Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.,
судей Кочергиной Т.В, Раскатовой Н.Н,
при секретаре Левиной В.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Т.В,
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 05 июля 2018 года, которым постановлено: исковые требования Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ о признании бездействий незаконными, обязании провести текущий и капитальный ремонт удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерству обороны РФ в части не проведения капитального ремонта котельной N5, 1964 года постройки, расположенной в военном городке N72(Приморский край, Пограничный район с.Сергеевка).
Обязать Министерство обороны РФ произвести капитальный ремонт котельной, а именно: трубопровода тепловой сети.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к Министерству обороны РФ о признании бездействий незаконными, понуждению к совершению определенных действий, а именно: произвести текущий и капитальный ремонт в котельной N5, расположенной по адресу: Приморский край, Пограничный район, с.Сергеевка военный городок N72, мотивировал свои требования тем, что в ходе проверки, проведенной 33 военной прокуратурой гарнизона в ноябре 2017 г. с привлечением специалиста заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения Службы в с. Камень-Рыболов Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю подполковника Маслова Е.В. и при участии начальника теплового хозяйства жилищно-коммунальной службы N 2 (с. Сергеевка) жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 2 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу проведена проверка котельной инв. N 5, 1964 года постройки, расположенной в военном городке N 72 (Приморский край, Пограничный район, с. Сергеевка), на предмет подготовки к отопительному периоду 2017-2018 гг.
При проведении проверки установлено, что капитальный ремонт котельной с момента ее постройки не проводился. Также установлена необходимость проведения текущего ремонта.
В исковом заявлении истец просил признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации, в части не проведения необходимых ремонтных работ на котельной, незаконным; обязать Министерство обороны Российской Федерации провести в котельной необходимый текущий ремонт: проемов окна и двери, дымовой трубы, наружного трубопровода, электрооборудования, контрольно-измерительных приборов и автоматики; обязать провести капитальный ремонт котельной, а именно: трубопровода тепловой сети.
Представитель истца в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не предоставил.
Представитель ответчика Минобороны РФ по доверенности в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель Министерства обороны РФ по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Министерства обороны РФ по доверенности Кикееву Л.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или ступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года 155 было создано Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение). Основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Устава Учреждения, утвержденного приказом Директора департамента имущественных отношений N 607 от 3 марта 2017 года, учредителем Учреждения, является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Полномочия собственника имущества Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Министерство обороны Российской Федерации Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 19 Устава определено, что имущество учреждения формируется за счет имущества, закрепленного Минобороны России за Учреждением на праве оперативного управления или предоставленного Учреждению в безвозмездное пользование.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что п.10 Положения о филиале ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Восточному военному округу, утвержденного 04.05.2017 начальником ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ Богдановым И.А, филиал ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Восточному военному округу осуществляет деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе производство горячей воды в закрытых системах теплоснабжения, производство, передача и распределение тепловой энергии и теплоносителя.
ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ согласно Приказу МО РФ N155, положения, и Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03.03.2017 N 607, работы по текущему и капитальному ремонтам объектов недвижимого имущества, переданным им, не осуществляет.
01.04.2017г. филиал ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Восточному военному округу приняло у ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации" объекты теплового хозяйства, являющиеся собственностью Российской Федерации, в лице Министерства обороны Российской Федерации, в том числе котельную инв. N 5.
В ходе проверки, проведенной 33 военной прокуратурой гарнизона в ноябре 2017 г. с привлечением специалиста заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения Службы в с. Камень-Рыболов Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю подполковника Маслова Е.В. и при участии начальника теплового хозяйства жилищно-коммунальной службы N 2 (с. Сергеевка) жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 2 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу проведена проверка котельной инв. N 5, 1964 года постройки, расположенной в военном городке N 72 (Приморский край, Пограничный район, с. Сергеевка), на предмет подготовки к отопительному периоду 2017-2018 гг.
При проведении проверки установлено, что капитальный ремонт котельной с момента ее постройки не проводился. Также установлена необходимость проведения текущего ремонта.
Согласно акту проверки котельной инв. N 5 от 16.11.2017 и акту осмотра системы теплоснабжения от 04.09.2017 текущий ремонт необходим проемов окна и двери, дымовой трубы, наружного трубопровода, электрооборудования, контрольно-измерительных приборов и автоматики.
Капитального ремонта требует трубопровод тепловой сети.
Разрешая заявленные требования, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о том, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. При этом суд первой инстанции исходил из того, что ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации обязанностей собственника по капитальному ремонту принадлежащего ему имущества, приводит к существенному нарушению прав граждан, проживающих в военном городке, по использованию объектов инфраструктуры, отапливаемых котельной, а также военнослужащих войсковой части на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
При этом, суд первой инстанции обосновано не нашел оснований для удовлетворения требований в части обязания ответчика произвести текущий ремонт, поскольку в обязанности Министерства обороны РФ действующим законодательством не предусмотрена обязанность по проведению текущего, либо косметического ремонта.
Выводы суда мотивированы, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований с ними не согласиться судебная коллегия не усматривает.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что судом не была назначена строительно-техническая экспертиза, так как вопросы, касающиеся состояния строительных конструкций зданий, требуют специальных познаний в области строительства, основанием к отмене решения суда не являются. В подтверждение исковых требований истцом представлен акт проверки технического состояния и готовности котельных жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 2 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу (г. Уссурийск) к отопительному сезону от 16.11.2017 г, из которого следует, что котельная инв. N 5 нуждается в капитальном ремонте.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком, представленные истцом в обоснование заявленных требований доказательства не опровергнуты, ходатайств о назначении по делу строительно-технической экспертизы не заявлялось.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 05 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.