных котельных, систем отопления и потребления энергетических ресурсов, внедрения энергосберегающего оборудования в организациях с участием муниципального образования города Нефтеюганск.
2. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде".
По состоянию на 2008 год общая площадь жилищного фонда города превысил 1,8 млн кв. м. Жилищный фонд муниципального образования включает в себя 541 многоквартирных дома общей площадью 1306,44 тыс. кв. м, 26104 квартиры, из которых 22707 квартиры с электроплитами, 690 - с газовыми колонками.
Основу жилого фонда города составляет крупнопанельное домостроение (65,7% от общей площади жилого фонда). Средний уровень износа - 21% (износ деревянного жилого фонда - 63,8%).
В 2009 г. в жилищно-коммунальном секторе было потреблено электроэнергии 61721 тыс. кВт·ч, тепла - 556,14 тыс. Гкал, горячей воды - 2978,80 тыс. куб. м, воды 4562,00 - тыс. куб. м.
Жилищный фонд потребляет 20,6% от общего объема потребления электрической энергии, 59,1% - тепловой энергии, 1,9% - газа, 47,7% - воды, 89,4% горячей воды.
Потенциал энергосбережения в жилищном фонде оценивается: электрической энергии - 20-30 % (4,25-6,38 тыс. т у.т.), тепловой энергии - 10-15% (8,26-12,40 тыс. т у.т.), воды - 10-15% (456,2-684,3 тыс. куб. м), горячей воды - 10-15% (297,88-446,82 тыс. куб.м).
Мероприятия подпрограммы охватывают, в частности:
проведение энергетических обследования объектов жилищного фонда, включая диагностику оптимальности структуры потребления энергетических ресурсов в целях разработки и реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
установление целевых показателей повышения эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде, необходимых для оценки эффективности энергосберегающих мероприятий;
сбор и анализ информации об энергопотреблении жилых домов в целях их ранжирования по уровню энергоэффективности и определения жилых домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности;
сопоставление уровней энергоэффективности с российскими и зарубежными аналогами в целях оценки потенциала энергосбережения в муниципальном образовании;
содействие привлечению частных инвестиций, в том числе в рамках реализации энергосервисных договоров;
анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения жилых многоквартирных домов на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности;
установка энергосберегающих антивандальных светильников, оборудованных датчиками движения или присутствия человека в местах общего пользования жилых домов;
замена ламп накаливания на энергоэффективные лампы в жилом фонде для социально незащищенных категорий граждан за счет средств местного бюджета;
размещение на фасадах многоквартирных домов указателей классов их энергетической эффективности;
установка балансировочных клапанов с последующей регулировкой систем отопления;
реконструкция и модернизация лифтового хозяйства, внедрение схемы "парной" работы лифтов, установка преобразователей частоты для электроприводов лифтов.
Перспективными являются, в частности, следующие мероприятия:
капитальный ремонт многоквартирных домов предусматривающий приведение теплозащитных характеристик в соответствие с действующими нормативами;
утепление квартир и мест общего пользования (установка пластиковых стеклопакетов, теплоотражающих пленок и прокладок для окон, теплоотражающих экранов за радиаторами, доводчиков дверей, остекление лоджий, промывка систем отопления, установка современных радиаторов, термостатических вентилей и др.).
3. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры".
В городе Нефтеюганск насчитывается 12 предприятий жилищно-коммунального комплекса.
Коммунальный комплекс включает в себя:
2 муниципальных котельные, работающих на газе, с суммарной присоединенной мощностью 368,46 Гкал/час, КПД котлов боле 90%, с износом 25 - 34%;
115,2 км тепловых сетей, в том числе теплопроводы и трубопроводы ГВС без ППУ изоляции 38,3 км;
146,1 км сетей водоснабжения;
132,5 км сетей водоотведения.
Уровень обеспеченности теплоснабжением составляет 99%.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется уровнем износа, превышающим 60%, в том числе:
износ тепловых сетей - 60%, в том числе теплопроводы и трубопроводы ГВС без ППУ изоляции - 70%;
износ сетей водоснабжения - 70%;
износ сетей водоотведения - 73%.
Доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в общем объеме расходов бюджета города составляет 18-20%.
Объем потерь энергетических ресурсов при их передаче составил тепловой энергии - 108570 Гкал (10% от общего объема потребления), воды - 325,13 тыс. куб. м (3% от общего объема потребления).
Рост тарифов в 2010 году топливо обусловлен ростом цен на энергоносители на 28%, доля расходов на топливо в 2010 году составит 50,7% в общем объёме расходов на производство тепловой энергии.
Основными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры являются, в том числе:
проведение обязательных энергетических обследований организаций коммунального комплекса, что позволит разработать пообъектные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
содействие привлечению частных инвестиций, в том числе в рамках реализации энергосервисных договоров;
анализ предоставления качества услуг электро-, тепло-, газо- и водоснабжения;
оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях, проведение работ по модернизации, замене водопроводных сетей и систем водоснабжения;
выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
организация управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;
снижение энергопотребления на собственные нужды организациями коммунального комплекса, том числе модернизация центральных тепловых пунктов с использованием современных энергосберегающих технологий путем оснащения их пластинчатыми теплообменниками, средствами автоматизации теплопотребления, частотными регуляторами электроприводов, узлами учета и регулирования потребления тепловой энергии и воды, современной запорной арматурой;
оптимизация режимов работы источников теплоснабжения и распределения тепловых нагрузок в целях выработки электроэнергии на тепловом потреблении, обеспечивающей максимальную экономию топлива.
внедрение системы АСКУЭ в системе водоснабжения и водоотведения;
рконструкция насосных станции с заменой насосов, запорной арматуры, установка частотных преобразователей;
реконструкция станции обезжелеивания (СОЖ) с увеличением производительности до 50 тыс. куб. м/сут.;
ремонт задвижек и установка электроприводов на ВОС;
капитальный ремонт артезианских скважин с установкой частотных преобразователей.
Перспективными являются, в частности, следующие мероприятия:
модернизация тепловых сетей с заменой ветхих теплосетей на теплосети с пенополиуретановой изоляцией по технологии "труба в трубе";
реконструкция водопроводных сетей и сетей водоотведения;
установка индивидуальных тепловых пунктов;
внедрение систем автоматизации и телемеханики на объектах коммунального хозяйства, в том числе внедрение автоматизированной системы контроля и учета энергетических ресурсов, автоматизированной системы управления технологическим процессом горячего водоснабжения, отопления на центральных тепловых пунктах, котельных и т.д.
4. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике и системах наружного освещения".
Протяженность электрических сетей в городе Нефтеюганск составляет 635,76 км, в том числе с уровнем напряжения 0,4 кВ 201 км (износ 65%), 6 кВ - 132,58 (износ 65%), КЛ 0,4 кВ - 199,4 км (износ 93%), КЛ 5 кВ - 102,78 км (износ 93%).
Объем потребления электрической энергии в 2009 году составил 86606 тыс. кВт·ч. Объем потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в 2009 году составил 40179,16 тыс. кВт·ч, что составляет 12% от общего объема потребления.
Рост тарифов на электроэнергию обусловлен повышение доли свободного рынка с 44% в 2009 году до 73% в 2010 году. Рост цен на электроэнергию с учетом нерегулируемых тарифов в среднем составил 20%.
Необходим ввод в эксплуатацию новых электросетей, также как и модернизация уже существующих, с проведением мер по ремонту и замене оборудования как на узловых подстанциях, так и на самих электросетях, с учетом передовых разработок с целью снижения потерь электрической энергии при ее транспортировке.
Отсутствуют системы автоматического контроля, учета и управления комплексом трансформаторных подстанций и электрических сетей. Система передачи электрической энергии также характеризуется общей нехваткой мощностей на трансформаторных подстанциях, работающих в режиме предельных нагрузок, при общем износе до 70%.
В городе установлено 4356 светильников для наружного освещения улиц. В системе наружного освещения города установлено 4356 светильников применяются светильники с ртутными, натриевыми лампами, светодиодами, а также с лампами накаливания.
Объемы электрической энергии, расходуемой на нужды городского освещения в 2009 году составили 3,29 млн кВт·ч.
В 2008 г. потребления электрической энергии на нужды городского освещения возросло на 6% и снизилось на 12% в 2009 г.
Потенциал энергосбережения в энергетике оценивается по электрической энергии - 15-20 % (4,48-5,97 тыс. т у.т.), в системах городского освещения оценивается по электрической энергии - 20-30 % (0,23-0,34 тыс. т у.т).
Основными мероприятиями энергосбережения и повышения энергетической эффективносит в системе производства и передачи электрической энергии, как:
проведение обязательного энергетического обследования энергоснабжающих организаций, что позволит разработать пообъектные энергосберегающие мероприятия;
разработка и реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности для энергоснабжающих организаций, включая разработку технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих мероприятий;
обеспечение согласованного развития электрической сети с техническим перевооружением и увеличением мощности действующих источников электрической энергии;
модернизация трансформаторных подстанций;
модернизация электрических сетей;
снижение потерь на собственный нужды за счет реконструкции и технического перевооружение действующих системообразующих электросетевых объектов;
введение и реализация механизма перераспределения (высвобождения) присоединенной мощности;
повышение уровня компенсации реактивной мощности на трансформаторных подстанциях;
оптимизация режимов работы и распределение нагрузки электрических сетей и трансформаторных подстанций;
внедрение систем АСКУЭ.
оснащение энергоэкономичными осветительными приборами и энергосберегающими источниками света на основе ламп светодиодных ламп в системе наружнего освещения.
5. Подпрограмма "Оснащение и осуществление расчетов за потребленные, переданные, производимые энергетические ресурсы с использованием приборов учета".
Завершается оснащение организаций бюджетной сферы приборами учета энергетических ресурсов. Требуется установить 87 приборов учета электрической энергии, 100 - тепловой энергии, 90 - горячей воды, 65 - холодной воды.
Уровень оснащенности жилищного фонда города Нефтеюганск приборами учета энергетических ресурсов невысок.
В жилых домах (за исключением многоквартирных домов) требуется установить 604 приборов учета электрической энергии, 66 - тепловой энергии, 66 - горячей воды, 66 - холодной воды, 8 - газа.
В многоквартирных домах установлено/требуется установить:
16/257 коллективных и 34729/749 индивидуальных приборов учета электрической энергии;
22/233 коллективных и -/5543 индивидуальных приборов учета тепловой энергии;
22/169 коллективных и 2682/10215 индивидуальных приборов учета горячей воды;
17/217 коллективных и 2679/10239 индивидуальных приборов учета холодной воды;
-/3133 индивидуальных приборов учета газа.
В коммунальных квартирах установлено по 32 общих прибора учета электрической и тепловой энергии, требуется установить по 32 общих прибора учета горячего и холодного водоснабжения, и 24 общих прибора учета газа.
Мероприятия подпрограммы охватывают, в частности:
установку приборов учета тепловой и электрической энергии, воды, газа в организациях с участием муниципальных образований город Нефтеюганск;
оснащение приборами учета тепловой и электрической энергии, воды, газа объектов жилищного фонда;
переход на оплату энергетических ресурсов жителями по фактическим показаниям общедомовых приборов учета в помещениях общего пользования;
создание единой в городе Нефтеюганск информационно-аналитической системы учета потребляемых абонентами объемов коммунальных ресурсов.
6. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности".
В 2009 году объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним организациям - производителям промышленной продукции составил 22 997,1 млн. рублей. Индекс промышленного производства к уровню 2008 года составил 92,1 %. Причинами снижения производства стали, в том числе, негативные последстия финансового кризиса.
В 2009 году добыча полезных ископаемых составила 16 040,6 млн. рублей или 75,9 % в сопоставимых ценах к уровню 2008 года; обрабатывающие производства (произведено хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских изделий, блоков оконных, блоков дверных) - 3 758,4 млн. рублей или 126,4 % в сопоставимых ценах к уровню 2008 года.
В 2009 году потребление электрической энергии при добыче и транспортировке нефти составило 7992 тыс. кВт·ч. Потребление электрической энергии промышленными предприятиями в целом составило 17700 тыс. кВт·ч, воды 4652 тыс. куб. м.
Потенциал энергосбережения в промышленности оценивается: электрической энергии - 15-20 % (0,75-1,19 тыс. т у.т.), воды - 10-15% (465,2-697,8 тыс. куб.м).
Основными мероприятиями по энергосбережения и повышения энергетической эффективности в промышленности города являются, в частности:
проведение энергетических обследований, разработка и реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности промышленных предприятий;
формирование списков промышленных предприятий, подлежащих энергетическому обследованию, и рассылка уведомлений промышленным предприятиям об обязательности проведения энергетических обследования;
сбор и анализ информации о загрузке энергоисточников, находящихся в собственности промышленных предприятий;
анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий в целях определения доли энергозатрат в составе себестоимости продукции, выявления возможностей по внутреннему финансированию энергосберегающих мероприятий и разработки энергетической политики предприятия;
заключение добровольных соглашений с промышленными предприятиями о снижении потребления энергетических ресурсов;
внедрение систем энергетического менеджмента на промышленных предприятиях;
вывод из эксплуатации старого оборудования, ввода новых мощностей, соответствующих по удельным расходам лучшей мировой практике, модернизации мощностей;
использование энергоэффективных ламп с электронной пускорегулирующей аппаратурой, введение систем контроля за освещением при активизации использования дневного света;
внедрение мероприятий по рекуперации тепла связанной с его повторным использованием для технологических нужд;
внедрение энергоэффективных технологий при утилизации промышленных отходов;
внедрение АСКУЭ.
Актуальными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в области добычи и транспортировки нефти являются:
оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов на всей технологической цепочке добычи и транспортировки нефти, всех мест использования, сжигания и рассеивания попутного нефтяного газа;
утилизация нефтяного газа и сокращение потерь нефти в системах добычи, сбора и транспорта нефти;
повышение эффективности работы и модернизация насосного парка в системах добычи нефти, обустройства нефтяных промыслов, внутрипромыслового и магистрального транспорта нефти;
повышение энергетической эффективности дожимных компрессорных станций;
повышение гидравлической эффективности системы "скважины - промысловые трубопроводы";
повышение нефтеотдачи и эффективности технологических установок;
применение регулируемых приводов технологических механизмов;
повышение качества ремонта оборудования.
7. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на транспорте".
Транспорт в городе Нефтеюганск представлен автомобильным и водным транспортом.
В 2009 году потребление электрической энергии организациями транспорта составило 10616 тыс. кВт·ч.
Потенциал энергосбережения на транспорте оценивается по электрической энергии в пределах 5-10 % (0,18-0,37 тыс. т у.т.).
Общими мероприятиями в системе общественного транспорта города Нефтеюганск:
проведение обязательного энергетического обследования транспортных организаций, разработка и реализация транспортными организациями программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
формирование списков транспортных организаций, подлежащих энергетическому обследованию, и рассылка уведомлений транспортным организациям об обязательности проведения энергетических обследования;
заключение добровольных соглашений с транспортными организациями о снижении потребления энергетических ресурсов.
Основными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на автомобильном транспорте являются:
оптимизация транспортных потоков;
мероприятия по замещению природным газом бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива;
использование в качестве топлива сжиженного, сжатого природного газа, строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций;
обучение эффективному вождению;
увеличение доли грузооборота и пассажирооборота, выполняемых автомобилями и автобусами с дизельными двигателями (дизелизация);
снижение удельных норм расхода топлива автомобильным транспортом за счет повышения КПД двигателей, трансмиссий, снижения собственной массы и аэродинамического сопротивления, увеличения доли радиальных шин;
оснащение автомобильного транспорта приборами регистрации параметров движения.
модернизация парка общественного транспорта.
Основными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на водном транспорте являются:
обновление флота энергетически эффективными судами, оптимизация режимов работы судового оборудования при помощи автоматизированных систем управления и бортовых компьютеров;
внедрение необрастающих покрытий корпусов судов, многофункциональных присадок к топливу, новых систем топливоподготовки;
внедрение систем глубокой утилизации теплоты отходящих газов судовых двигателей и утилизации нефтяных остатков на судах;
развитие речных перевозок несамоходным флотом в крупнотоннажных составах
применение на речных судах дизелей с трубонаддувом
повышение нагрузок на единицу мощности двигателя, тяги, совершенствование эксплуатации энергетических установок и движителей судов
замещение нефтяного моторного топлива сжиженным природным газом.
8. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в строительстве".
В 2009 году потребление электрической энергии строительным комплексом составило 17591 тыс. кВт·ч.
Потенциал энергосбережения в строительном комплексе по электрической энергии находится в пределах 5-10 % (0,30-0,61 тыс. т у.т.).
Для решения задачи энергосбережения и повышение энергетической эффективности в строительстве необходимо, в частности:
строительство зданий, строений, сооружений, включая многоквартирные дома в соответствии с установленными законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиями энергетической эффективности;
проектирование зданий, строений, сооружений, использование строительных материалов и деталей с учетом минимизации расхода энергетических ресурсов при производстве работ в условиях отрицательных температур;
обеспечение минимальных затрат энергетических ресурсов на освещение и внутриплощадочный транспорт материалов и конструкций при разработке генерального плана строительства;
организация учета и контроля расхода энергетических ресурсов при осуществлении строительно-монтажных работ;
использование специальных малоэнергоемких машин и механизмов, технологического оборудования и оснастки для производства строительно-монтажных работ;
использование новых материалов и конструкций, технологических процессов, исключающих или снижающих расход энергетических ресурсов;
строительство жилых домов и общественных зданий из экологически чистых материалов;
применение материалов с повышенной долговечностью, что позволяет увеличить межремонтные сроки, сократить затраты на капитальные ремонты;
максимальное приближение производства отдельных материалов и конструкций к строительной площадке (монолитный каркас, вспененные пластмассы и др.);
внедрение в проектирование и строительство отопительных систем с горизонтальной разводкой;
использование новых методов бетонирования в зимних условиях с применением химических добавок;
строительство зданий и сооружений с выполнением современных требований по тепловому сопротивлению наружных ограждений;
устройство вентиляции с рекуперацией тепла уходящего из помещения воздуха;
применение систем автономного энергоснабжения объектов капитального строительства.
9. Подпрограмма "Развитие возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива"
Город Нефтеюганск во исполнение Основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. N 1-р, должен увеличить объемы производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии к уровню 2009 г. должен составить до 4,5 % в 2020 году.
Основными мероприятиями по реализации данного направления являются:
внедрение когенерационных газотурбинных установок, обеспечивающих переработку и утилизацию попутного нефтяного газа в целях выработки электрической и тепловой энергии;
использование низкопотенциального тепла и теплонасосных установок для автономного теплоснабжения.
10. Подпрограмма "Развитие организационно-правового обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
В связи с принятием нового Закона N 261-ФЗ и внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произошло более четкое разграничение полномочий государственных органов и органов местного самоуправления в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Новые полномочия обуславливают необходимость развития нормативной правовой базы муниципального образования, разработки и принятия нормативных правовых актов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в частности:
порядка организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд города Нефтеюганск;
проекты нормативных правовых актов, определяющие порядок мониторинга потребления энергетических ресурсов бюджетными учреждениями города Нефтеюганск, показатели эффективности использования энергетических ресурсов, а также формирования целевых заданий по их снижению;
разработка порядка предоставления субсидий из местного бюджета на реализацию мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и на развитие производства энергосберегающего оборудования;
нормативная правовая и методическая база информационного обеспечения мероприятий в области энергетической эффективности и энергосбережения.
Развитие организационного обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности охватывает, в частности, следующие мероприятия:
учет в инвестиционных и производственных программах организаций коммунального комплекса мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
составление, оформление и анализ топливно-энергетических балансов;
создание условий для развития рынка энергосервисных услуг и энергетических обследований;
содействие заключению и реализации энергосервисных договоров (контрактов) организаций с участием муниципального образования;
создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов в муниципальном образовании;
разработка системы индикаторов энергосбережения и повышения энергетической эффективности для 5 групп потребителей (бюджетные учреждения, жилищный фонд, организации коммунального комплекса, строительство, транспорт);
стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности за счет регулирования цен (тарифов), в том числе переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням;
предоставление поддержки организациям, осуществляющим деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации;
стимулирование потребителей и теплоснабжающих организаций к снижению температуры возвращаемого теплоносителя;
стимулирование использования эффективных индивидуальных газовых котлов, путем замены старых газовых котлов на новые с КПД не ниже 95% в индивидуальных жилых домах;
стимулирование использования эффективных холодильников, морозильников и стиральных машин, путем замены старых холодильников и морозильников (со сроком службы выше 15 лет) на энергоэффективные (класс А и выше) и стимулирование покупки энергоэффективных (класс А и выше) холодильников и морозильников, а также стимулирование замены устаревших стиральных машин (со сроком службы выше 15 лет) и стимулирование покупки энергоэффективных (класс А и выше).
Одним из мероприятий по развитию организационно-правового обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности должно стать создание условий для развития рынка энергосервисных услуг и энергетических обследований, что должно способствовать созданию энергосервисных компаний в городе Нефтеюганск, основными видами деятельности которых должно стать:
проведение энергетических обследований;
составление и анализ топливно-энергетических балансов;
подготовка и технико-экономическое обоснование проектов энергосбережения, составление бизнес-планов;
включение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в инвестиционные и производственные программы организаций коммунального комплекса;
предоставление поддержки организациям, осуществляющим деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации;
содействие заключению и реализации энергосервисных договоров (контрактов) организаций с участием муниципального образования;
создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных договоров (контрактов) в муниципальном образовании;
поиск источников финансирования;
инженерные разработки, приобретение, монтаж и наладка оборудования;
обучение персонала заказчика;
эксплуатация внедренных энергоэффективных технологий;
мониторинг уровня экономии энергоресурсов и качества электроэнергии;
внедрение автоматизированных систем контроля и учета энергопотребления, а также систем управления энергоснабжением;
разработка и реализация финансовых технологий, направленных на снижение фактического уровня расходов на энергообеспечение;
разработка финансовых схем реализации энергосберегающих мероприятий с привлечением инвесторов, льготных кредитов, в том числе с использованием налоговых льгот;
юридическое сопровождение энергосберегающих проектов;
стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности за счет регулирования цен (тарифов), в том числе переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням.
11. Подпрограмма "Популяризация энергосбережения в г. Нефтеюганска".
В предшествующие годы в городе комплексное проведение просветительских и пропагандистских мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не практиковалось. В то же время распространение знаний о преимуществах и технологиях энергосбережения и повышения энергетической эффективности является необходимой предпосылкой формирования энергосберегающего поведения граждан, обеспечивающего сознательное ограничение потребления энергетических ресурсов и их эффективное использование. Особое значение имеют проекты в области пропаганды и обучения энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые реализуются по инициативе энергоснабжающих организаций.
Основными мероприятиями подпрограммы являются, в частности:
проведение опросов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
разработка и размещение социальной рекламы, освещение в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
создание, пропаганда и поддержка сайта муниципальной целевой программы, включая сбор, обработку, согласование и оперативное размещение информации по мониторингу текущих проектов, а также размещение информации, включенной в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, подлежащей обязательному размещению на официальном сайте администрации города Нефтеюганск;
проведение ежеквартальных пресс-конференций в администрации города Нефтеюганск по вопросам энергосбережения, с раздачей журналистам материалов для статей;
разработка и размещение информации об энергосбережении на оборотной стороне уведомлений об оплате за коммунальные услуги;
проведение специализированных конкурсов, разработка методик и ведение рейтингов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
разработка методологической, учебно-методической и просветительской литературы, проведение обучающих курсов и публичных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
4. Обоснование ресурсного обеспечения целевой Программы
Реализацию мероприятий Программы планируется осуществить преимущественно за счет средств бюджета города Нефтеюганск, собственных средств организаций города и внебюджетных средств, полученных с применением регулируемых цен (тарифов).
В Законе N 261-ФЗ предусмотрено право Российской Федерации софинансировать расходы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Софинансирование предполагается осуществлять в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок должен будет содержать, в частности, порядок распределения субсидий, цели предоставления субсидий и критерии отбора субъектов Российской Федерации - получателей субсидий. При этом в число критериев отбора субъектов Российской Федерации должны быть включены показатели, отражающие эффективность региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Предполагается, что после утверждения государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года, при дальнейшем развитии проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России и в ходе реализации окружной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" администрацией города Нефтеюганск в установленном порядке будут использованы существующие возможности для получения субсидий из федерального и окружного бюджетов на софинансирование мероприятий Программы
В 2010-2020 годы общий объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования составит 3724,35 млн. руб., в том числе:
за счет окружного бюджета - 79,56 млн. руб.;
за счет местного бюджета - 310,98 млн. руб.;
за счет средств внебюджетных источников - 3333,81 млн. руб.
Распределение средств из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, предусматриваемых на финансирование мероприятий Программы, приведено в Приложении 4.
Общий объем ассигнований по каждому разделу Программы приведен в Приложениях 5 и 6.
5. Целевые показатели
Перечень целевых показателей для мониторинга реализации Программы приведен в Приложении 7.
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы (далее - Механизм реализации) является составной частью формирующейся в настоящее время регионе структуры управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности.
В Механизме реализации администрация города Нефтеюганск осуществляет итоговый контроль за выполнением мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Администрация города Нефтеюганск взаимодействует с Думой города Нефтеюганск в целях выработки решений, необходимых для обеспечения проведения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Нефтеюганск.
Осуществление координации деятельности органов местного самоуправления и принятие решений по выполнению Программы следует возложить на Координационный совет по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в городе Нефтеюганске (далее - Координационный совет).
В целях координации и согласованного осуществления мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с федеральной и окружной политикой в данной области необходимо обеспечить взаимодействие администрации города Нефтеюганск и Координационного совета с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, федеральными организациями и органами исполнительной власти автономного округа.
На департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города возлагаются функции заказчика Программы, осуществляющего:
текущее управление реализацией Программы и контроль за ее ходом, обеспечивает эффективное использование выделенных средств из местного бюджета;
размещение муниципального заказа в целях исполнения мероприятий Программы, предусматривающих финансирование из местного бюджета;
расчет и уточнение значений целевых показателей и индикаторов Программы;
разработку в пределах своих полномочий проектов нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;
согласование финансовых механизмов реализации Программы;
координацию деятельности исполнителей Программы по реализации программных мероприятий;
подготовку и уточнение перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизма реализации целевой программы;
организацию размещения в средствах массовой информации и сети "Интернет" информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств;
подготовку и предоставление отчётности о реализации Программы в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ города Нефтеюганска (далее - Порядок), утвержденным постановлением администрация города Нефтеюганск от 09 декабря 2009 года N 2681;
иные полномочия в соответствии с Порядком.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.
Реализацию Программы планируется осуществлять через выполнение конкретных мероприятий:
структурными подразделениями Администрации города Нефтеюганск;
организациями с участием муниципального образования города Нефтеюганск (по согласованию);
энергосервисными компаниями и иными исполнителями мероприятий Программы, выбираемыми в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
организациями, реализующими мероприятия Программы и не получающими денежных средств из местного бюджета (по согласованию).
Контроль за реализацией целевой программы осуществляет заместитель главы города, курирующий деятельность муниципального заказчика.
7. Оценка ожидаемой эффективности Программы
По итогам реализации Программы прогнозируется достижение следующих показателей социально-экономического развития и экологической эффективности города Нефтеюганск:
1) обеспечение потребностей населения и экономики города Нефтеюганск в энергетических ресурсах в условиях прогнозируемого экономического роста:
удовлетворение прироста потребления энергетических ресурсов за счет снижения энергоемкости экономики и бюджетной сферы города к 2020 году на 40 %;
использование энергосберегающих технологий и оборудования при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов социальной инфраструктуры;
2) развитие топливно-энергетического и коммунального комплекса города Нефтеюганск, повышение эффективности его функционирования:
обеспечения эффективной работы городской энергосистемы, предусматривающей надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей энергетических ресурсов;
создание условий для присоединения дополнительных нагрузок за счет перераспределения высвобождающейся мощности в результате осуществления энергоэффективных мероприятий;
снижение потерь в электрических сетях до уровня не менее 8-10 % в 2020 году;
расчетное сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу к 2020 году не менее чем на 10 % от уровня 2009 года;
применение возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива;
3) реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сфере потребления энергетических ресурсов населением и организациями с муниципальным участием, в том числе:
снижение расходов семьи на коммунальные услуги в среднем не менее 10-15% по отношению к 2009 году;
обеспечение сокращения потребления энергетических ресурсов и платежей населения за коммунальные услуги до уровня не менее 10-15% по отношению к 2009 году;
сокращение затрат на оплату энергетических ресурсов в бюджетной сфере за счет реализации энергосберегающих мероприятий - не менее 15 % к 2015 году;
стимулирование энергосберегающего поведения населения при переходе на энергосберегающее осветительное оборудование и системы освещения жилищного фонда;
4) создание условий для вовлечения в реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности всех групп потребителей энергетических ресурсов за счет:
развития нормативной правовой и методической базы города Нефтеюганск в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
завершения оснащения приборами учета расхода энергетических ресурсов;
проведения разъяснительных работ с населением, направленных на стимулирование энергосберегающего поведения;
создания условий для развития рынка энергосервисных услуг и энергетических обследований.
Реализация Программы также обеспечит создание механизма высвобождения дополнительных финансовых средств для реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счет полученной экономии средств местного бюджета в результате снижения затрат на оплату энергетических ресурсов.
Общая суммарная экономия энергетических ресурсов от внедрения энергосберегающих мероприятий за период реализации мероприятий Программы в стоимостном выражении составит 937,63 - 1425,13 млн руб. Суммарное сокращение расхода энергетических ресурсов в сопоставимых условиях - электрической энергии, тепловой энергии, газа 254,63 - 221,80 тыс. т у.т., воды 7498,63 - 11247,94 тыс. куб. м.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.