Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Хожаиновой О.В, Шидаковой О.А,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Чугунова Павла Борисовича к Администрации города Судака Республики Крым, заинтересованные лица - Государственное автономное учреждение Республики Крым "Судакское лесоохотничье хозяйство", Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым о признании незаконным отказа в согласовании акта согласования границ земельного участка и возложении обязанности повторно рассмотреть акт согласования границ земельного участка, по апелляционной жалобе Чугунова Павла Борисовича на решение Судакского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2018 г, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Чугунов П.Б. обратился в Судакский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ от 31 июля 2018 г..N01.01-09/2703 в согласовании акта согласования границ земельного участка, площадью 2213 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; обязать Администрацию города Судака Республики Крым повторно рассмотреть акт согласования границ земельного участка, площадью 2213 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", мотивируя тем, что ему на основании договоров купли - продажи квартир N и N от 7 ноября 2002 г, принадлежит "адрес", гараж лит. Б, сараи лит. Г, Ж, В, навес лит. Е, бассейн N2, "адрес", бассейн N1, колодец лит. 3, расположенные по адресу: "адрес", Линейный дом.
Согласно решению 14-й сессии 5-го созыва Солнечнодолинского сельского совета АР Крым от 20 апреля 2007 г..N792 Чугунову П.Б. передан в аренду земельный участок, площадью 0,2213 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: АР Крым, "адрес". 29 ноября 2017 г..указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый N. 15 мая 2018 г..истцом в Администрацию города Судака подано заявление о согласовании акта согласования границ вышеуказанного земельного участка в соответствии с требованиями Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г..N313. 31 июля 2018 г..Администрацией города Судака отказано в согласовании акта согласования границ земельного участка, площадью 2213 кв.м, в связи с тем, что указанный земельный участок с кадастровым номером N расположен на землях лесного фонда Республики Крым, в квартале 68 Судакского участкового лесничества Судакского лесничества. С указанным отказом истец не согласен, считает его незаконным, поскольку бездействие Администрации города Судака по установлению границ земельного участка привело к включению его в состав земель лесного фонда Республики Крым и невозможности завершения оформления земельного участка под объектом недвижимости, находящегося в собственности у заявителя.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Чугунова Павла Борисовича отказано.
Не согласившись с указанным решением, Чугуновым П.Б. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает на то, что Администрация как собственник земельного участка в порядке межведомственного взаимодействия может уточнить границы земельного участка с ГАУ РУ "Судакское лесоохотничье хозяйство", что в последующем будет основанием для внесения изменений в ГКН в отношении границ испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании представитель Чугунова П.Б. - Кваша С.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Чугунов П.Б, представители Администрации города Судака Республики Крым, Государственного автономного учреждения Республики Крым "Судакское лесоохотничье хозяйство", Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Государственным автономным учреждением Республики Крым "Судакское лесоохотничье хозяйство" направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой интенции, Чугунов П.Б. является собственником квартир N1 и N2, находящихся в линейном доме в селе Солнечная Долина города Судака, расположенных в жилом доме литер "А".
Решением 14-й сессии Солнечнодолинского сельского совета Автономной Республики Крым 5-го созыва от 20 апреля 2007 г. N792 "О передаче гражданину России Чугунову П.Б. в аренду сроком до 20 апреля 2056 г. земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: "адрес"" Чугунову П.Б. передан в аренду земельный участок сроком до 20 апреля 2056 г, площадью 0,2213 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: "адрес".
20 апреля 2017 г. указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый N.
15 мая 2018 г. Чугунов П.Б. обратился в Администрацию города Судака Республики Крым с заявлением о согласовании границ земельного участка площадью 2213 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
31 июля 2018 года Администрацией города Судака Республики Крым отказано в согласовании границ земельного участка, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 90:23:080103:114 расположен на землях лесного фонда Республики Крым, в квартале 68 Судакского участкового лесничества Судакского лесничества.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда, отсутствуют правовые основания для согласования Администрацией города Судака акта согласования границ земельного участка, расположенного на землях лесного фонда.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с частями 1 - 3 статья 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 указанной статьи Закона согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Согласование местоположения границ проводится, в частности, с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона о кадастре, согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 42.8 Закона о кадастре, при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы лесничеств и лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О.
Согласно ответу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 15 июня 2017 г. N3206/3 земельный участок по адресу: "адрес" расположен на землях лесного фонда в квартале 68 Судакского участкового лесничества Судакского лесничества.
Согласно ответу Государственного автономного учреждения Республики Крым от 31 января 2019 г. N01-7/34 на основании приказа Госкомлеса N31 от 12 февраля 2015 г. "Об установлении территориальных границ компетенции государственных казенных учреждений Республики Крым" земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", квартал 68, Судакского участкового лесничества Судакского лесничества находится в ведении Государственного казенного учреждения Республики Крым "Юго-восточное объединенное лесничество"
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у Администрации города Судака Республики Крым отсутствовали правовые основания для согласования акта согласования границ земельного участка, площадью 2213 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий служит основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
По сути, доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2018 г, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Чугунова Павла Борисовича, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.