Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Хожаиновой О.В, Шидаковой О.А,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Снегирь Любови Викторовны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуциной Ольге Александровне, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каплиной Маргарите Александровне, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Хорошилову Артему Павловичу, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ровенской Виктории Геннадьевне, специалисту отдела учета объектов капитального строительства N 2 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Степанищевой Е.А, заинтересованные лица - Федоренко Виктория Алексеевна, Чабан Лидия Владимировна, Снегирь Оксана Владимировна, Санина Наталья Николаевна, Пшонкина Елена Александровна, Товарищество собственников жилья "Источник" о признании незаконными решений и обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Снегирь Любови Викторовны на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2018 г, которым в удовлетворении административный иска отказано.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Снегирь Л.В. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым:
- сообщение от 7 марта 2018 г. об отказе в государственной регистрации права собственности на 7/12 долей "адрес" общей площадью 182,2 кв. метров;
- сообщение от 12 марта 2018 г. об отказе в регистрации права собственности на 5/12 долей "адрес" общей площадью 182,2 кв. метров;
- сообщение от 20 марта 2018 г. об отказе в государственной регистрации внесения изменений в запись ЕГРН дома лит. "А" в части площади дома на 409,5 кв. метров;
- сообщение от 14 мая 2018 г. об отказе в исправлении технической ошибки в общей площади дома лит. "А" с 353,7 кв. метров на 409,5 кв. метров;
- решение от 8 мая 2018 г. об отказе учета изменений объекта недвижимости на заявление ТСЖ "Источник" от 24 января 2018 г. и дополнительного заявления от 27 февраля 2018 г. о внесении изменений в кадастровый учет дома лит. "А" N по "адрес" и изменении площади 353,7 кв. метров на 409,5 кв. метров.
- уведомление от 3 мая 2018 г. о приостановлении осуществления кадастрового учета на заявление ТСЖ "Источник" от 24 марта 2018 г, мотивируя тем, что ей и Снегирь О.В. на праве общей долевой собственности принадлежит "адрес" площадью 52 кв. метров. Большая часть квартиры расположена в одноэтажной пристройке к двухэтажному дому N, лит. "А", кадастровый N. Решением межведомственной комиссии Ялтинского исполкома от 9 декабря 1988 г. ими было получено разрешение на реконструкцию квартиры, а решением от 13 декабря 1988 г. разрешено новое строительство. В результате произведенной реконструкции квартиры ее площадь увеличилась до 130,2 кв. метров. Реконструкция квартиры произведена на основании разрешительных документов и согласованного проекта, с соблюдением строительных норм и правил. С 14 декабря 2016 г. она обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о государственной регистрации права собственности на квартиру и внесении изменений в кадастровый учет. При этом, государственный регистратор необоснованно отказал в регистрации права собственности. Все отказы мотивированы требованием сдать в эксплуатацию изменения дома лит. "А" и сдать в эксплуатацию изменения "адрес" предоставить заверенную декларацию о вводе объекта в эксплуатацию, что как полагает истец противоречит требованиям пункта "а" части 2 статьи 14, так как разрешение на реконструкцию "адрес" было дано в 1988 году. Указывает, что Госкомрегистр необоснованно требует предоставить нотариально заверенные доверенности от всех собственников, так как в домовладении создано товарищество собственников жилья и в протоколе собрания собственников жилья совладельцы поручили ей представлять их интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 июня 2018 г. возвращено административное исковое заявление Снегирь Любови Викторовны в части требований об обжаловании уведомления от 3 мая 2018 г. о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Снегирь Любови Викторовны отказано.
Не согласившись с указанным решением, Снегирь Л.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что суд не исследовал имеющиеся в материалах дела документы, сделал выводы исключительно на заключениях Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Полагает, необоснованными выводы, что поданные ею заявления не соответствуют требованиям приказа Минэкономразвития. Ссылается на то, что судом не было принято во внимание когда было дано разрешение на реконструкцию и какой существовал порядок регистрации, а применил нормы и правила установленные действующим законодательством.
В судебное заседание Снегирь Л.В, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуцина О.А, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каплина М.А, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Хорошилов А.П, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ровенская В.Г, специалист отдела учета объектов капитального строительства N 2 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Степанищева Е.А, Федоренко В.А, Чабан Л.В, Снегирь О.В, Санина Н.Н, Пшонкина Е.А, представители Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Товарищества собственников жилья "Источник" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Снегирь Л.В, Снегирь О.В, Федоренко В.А, Чабан Л.В, Саниной Н.Н, Пшонкиной Е.А, Товариществом собственников жилья "Источник" направлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ), части 1 статьи 9 Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. N 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, согласно которому основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставление услуг в данной сфере.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Снегирь Л.В. принадлежит на праве собственности 7/12 долей "адрес", расположенной в "адрес" на основании свидетельства о праве собственности от 21 сентября 2010 года; на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21 сентября 2010 года.
Дочери Снегирь Л.В. - Снегирь О.В. принадлежит на праве собственности 5/12 долей "адрес", расположенной в "адрес", на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 21 сентября 2010 года.
Согласно вышеуказанных правоустанавливающих документов, "адрес" составляет 14/100 долей жилого дома общей площадью 52 кв. метров, в том числе жилой площадью 10,4 кв. метров в лит. "А" на 1 этаже, состоящая из 4-1 жилой площади 10,4 кв. метров, 4-4 коридора площадью 1,1 кв. метров, 4-5 ванной площадью 3,2 кв. метров, 4-6 кухни площадью 6,3 кв. метров, 4-7 коридора площадью 11,3 кв. метров, 4-8 столовой площадью 18,1 кв. метров, 4-9 туалета площадью 1,6 кв. метров, на участке сарай лит. "Ц".
29 ноября 2017 года Снегирь Л.В. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на 7/12 долей квартиры, площадью 182,2 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", кадастровый N.
С заявлением были представлены, в том числе: решение N 573 от 14 декабря 1988 г, выписка из протокола от 27 декабря 1988 года, чертежи, письма, свидетельства о праве собственности на квартиру, технические паспорта на жилой дом и квартиру, планы этажей, технический план здания, протокол общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме ТСЖ "Источник" от 06 ноября 2016 г.
Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 8 декабря 2017 г. N90/999/001/2017-38893 осуществление государственной регистрации на основании вышеуказанного заявления было приостановлено в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, до 7 марта 2018 года, в связи с тем, что в Едином государственном реестре недвижимости содержится информация о том, что право общей долевой собственности (7/12) на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", было ранее зарегистрировано за Снегирь Л.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21 сентября 2010 г. и свидетельства о праве собственности от 21 сентября 2010 г, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем, имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (том 2 л.д. 1-69).
Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуциной О.А. от 7 марта 2018 г. N 90/999/001/2017-38893 в государственной регистрации права собственности на квартиру Снегирь Л.В. было отказано в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 8 декабря 2017 г, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости за истцом уже зарегистрировано право собственности на 7/12 долей квартиры и зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Кроме того, представленная декларация о готовности объекта к эксплуатации об увеличении общей площади регистрируемого объекта недвижимого имущества не соответствует требованиям действующего законодательства (т. 1, л.д. 131-134).
1 декабря 2017 года Снегирь О.В. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на 5/12 долей квартиры, площадью 182,2 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", кадастровый N.
С заявлением были представлены, в том числе: решение N 573 от 14.12.1988 года, выписка из протокола от 27.12.1988 года, чертежи, письма, свидетельства о праве собственности на квартиру, технические паспорта на жилой дом и квартиру, планы этажей, технический план здания, протокол общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме ТСЖ "Источник" от 06 ноября 2016 г. (т. 1, л.д. 160-230).
Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13 декабря 2017 г. N90/999/001/2017-38917 осуществление государственной регистрации на основании вышеуказанного заявления было приостановлено в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, до 9 марта 2018 г, в связи с тем, что в Едином государственном реестре недвижимости содержится информация о том, что право общей долевой собственности (5/12) на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", было ранее зарегистрировано за Снегирь О.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21 сентября 2010 г, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем, имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (т. 1, л.д. 129-130).
Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каплиной М.А. от 12 марта 2018 г. N90/999/001/2017-38917 в государственной регистрации права собственности на квартиру Снегирь О.В. было отказано в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 13 декабря 2017 года, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости за истцом уже зарегистрировано право собственности на 7/12 долей квартиры и зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Кроме того, представленная декларация о готовности объекта к эксплуатации об увеличении общей площади регистрируемого объекта недвижимого имущества не соответствует требованиям действующего законодательства (т. 1, л.д. 125-128).
Основанием принятого решения указано, что в Едином государственном реестре недвижимости за истцом уже зарегистрировано право собственности на 5/12 долей квартиры и зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
13 декабря 2017 г. Снегирь Л.В. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о внесении изменений в запись ЕГРН на дом, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, в котором просила изменить в разделе площадь на 409,5 кв. м и убрать запись лит. "а 10" выстроен самовольно (том 2, л.д. 177-247).
Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 21 декабря 2017 г. N90/999/001/2017-41920 проведение государственной регистрации на основании заявления Снегирь Л.В. было приостановлено в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, до 20 марта 2018 г, в связи с тем, что поданное заявление не соответствует форме заявления, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 920, в связи с чем, заявителю рекомендовано обратиться за предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости на указанный объект в порядке главы 8 Закона. Также заявителю разъяснено, что внесение изменений о площади объекта в технический паспорт БТИ не предусмотрено Законом, право собственности на указанное имущество не зарегистрировано (т. 1, л.д. 123-124).
Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Хорошилова А.П. от 20 марта 2018 г. N90/999/001/2017-41920 Снегирь Л.В. было отказано в государственной регистрации внесения изменений в запись ЕГРН относительно жилого дома, в связи с истечением срока приостановления и не предоставлением информации, необходимой для проведения государственной регистрации (т. 1, л.д. 121-122).
09 февраля 2018 г. Снегирь Л.В. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о совершении действий с записями реестра прав на объекты недвижимости - ЕГРН - исправлении технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав, в записи ЕГРН относительно жилого дома с кадастровым номером N, расположенного в "адрес" (исправление ошибки в техническом паспорте, выданном БТИ на "адрес" лит. "А" и в техническом паспорте, выданном БТИ на "адрес", лит. "А", в которых отличаются размеры) (том 2, л.д. 92-174).
Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 февраля 2018 г. N 90/999/001/2018-50583 осуществление действий по регистрации было приостановлено в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, до 11 мая 2018 г, в связи с тем, что поданное заявление не соответствует форме заявления, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 920 (т. 1, л.д. 118-120).
Сообщением Государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Рвенской В.Е. от 14 мая 2018 г. N 90/999/001/2018-50583 в осуществлении действий по исправлению технической ошибки, внесении изменений в технический паспорт БТИ на здание Снегирь Л.В. было отказано, в связи с тем, что заявителем было подано заявление об исправлении технической ошибки, внесение изменений в технический паспорт БТИ, что не предусмотрено законом. Кроме того, право собственности на указанное имущество не зарегистрировано (т. 1, л.д. 116-117).
24 января 2018 г. Снегирь Л.В, как председатель ТСЖ "Источник", обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета здания с кадастровым номером N, общей площадью 353,7 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес", в связи изменением его площади.
К заявлению были приложены: протокол общего собрания ОСМД "Источник" от 8 августа 2014 г. N 1, протокол ТСЖ "Источник" от 21 сентября 2013 г. N 2, протокол ТСЖ "Источник" от 15 сентября 2016 г. N 24, оптический компакт-диск.
Уведомлениями Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 8 февраля 2018 г, от 2 марта 2018 г, в соответствии с пунктом 7 ч. 1 ст. 26 Федерального Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено, для предоставления заявителем документа, подтверждающего ввод в эксплуатацию реконструированного объекта.
Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 8 мая 2018 г. N90/01/2018-59391 отказано в учете изменений объекта недвижимости, в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что решения об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру от 07 марта 2018 года и от 12 марта 2018 года, в связи с противоречием между заявленными и уже зарегистрированными правами приняты в соответствии с требованиями Закона N 218-ФЗ, являются законными и обоснованными. Кроме того, поскольку истица с заявлением установленной формы об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости - жилом "адрес" не обращалась, установленных Федеральным Законом N 218-ФЗ оснований для внесения регистратором изменений относительно сведений, содержащихся в ЕГРН о площади жилого дома по собственной инициативе судом также не установлено, как и самого факта наличия технической ошибки, в связи с чем, оснований для признания незаконными сообщений государственных регистраторов от 20 марта 2018 года, от 14 мая 2018 года не имеется. Также, в связи с отсутствием документа, подтверждающего правомерность увеличения площади дома лит. "А" N по "адрес", данные об объекте недвижимости, содержащиеся в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, являются достоверными и ошибок не содержат, в связи с чем, истцу было правомерно отказано в учете изменений объекта недвижимости - жилого "адрес".
С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции, действующей на период возникших правоотношений).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (пункт 1); проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2); проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены статьей 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела, решением исполнительного комитета Ялтинского горсовета от 14 декабря 1988 г. N 573 было утверждено решение межведомственной комиссии, которым предыдущему собственнику квартиры - Снегирь В.В, разрешено новое строительство - ванная, кухня, санузел.
9 октября 1998 г. инспекцией Государственного архитектурно - строительного контроля было выдано разрешение N 198 на выполнение строительных работ по реконструкции деревянной веранды по "адрес", в соответствии с проектной документацией, утвержденной и зарегистрированной решением Ялтинского горисполкома N 573 от 14 декабря 1988 г, со сроком действия разрешения - в течение 1998 года.
Таким образом, на день обращения Снегирь Л.В. в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности разрешение от 9 октября 1998 г. N198 не являлось документом основанием для государственной регистрации прав, в соответствии со статьей 14 Федерального закона N218-ФЗ.
Согласно технико - экономическим показателям рабочего проекта реконструкции квартиры, туалета и веранды по "адрес", в результате реконструкции было запроектировано: площадь застройки - 87,42 кв. м, общая площадью 1-го этажа - 67,32 кв. мв, общая площадь 2-го этажа - 68 кв. м, общая площадь мансарды 67,86 кв. м, жилая площадь 62,12 кв. м, общая площадь жилого дома, в том числе мансардного этажа - 203,18 кв. метров.
17 октября 2016 г. сведения о "адрес", расположенной в "адрес", площадью 52 кв. метров, как о ранее учтенном объекте недвижимости, были внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера 90:25:010119:1065.
2 июня 2017 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о жилом "адрес", общей площадью 353,7 кв. метров, состоящем из трех этажей, которому присвоен кадастровый N.
В особых отметках в едином реестре указано, что жилой дом, согласно данных технического паспорта, состоит из лит. А,а,а2,а5,а6,а7,а8,а9,а10. Согласно технического паспорта а10 выстроена самовольно, указана самовольная реконструкция лит А, а10.
Согласно техническому паспорту на "адрес", изготовленному по состоянию на 29 сентября 2017 г, вышеуказанная квартира состоит из следующих помещений: жилая 4-1 площадью 10,4 кв. м, коридор 4-4 площадью 1,1 кв. м, ванная 4-5 площадью 3,2 кв. м, кухня 4-6 площадью 6,3 кв. м, коридор 4-7 площадью 11,3 кв. м, столовая 4-8 площадью 18,1 кв. м, туалет 4-9 площадью 1-6 кв. м, помещение 4-10 площадью 17,8 кв. м, помещение 4-11 площадью 10,9 кв. м, помещение 4-12 площадью 13,3 кв. м, коридор 4-13 площадью 2,6 кв. м, помещение 4-14 площадью 13,3 кв. м, санузел 4-15 площадью 4,1 кв. м, помещение 4-16 площадью 60,4 кв. м, санузел 4-17 площадью 4,4 кв. м, котельная 4-18 площадью 3,4 кв. м, общей площадью 182,2 кв. метров.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, 28 июля 2017 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировано право общей долевой собственности за Снегирь Л.В. на 7/12 долей, за Снегирь О.В. на 5/12 долей квартиры, площадью 52 кв. м, расположенной по адресу: "адрес".
Каких-либо документов, подтверждающих прекращение права собственности Снегирь Л.В. и Снегирь О.В. на "адрес" площадью 52 кв. метров и возникновение у них права собственности на данную квартиру с иными характеристиками, с их заявлениями о регистрации права собственности в Государственный комитет по государственной регистрации права собственности, представлено не было.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решения об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру от 07 марта 2018 г. и от 12 марта 2018 г, в связи с противоречием между заявленными и уже зарегистрированными правами приняты в соответствии с требованиями Закона N 218-ФЗ, являются законными и обоснованными.
В части, касающейся признания незаконными сообщений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 20 марта 2018 г. N90/999/001/2017-41920, от 14 мая 2018 г. N 90/999/001/2018-50583, судебная коллегия отмечает следующее.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости установлен статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 1 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕЕРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕЕРН, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 26 ноября 2015 г. N 883 установлен порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядок представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости.
При этом, Снегирь Л.В. в соответствии с требованиями указанного Порядка с заявлением установленной формы об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости - жилом "адрес" не обращалась, установленных Федеральным Законом N 218-ФЗ оснований для внесения регистратором изменений относительно сведений, содержащихся в ЕГРН о площади жилого дома по собственной инициативе не установлено, как и наличия факта технической ошибки.
При этом, Федеральным законом N218-ФЗ государственные регистраторы не наделены полномочиями по внесению изменений в техническую документацию, изготовленную бюро технической инвентаризации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными сообщений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 20 марта 2018 г. N90/999/001/2017-41920, от 14 мая 2018 г. N 90/999/001/2018-50583.
В части касающейся признания незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 8 мая 2018 г. N90/01/2018-59391, судебная коллегия отмечает следующее.
Порядок и условия предоставления разрешений на выполнение работ по новому строительству, расширения реконструкции, реставрации и капитального ремонта объектов строительства на момент выдачи разрешения на выполнение строительных работ от 9 октября 1998 г. N198, регулировался Государственными строительными нормами ГСН А.3.1-2-93 "Порядок предоставления разрешения на выполнение строительных работ", утвержденными приказом Госстроя Украины от 10 августа 1993 г. N 136.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Порядка N136 разрешение на строительство является юридическим документом, удостоверяющим право застройщика и генподрядчика на выполнение строительных работ, их финансирование, подключение объекта строительства к инженерным сетям выдачу ордеров на земляные работы.
Согласно пункта 1.2 Порядка N136 разрешения застройщикам (заказчикам) на выполнение работ по строительству выдаются органами государственного архитектурно-строительного контроля Украины.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" от 17 февраля 2011 г. N3038-VI принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, относящихся к I-III категорий сложности, и объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта, осуществляется путем регистрации соответствующей инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля на безвозмездной основе представленной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.
В силу части 5 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" от 17 февраля 2011 г. N3038-VI датой принятия в эксплуатацию законченного строительством объекта является дата регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации или выдачи сертификата.
В силу части 1 статьи 20 Закона Республики Крым от 16 января 2015 г. N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" государственный строительный надзор на территории Республики Крым осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, кроме объектов, поднадзорных федеральным органам исполнительной власти в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона Республики Крым N 67-ЗРК/2015 разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Частью 2 статьи 21 Закона Республики Крым N 67-ЗРК/2015 предусмотрено, что осуществление разрешительных функций в сфере градостроительной деятельности заключается в выдаче исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, кроме объектов, поднадзорных федеральным органам исполнительной власти в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 169 Служба государственного строительного надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства.
Процедура принятия в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства на территории Республики Крым определена Порядком принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденным постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2039-6/14.
Согласно пункту 2 Порядка, принятие в эксплуатацию объектов, относящихся к I - III категориям сложности, и объектов, строительство которых осуществлено на основании строительного паспорта, проводится путем регистрации Службой государственного строительного надзора Республики Крым поданной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.
В силу пункта 7 Порядка на объекте должны быть выполнены все предусмотренные проектной документацией в соответствии со строительными нормами, стандартами и правилами работы, а также смонтировано и испытано оборудование.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается административным истцом, у нее отсутствует документ, подтверждающий принятие в эксплуатацию реконструированной "адрес", а соответственно отсутствует документ, подтверждающий правомерность увеличения площади дома лит. "А" N по "адрес", а потому данные об объекте недвижимости, содержащиеся в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, являются достоверными и ошибок не содержат.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для признания незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 8 мая 2018 г. N90/01/2018-59391, не имеется.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что согласно части 2 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.
В соответствии с пунктом 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Между тем, как усматривается из материалов дела, сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каплиной М.А. от 12 марта 2018 г. N90/999/001/2017-38917 в государственной регистрации права собственности на квартиру было отказано Снегирь О.В, решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 8 мая 2018 г. N90/01/2018-59391 отказано Товариществу собственников недвижимости "Источник".
При несогласии с принятыми решениями именно лица, в отношении которых приняты решения, имеют право оспорить его непосредственно или через уполномоченное лицо.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Настоящее административное исковое заявление подано Снегирь Л.В, сведения об обращении с административным исковым заявлением в интересах Снегирь О.В. об оспаривании сообщения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каплиной М.А. от 12 марта 2018 г. N90/999/001/2017-38917, а также в интересах ТСЖ "Источник" об оспаривании решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 8 мая 2018 г. N90/01/2018-59391, материалы дела не содержат.
Указанное, в совокупности и вышеприведенная норма свидетельствует о том, что настоящее административное исковое заявление, в части оспаривания сообщения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каплиной М.А. от 12 марта 2018 г. N90/999/001/2017-38917, а также решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 8 мая 2018 г. N90/01/2018-59391 подано лицом, чьи права и законные интересы оспариваемым решением не нарушены.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
По сути, доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2018 г, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Снегирь Любови Викторовны, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.