И.о. Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Седалищев А.Н., рассмотрев жалобу государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО на решение судьи Верхневилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верхневилюйском улусе (районе) Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО от 20 июля 2018 года Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верхневилюйском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Верхневилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2018 года постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с судебным решением, в своей жалобе государственный инспектор территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 03 мая 2018 года N 384/Я, вынесенного начальником Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО в отношении ГУ - УПФР в Верхневилюйском улусе (районе) PC (Я) по адресам: город Якутск, улица Чернышевского, дом 8/2 и село Верхневилюйск, улица Октябрьская, дом 9 проведены плановая документарная и выездная проверки, согласно плану проведения плановых проверок.
Согласно акту проверки N 384/Я от 02 июля 2018 года в ходе проведения данной проверки выявлены нарушения обязательных требований и условий, при осуществлении перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом, регламентированных транспортным законодательством РФ ГУ - УПФР в Верхневилюйском улусе (районе) PC (Я), а именно:
- нарушение в заполнении путевых листов. Отсутствует дата и время проведения предрейсового медицинского осмотра водителя. Отсутствуют фамилия, имя, отчество медицинского работника, проводившего предрейсовый медицинский осмотр. Нарушены требования п. 16 Приказа Минтранса РФ от 18 сентября 2018 года N 152 "Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов"; п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
- нарушение прохождения водителями обязательного медицинского освидетельствования. Отсутствует медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством. Нарушены требования ст. 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; ст. 65 Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 года N 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; п. 1 Приказа Минздрава России от 15 июня 2015 года N 344н "О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)" (вместе с "Порядком проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)", "Порядком выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами");
- невыполнение требования о прохождении обязательных предварительных медицинских осмотров. Отсутствует заключение о проведении предварительных медосмотров. Нарушены требования п. 6 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденный Приказом Минтранса России от 11 марта 2016 года N 59; п. 12-14 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 года N 302н; ст. 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
- отсутствие аттестации у должностного лица ответственного за безопасность дорожного движения. Нарушены требования п. 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28 сентября 2015 года N 287; п. 2 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11 марта 1994 года N 13/11; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15 января 2014 года N 7; ст. 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
- несоответствие специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, профессиональным и квалификационным требованиям. Отсутствует диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящему в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта". Нарушены требования п. 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28 сентября 2015 года N 287; п. 7 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического Транспорта, утвержденный Приказом Минтранса России от 11 марта 2016 года N 59; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15 января 2014 года N 7; ст. 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Приведенные обстоятельства явились основанием к возбуждению в отношении ГУ - УПФР в Верхневилюйском улусе (районе) PC (Я) дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ и последующего привлечения его к административной ответственности.
Прекращая производство по данному делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу, что ГУ - УПФР в Верхневилюйском улусе (районе) PC (Я) не является субъектом правонарушения, поскольку не осуществляет перевозки пассажиров, грузов и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом, а эксплуатирует транспортные средства для собственных нужд.
Вместе с тем с указанным выводом согласиться нельзя.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон).
Согласно пункту 4 статьи 20 указанного Федерального закона (в редакции действовавшей на момент совершения правонарушения) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом;
обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте;
организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Таким образом, вывод судьи районного суда о том, что ГУ - УПФР в Верхневилюйском улусе (районе) PC (Я) не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, противоречит материалам дела и требованиям закона.
Вместе с тем КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу решения или постановления по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На день рассмотрения настоящей жалобы в Верховном Суде Республики Саха (Якутия) срок давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, истек. При таких обстоятельствах решение судьи Верхневилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верхневилюйском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) подлежит отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями п. 3 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО - удовлетворить.
Решение судьи Верхневилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верхневилюйском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
И.о. Председателя
Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) А.Н. Седалищев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.