Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Когалыма
от 23 апреля 2013 г. N 1152
19 марта, 30 октября 2014 г., 8 апреля 2015 г., 1 марта 2016 г., 30 июня 2017 г.
Постановлением администрации г. Когалыма от 30 июня 2017 г. N 1478 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт муниципальной программы
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе
Когалыме на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа)
Наименование Программы |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Когалыме на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года" |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации от 2.07.2009 утвержденный 15.07.2009 Пр-1802ГС; "Энергетическая стратегия России на период до 2030 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р; Государственная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2446-р; Постановление Правительства Российской Федерации от 31.11.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р "План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального Закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической; эффективности, в том числе в сопоставимых условиях" Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства автономного округа от 14.11.2008 N 491-рп"; Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 19.02.2010 N 89-рп "О вопросах энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"; Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 30.04.2010 N 156-рп "О плане мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, направленных на реализацию Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Приказ Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2011 N 14; Приказ Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.09.2010 N 65 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, цены (тарифы) на товары, услуги которых регулируются РСТ ХМАО - Югры"; Приказ Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.08.2010 N 60 "Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, цены (тарифы) на товары, услуги которых регулируются РСТ ХМАО - Югры, на 2010-2012 годы" Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденная Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.06.2011 N 237-п. |
Заказчик Программы |
Администрация города Когалыма |
Разработчик Программы |
ООО "Энергоэффект-НН" |
Координатор Программы |
Отдел развития ЖКХ Администрации города Когалыма |
Исполнители мероприятий Программы |
Администрация города Когалыма МКУ "УЖКХ г. Когалыма"; Комитет по управлению муниципальным имуществом; Управление образования; Управление культуры, спорта и молодежной политики; МБЛПУ "Когалымская городская больница"; МБУ "Коммунспецавтотехника"; КГ МУП УПТК; ООО "КонцессКом"; ООО "Горводоканал"; ОАО "ЮТЭК-Когалым"; ОАО "Когалымгоргаз" |
Цели и задачи Программы |
- реализация потенциала энергосбережения города Когалым; - создание системы, направленной на постоянное повышение эффективности использования энергоресурсов; - активное вовлечение всех групп потребителей в энерго-ресурсосбережение. - снижение энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему; - формирование целостной и эффективной системы управления и мониторинга энергосбережением и повышением энергетической эффективности, обеспечивающей распределение полномочий и эффективное взаимодействие органов исполнительной власти города Когалым, хозяйствующих субъектов и населения; - перевод на оплату по фактическому ресурсопотреблению потребителей бюджетной сферы и жилого сектора; - проведение энергетических обследований и паспортизации потребителей энергетических ресурсов бюджетной сферы; - реализация механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, обеспечивающих активизацию деятельности, как населения, так и бизнеса по реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; - апробирование механизмов стимулирования деятельности энергосервисных компаний. - пропаганда и обучение в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, активное вовлечение всех групп потребителей в энергосбережение и повышение энергетической эффективности; - внедрение показателей энергетической эффективности, позволяющих в комплексе оценить социально-экономическую эффективность проводимых мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности; - принятие необходимых нормативно-правовых актов в сфере повышения энергоэффективности, в том числе обеспечивающих реализацию положений Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, устанавливающих и пересматривающих обязательные требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств, средств генерации и передачи энергии, зданий и сооружений, а также товаров, работ, услуг, закупаемых для муниципальных нужд; - формирование системы статистического учета и мониторинга уровней потребления энергии и энергоэффективности во всех секторах экономики и системы информационной и образовательной поддержки деятельности в сфере повышения энергоэффективности; - создание необходимых и достаточных условий по реализации типовых энергосберегающих проектов, которые могут широко применяться в разных секторах экономики с минимальными накладными расходами по их реализации, в том числе с выделением бюджетных ассигнований, необходимых для поддержки и стимулирования реализации проектов по повышению эффективности использования энергии, развитию возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий. |
Сроки реализации Программы |
2011-2020 годы: 1 этап - 2011-2014 годы; 2 этап - 2015-2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объём финансирования по Программе составляет 1 586 349,90 тыс. руб., в том числе: бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 147 380,08 тыс. руб.; бюджет города Когалыма - 180 214,40 тыс. руб.; внебюджетные источники финансирования - 1 167 405,23 тыс. руб. Средства федерального бюджета: 2011 год - 66 256,38 тыс. руб.; 2012 год - 13 552,18 тыс. руб.; 2013 год - 5 503,35 тыс. руб.; 2015 год - 2 545,18 тыс. руб.; 2016 год - 3 493,10 тыс. руб.; Объёмы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании проекта бюджета на очередной год и плановый период |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Обеспечение 100% учета потребления топливно-энергетических ресурсов потребителями бюджетной сферы и жилого сектора. Составление энергетических паспортов всех объектов бюджетной сферы, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на основе энергетических обследований. Реализация потенциала энергосбережения на объектах бюджетной сферы и снижение до 2015 года расходов местного бюджета, на оплату энергоресурсов потребляемых бюджетными учреждениями города на 15% в сопоставимых условиях; Привлечение жителей к процессу экономии и обеспечение снижения до 2015 года потребления тепловой энергии в жилом фонде города на 10 %. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Повышение эффективности использования энергоресурсов на сегодняшний день является одной из приоритетных задач российской экономики.
Программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Когалым на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года" направлена на активизацию практических действий в сфере энергосбережения с целью повышения уровня энергоэффективности города Когалыма и реализации мер государственной политики энергосбережения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - ХМАО - Югра).
Программа в первую очередь нацелена на продвижение энергосбережения на территории муниципального образования, создания элементов системы управления и мониторинга энергоэффективностью города, а также на реализацию первоочередных задач по оснащению объектов жилого сектора и бюджетной сферы приборами учета, проведению работ по энергетическому обследованию и паспортизации.
На территории города Когалыма проживает около 59,9 тыс. человек, что составляет 3,9 % общей численности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Город Когалым, как и многие другие населенные пункты ХМАО - Югры, образован вследствие разработки в этой местности нефтяных месторождений. В общем объеме товаров собственного производства, выполненных работ и услуг более 70 % приходится на топливную промышленность. Эта сфера деятельности является основным потребителем энергоресурсов и регулируется на федеральном уровне.
В городе Когалыме с 2010 года реализуется Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Когалыма на 2010-2020 годы, утвержденная Решением Думы города Когалыма от 28.04.2010 N 482 -ГД.
На текущий момент инженерные системы города Когалыма требуют значительной модернизации, значение ряда показателей энергоэффективности значительно ниже, чем в среднем по округу. Потери и неучтенный расход воды в два раза превышает среднее значение по ХМАО - Югре и составляет 25 %.
На сегодняшний день для города Когалыма являются актуальными задачи модернизации инженерных систем, сохранение и в отдельных секторах повышение уровня энергоэффективности, создание комплексной системы мониторинга энергопотребления для стыковки ее с федеральной информационной системой.
Для решения вопроса повышения энергоэффективности города Когалым необходимо применение комплексного подхода, позволяющего охватить процессом энергосбережения все сферы экономики, объединив усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и населения, с привлечением средств внебюджетных источников, что требует использования программно-целевого метода.
Характеристика ресурсопотребления и потенциал энергосбережения в муниципальном образовании
Ресурсообеспечение города Когалыма осуществляется несколькими организациями. Содержание и эксплуатацию системы электроснабжения города Когалыма осуществляет ОАО "ЮТЭК-Когалым". Данная компания занимается передачей электрической энергии по сетям 0,4-6-10-35 кВ всем потребителям города Когалыма.
Основными потребителями электроэнергии в городе являются торгово-промышленные предприятия и жилая застройка.
Теплоснабжение и услуги горячего водоснабжения городу предоставляет ООО "КонцессКом", на балансе которого находятся девять городских котельных суммарной производительностью 445,5 Гкал/час, на данный момент присоединенная нагрузка потребителей составляет 231,6 Гкал/час.
Водоснабжение и услуги канализации осуществляет ООО "Горводоканал". Система водоснабжения состоит из водозабора и 44 насосных станций, установленная производственная мощность составляет 60 тыс. куб. м в сутки.
В целом энергосистема города Когалым находится в удовлетворительном состоянии. Особого внимания на сегодняшний день требуют инженерные сети. С целью их реконструкции разработаны и ведутся соответствующие программы модернизации. Ключевые показатели, характеризующие состояние энергосистемы города следующие:
- потери в электрических сетях составляют 9,65 % (при среднем показателе по ХМАО - Югре в 10,6 %);
- удельный расход топлива при производстве тепловой энергии составляет 138,6 кг у.т./Гкал, что ниже предельного требуемого уровня в 155,3 кг у.т./Гкал;
- утечка и неучтенный расход воды в системе водоснабжения составил 25 %, что в два раза превышает средний уровень потерь по ХМАО;
- удельный расход электрической энергии на подъем и перекачку воды составил 0,82 кВт*ч/куб. м., что соответствует допустимому уровню нормативов, утвержденных приказом Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2011 N 14;
- удельный расход тепловой энергии в бюджетной сфере составляет 0,25 Гкал/кв. м. в год, что на 15% ниже, чем среднее удельное теплопотребление объектами бюджетной сферы ХМАО - Югры;
- удельный расход электрической энергии на объектах бюджетной сферы составляет 96,8 кВт*час/кв.м. в год, что на 5 % ниже среднего значения по бюджетной сфере ХМАО - Югры.
Удельное потребление энергоресурсов составляет:
- тепловой энергии - 0,41 Гкал/кв. м в год, что на 40 % выше, чем среднее значение по ХМАО - Югре;
- 54,2 литров воды на человека в сутки, что существенно ниже принятых нормативов водопотребления;
- электрической энергии - 917 кВт*ч/чел в год, что ниже среднего по ХМАО - Югре на 32 %.
Потенциал энергосбережения оценен в городе Когалыме для бюджетного и жилого секторов, объектов коммунальной энергетики.
Оценка потенциала энергосбережения выполнена на основе анализа текущего уровня удельных показателей энергоэффективности в сравнении с существующими нормативами, лучшими практиками, имеющейся статистики по аналогичным процессам и технологиям.
Таблица 1
Сектор энергосистемы |
Потенциал энергосбережения по направлениям |
|
т у.т./год |
% |
|
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности при производстве и передаче тепловой энергии |
3 606 |
11,9% |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах водоснабжения |
487,4 |
1,6% |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном секторе |
26 252,4 |
86,5% |
Общий потенциал: |
30 345,68 |
100% |
Основными секторами повышения энергоэффективности, курируемыми на муниципальном уровне, являются:
- производство и передача тепловой энергии,
- потребление энергоресурсов объектами жилого сектора.
Потенциал энергосбережения в жилом фонде города Когалыма достаточно высокий и составляет около 40 % по тепловой энергии, что в денежном эквиваленте составляет порядка 275 млн. руб. в год.
2. Основные цели и задачи Программы, целевые показатели, показатели экономической, бюджетной и социальной эффективности
Основными целями Программы являются:
- реализация потенциала энергосбережения города Когалым;
- создание системы, направленной на постоянное повышение эффективности использования энергоресурсов;
- активное вовлечение всех групп потребителей в энерго-ресурсосбережение.
Задачами программы являются:
- снижение энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему;
- формирование целостной и эффективной системы управления и мониторинга энергосбережением и повышением энергетической эффективности, обеспечивающей распределение полномочий и эффективное взаимодействие органов исполнительной власти города Когалым, хозяйствующих субъектов и населения;
- перевод на оплату по фактическому ресурсопотреблению потребителей бюджетной сферы и жилого сектора;
- проведение энергетических обследований и паспортизации потребителей энергетических ресурсов бюджетной сферы;
- реализация механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, обеспечивающих активизацию деятельности, как населения, так и бизнеса по реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- апробирование механизмов стимулирования деятельности энергосервисных компаний.
- пропаганда и обучение в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, активное вовлечение всех групп потребителей в энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
- внедрение показателей энергетической эффективности, позволяющих в комплексе оценить социально-экономическую эффективность проводимых мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности;
- принятие необходимых нормативно-правовых актов в сфере повышения энергоэффективности, в том числе обеспечивающих реализацию положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, устанавливающих и пересматривающих обязательные требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств, средств генерации и передачи энергии, зданий и сооружений, а также товаров, работ, услуг, закупаемых для муниципальных нужд;
- формирование системы статистического учета и мониторинга уровней потребления энергии и энергоэффективности во всех секторах экономики и системы информационной и образовательной поддержки деятельности в сфере повышения энергоэффективности;
- создание необходимых и достаточных условий по реализации типовых энергосберегающих проектов, которые могут широко применяться в разных секторах экономики с минимальными накладными расходами по их реализации, в том числе с выделением бюджетных ассигнований, необходимых для поддержки и стимулирования реализации проектов по повышению эффективности использования энергии, развитию возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий.
Для мониторинга результативности реализации Программы энергосбережения используются показатели, утвержденные федеральными правовыми актами: постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.07.2010 N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях" (Приложение 1 к настоящей Программе).
В перечне содержаться общие целевые показатели, а также целевые показатели по отдельным видам энергетических ресурсов, целевые показатели для бюджетного сектора, жилищного фонда и транспортного комплекса.
Органы местного самоуправления муниципального образования ежегодно проводят корректировку планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности программ с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы и изменения социально-экономической ситуации.
В этой связи планируется проведение ряда мероприятий, направленных на создание системы мониторинга потребления энергетических ресурсов основными потребителями.
Ожидается, что реализация программных мероприятий позволит:
1. Создать систему поддержки и повышения уровня энергоэффективности города Когалыма.
2. Обеспечить получение годовой экономии энергии за счёт мер Программы по повышению эффективности использования энергии в объёме не менее 30,3 тыс. т у.т./год к 2015 году.
3. По результатам внедрения мероприятий к 2020 году годовая экономия потребления энергоресурсов в жилищном фонде города Когалыма составит 25,6 тыс. т у.т./год.
4. Ожидаемая экономия бюджетных средств на оплату энергоресурсов, потребляемых бюджетной сферой к 2020 году - 1 млн. руб. в год.
3. Мероприятия Программы
Перечень и описание мероприятий Программы представлены в Приложении 2 к настоящей Программе.
3.1. Система управления и мониторинга энергоэффективностью
Энергосбережение на муниципальном уровне является составной частью окружной системы энергосбережения, что требует создания единой системы управления энергоэффективностью в округе и созданию эффективных горизонтальных и вертикальных связей.
Контуры взаимодействия субъектов и объектов системы в процессе управления энергоэффективностью должны быть определены на основе:
- целей и целевых показателей деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности по секторам (направлениям деятельности) и иерархическим уровням;
- процедур планирования и анализа деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- регламентов и стимулирующих механизмов взаимодействия организаций, ведущих хозяйственную деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры между собой в сфере энергосбережения;
- механизмов контроля деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Важнейшим инструментом управления мероприятиями является оперативный мониторинг их реализации и оценки промежуточных результатов.
С этой целью в рамках реализации Федеральной программы энергосбережения формируется Государственная информационная система мониторинга и управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности (далее - ГИС).
Внедрение системы мониторинга и управления на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выполняется в рамках реализации окружной программы энергосбережения. В соответствии с программными мероприятиями, к концу 2012 года система должна функционировать на территории всего округа.
Порядок, периодичность и форма представления информации муниципальными органами власти для включения в ГИС на уровне округа формируется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 20 "Об утверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Исполнительные органы местного самоуправления города Когалыма осуществляют подготовку необходимой информации по формам, требуемым в рамках указанного ранее постановления Правительства РФ от 25.01.2011 N 20, представляют ее в уполномоченный орган для включения в государственную информационную систему в соответствии с временным регламентом.
В качестве пилотного сектора для формирования элементов ГИС на уровне муниципального образования выбраны предприятия бюджетной сферы. Мероприятие предполагает разработку и внедрение механизма аналитических счетов на базе используемых в бюджетных учреждениях бухгалтерских компьютерных программ. Это позволит организовать сбор информации и автоматическое формирование ежемесячных отчетов о фактическом потреблении энергетических ресурсов.
3.2. Нормативное правовое обеспечение
Формирование эффективной окружной системы управления энергосбережением является межведомственной и межотраслевой задачей, для решения которой необходима разработка комплекса нормативно-правовых актов, направленных на создание взаимоувязанной многоуровневой системы: муниципальное образование - регион - федерация.
Необходимо развитие нормативно-правовой базы энергосбережения на муниципальном уровне, в том числе принятие документов по следующим направлениям:
1. Положение о Комиссии по энергосбережению в городе Когалым;
2. Положение об энергетической паспортизации жилых зданий города Когалыма;
3. Положение об энергетической паспортизации объектов социальной сферы города Когалыма;
4. Порядок мониторинга энергопотребления объектов социальной сферы города Когалыма;
5. Разработка (или принятие рекомендованной Округом) методики ранжирования и выбора первоочередных объектов реализации энергосберегающих мероприятий (бюджетная сфера, жилой сектор, коммунальная инфраструктура и пр.)
6. Принятие формы технического задания на проведение энергетического обследования для учреждений бюджетного сектора города Когалыма.
7. Разработка методических рекомендаций учреждениям бюджетной сферы и распорядителям бюджетных средств города Когалыма по планированию расходов на оплату энергоресурсов при наличии заключенного энергосервисного договора.
8. Утверждение рекомендуемого перечня типовых энергосберегающих мероприятий, которые могут быть предложены управляющим организациям для реализации по договорам оферты с оплатой в рассрочку.
9. Утверждение рекомендованной формы договора оферты на реализацию энергосберегающих мероприятий в рассрочку с включением расходов в ежемесячные платежи по расчетам за жилищно-коммунальные услуги.
3.3. Энергосбережение на предприятиях, осуществляющих регулируемые виды деятельности
Раздел разработан в соответствии с приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2011 N 14 (далее - Приказ).
Действие Приказа распространяется на следующие организации:
1. Осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения
КГ МУП "Управление производственно-технологической комплектации" города Когалым.
ООО "Горводоканал" города Когалым.
ООО "КонцессКом" города Когалым.
2. Осуществляющие деятельность в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод
ООО "Горводоканал", города Когалым.
3. Осуществляющие электроснабжение города
ОАО "ЮТЭК-Когалым".
Приказ устанавливает требования к регулируемым организациям в части:
- целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в ходе реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в программу в области энергосбережения и энергетической эффективности;
- показателей энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами регулируемых организаций.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо проводить работы по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение).
Данные объекты необходимо в установленном порядке принимать на учёт в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, а затем оформлять муниципальную собственность.
С момента выявления таких объектов необходимо организовать управление бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, в том числе определить источник компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Результатом реализации мероприятий по выявлению бесхозяйных объектов и сетей должно стать:
- снижение потерь энергоресурсов в сетях;
- установление полного контроля потребления энергоресурсов.
Далее перечислены общие мероприятия по повышению энергоэффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности
Мероприятия по повышению энергоэффективности в теплоэнергетическом комплексе
В городском округе город Когалым источником теплоснабжения являются 12 котельных (в том числе 1 муниципальная) с годовым объемом полезного отпуска тепловой энергии 0,717 млн. Гкал. Общая протяженность городских сетей теплоснабжения в двухтрубном исчислении составляет 131,1 км. Основным поставщиком тепловой энергии города Когалым является ООО "КонцессКом".
Средний удельный расход электроэнергии на выработку 1 Гкал котельными ООО "КонцессКом" в 2011 году составил 35,1 кВт.час/Гкал. Средний удельный расход газа на выработку 1 Гкал в 2011 году составил 106,6 м. куб/Гкал, удельный расход воды на выработку 1 Гкал составил 0,9 м. куб. /Гкал.
Таблица 2
Показатели |
Ед. изм. |
КГ МУП "Управление производственно-технологической комплектации" |
ООО "Горводоканал" |
ООО "КонцессКом" |
Количество котельных всего: |
шт. |
1 |
2 |
9 |
на нефти |
шт. |
|
|
|
на газе |
шт. |
1 |
1 |
9 |
на эл.эн. |
шт. |
|
|
|
Количество котлов |
шт. |
4 |
2 |
42 |
КПД котлов |
% |
85 |
90,8 |
90,5 |
на нефти |
% |
|
|
|
на газе |
% |
85 |
90,8 |
90,5 |
на эл.эн. |
% |
|
|
|
мощность котельных: |
Гкал/час |
8,8 |
4 |
445,5 |
Подключенная нагрузка |
Гкал/час |
3,29 |
3,6 |
231,6 |
в % от располагаемой мощности |
% |
37,4 |
90 |
52 |
Протяжённость тепловых сетей |
км |
4 |
2 |
125,1 |
Система теплоснабжения города Когалыма находится в удовлетворительном состоянии, о чем свидетельствуют показатели деятельности предприятий (см. табл): расход на собственные нужды котельных составляет 2,35 % от выработки, потери в сетях основным поставщиком тепловой энергии ООО "КонцессКом" составляют 13,8%, что выше среднего по ХМАО - Югре показателя в 12,2 %, и выше требований, устанавливаемым Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к реконструируемым тепловым сетям (9,5%). Расход топлива на выработку 1 Гкал тепловой энергии ниже требуемого уровня, установленного приказом Региональной службы по тарифам ХМАО - Югры от 31.03.2011 N 14, и составляет 138,6 кг у.т./Гкал.
Таблица 3
Показатели тыс. Гкал |
КГ МУП "Управление производственно - технологической комплектации" |
ООО "Горводоканал" |
ООО "КонцессКом" |
Итого |
Выработано котельными |
8,79 |
10,726 |
698,246 |
717,762 |
Собственные нужды |
0,01 |
0 |
16,825 |
16,835 |
- то же в % |
0,11 |
0 |
2,39 |
2,35 |
Покупная тепловая энергия |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
Отпуск в сеть |
8,78 |
10,726 |
681,421 |
700,927 |
Потери в сетях |
0,652 |
0,107 |
93,955 |
94,714 |
- то же в % |
7,4 |
1 |
13,8 |
13,5 |
Полезный отпуск, в т.ч.: |
8,158 |
10,619 |
587,466 |
606,243 |
бюджетные потребители |
0 |
0 |
82,827 |
82,83 |
- иные потребители, в т.ч. |
8,128 |
10,619 |
504,639 |
523,383 |
-собственное потребление |
3,399 |
8,407 |
4,258 |
16,063 |
- население |
0 |
0 |
382,39 |
382,39 |
В 2011 году выработано 717,762 тыс. Гкал тепловой энергии. Полезный отпуск составил - 606,243 тыс. Гкал, потери составили 13,5%. Из общего полезного отпуска тепловой энергии потреблено населением 54,55%, бюджетными организациями города Когалыма - 11,9%, прочими потребителями - 33,55 %.
Расчет удельных показателей эффективности деятельности теплоснабжающих организаций, определенных в соответствии с Приказом, показал, что, система теплоснабжения города Когалым обладает потенциалом энергосбережения, для реализации которого регулируемым организациям необходимо усилить меры по повышению энергоэффективности.
Таблица 4
Показатели |
КПД котельных на газе |
КПД котельных на нефти |
Удельный расход топлива на выработку 1 Гкал: |
Удельный расход электроэнергии на выработку 1 Гкал |
Удельный расход воды на выработку 1 Гкал |
Обеспечение загрузки теплоисточника |
|
не ниже 92 %; |
не ниже 86 %; |
- на газе не более 155,3 кг у.т.; |
- на нефти не более 166,1 кг у.т.; |
не выше 20 кВтч/Гкал; |
не более 0,5 куб. м. |
не ниже 80 %. |
|
КГ МУП "Управление производственно - технологической комплектации" |
85 |
|
87,9 |
|
44,2 |
0,59 |
37,4 |
ООО "Горводоканал" |
90,8 |
|
141,1 |
|
19,1 |
0,5 |
90 |
ООО "КонцессКом" |
90,5 |
|
138,6 |
|
35,1 |
0,9 |
52 |
Суммарный потенциал энергосбережения муниципального образования при производстве и транспорте тепловой энергии определен путем сопоставления текущих значений удельных показателей потребления энергоресурсов при производстве и транспорте тепловой энергии с нормативами и лучшими практиками. Он составляет около 3,6 тыс. т у.т. и может быть реализован при модернизации теплосетевого хозяйства в части снижения потребления электроэнергии при производстве и транспорте тепловой энергии.
Вместе с тем точное определение потенциала энергосбережения при производстве и транспортировке тепловой энергии и перечень мероприятий по энергосбережению рекомендуемых для реализации невозможен без проведения аудита фактического состояния систем теплоснабжения муниципального образования. Указанную работу целесообразно провести в рамках разработки схемы теплоснабжения муниципального образования. Кроме того актуализированная схема теплоснабжения муниципального образования позволит увеличить загрузку энергоэффективных источников тепловой энергии.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" разработка схемы теплоснабжения г. Когалым запланирована в рамках реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года" и будет выполнена за счет средств окружного бюджета.
Повышение энергоэффективности в электрических сетях и наружном освещении
Электросетевой комплекс города Когалым, осуществляет ОАО "ЮТЭК-Когалым".
В единой схеме электроснабжения города задействованы 4 подстанции (ПС)-35 кВ, 131 единица трансформаторных подстанций и распределительных пунктов на объекты жилья, соцкультбыта и производственной сферы. Протяженность электрических сетей в городе Когалыме составляет 367 км
В городе имеется 13 автономных дизельных электростанций, установленной мощностью 12999 кВт.
Общая протяженность линий уличного освещения составляет 98 км. Общее количество светильников уличного и внутриквартального освещения - 4601 шт.
Средний физический износ принадлежащих им сетей составляет и трансформаторных подстанций 38 %.
Общий объем покупки электрической энергии энергосбытовой компанией составляет более 198 млн. кВт*час в год. Потери в сетях составляют 9,65%.
Основными потребителями электрической энергии являются промышленные предприятия - 51,4%. На втором месте по уровню потребления - население - 41,1%. Бюджетная сфера потребляет 7,5% общего потребления электрической энергии муниципальным образованием.
С целью модернизации электросетевого хозяйства муниципального образовании ОАО "ЮТЭК-Когалым" совместно с администрацией города на основании Стратегии социально-экономического развития муниципального образования разработать Стратегию развития электросетевого хозяйства муниципалитета.
Программа должна быть основана на результатах энергетического обследования организации и учитывать требования, установленные приказом РСТ ХМАО - Югры от 31.03. 2011 N 14.
На основании Стратегии развития электросетевого хозяйства и результатов энергетического обследования компании, ОАО "ЮТЭК - Энергия" необходимо в соответствии с требованиями Закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ разработать/доработать собственную программу энергосбережения и включить ее в состав общей программы энергосбережения ОАО "ЮТЭК".
Повышение энергоэффективности в системах водоснабжения и водоотведения
Деятельность в сфере системах водоснабжения и водоотведения г. Когалым осуществляется ООО "Горводоканал".
Система водоснабжения города однозонная, низкого давления, трассируется по кольцевой системе. Вода из подземных источников (артезианские скважины) используется для целей хозпитьевого и производственного водоснабжения с очисткой на современном "Комплексе по очистке питьевой воды города Когалыма" производительностью до 60,0 тыс.м3/сут. с двухступенчатой фильтрацией и с использованием современных фильтрующих материалов.
Средний удельный расход электроэнергии на подъем, очистку и транспортировку 1 м3 воды в 2009 году составил 0,82 кВт.час/м3, что соответствует требованиям по удельным показателям, установленным Приказом N 14 Региональной службы по тарифам (не выше 1,0 кВтч/м3)., по автономному округу от 0,3 до 3,0 кВт.час/м3.
Анализ основных производственных показателей системы водоснабжения ООО "Горводоканал"
Таблица 5
Показатели |
Ед. изм. |
Факт 2009 года |
Число водопроводов |
ед. |
1 |
Суммарная протяженность сети |
км |
122 |
В т.ч. нуждающаяся в замене |
км |
23,8 |
Количество отдельно стоящих насосных станций |
ед. |
44 |
Число уличных водозаборов (будок, колонок, кранов) |
ед. |
1 |
Установленная производственная мощность насосных станций 1-го подъема |
т.м3/сут. |
31,6 |
Фактически задействованная мощность насосных станций 1-го подъема в % от установленной мощности |
т.м3/сут. % |
23
65% |
Установленная производственная мощность очистных сооружений |
т.м3/сут. |
60 |
Фактически задействованная мощность очистных сооружений в % от установленной мощности |
т.м3/сут. % |
23
40% |
Установленная производственная мощность водопровода |
т.м3/сут. |
31,6 |
Поднято воды насосными станциями 1 подъема |
т.м3 |
7509,3 |
Пропущено воды через очистные сооружения |
т.м3 |
7479,6 |
Собственные нужды |
т.м3 % |
389,5 5% |
Подано в сеть на нужды реализации |
т.м3 |
7119,8 |
Утечка и неучтенный расход воды |
т.м3 % |
1411,7 25% |
Отпущено всем потребителям (по сети) |
т.м3 |
5708,1 |
из них: |
|
|
населению |
т.м3 |
4460,6 |
бюджетным организациям |
т.м3 |
320,2 |
прочим |
т.м3 |
927,3 |
Удельный расход электроэнергии |
кВт.ч./ м3 |
0,82 |
Система водоотведение города Когалыма представляет собой комплекс инженерных сооружений и процессов - это сбор и транспортировка хозяйственно-бытовых сточных вод от населения правобережной и левобережной частей города и предприятий северной и восточной промзон насосными станциями (КНС) в кол-ве 30 шт., с очисткой на городских очистных сооружениях КОС-19000 и со сбросом очищенных сточных вод в водный объект р. Кирилл-Высь-Ягун.
Сети водоотведения города Когалыма представляют собой инженерную систему, включающую в себя:
- самотечные сети канализации - 46 км;
- напорные сети канализации - 56 км;
Очистные сооружения КОС-19000м3/сутки.
Тип очистки - биологическая с доочисткой. Сточная вода насосами подается в камеру - гаситель напора, затем поступает в тангенциальные песколовки, в которых происходит отделение нерастворенных минеральных примесей. Далее стоки попадают в аэротенки с пневматической аэрацией, где происходит окисление активным илом загрязнений. Через переливные окна вода с содержащимся в ней илом попадает во вторичные горизонтальные отстойники, в которых происходит процесс осветления, отделения ила от очищенной сточной жидкости. Из вторичных отстойников через переливные лотки вода подается по трубопроводу на барабанные сетки для удаления взвеси. Пройдя барабанные сетки, вода поступает на фильтры доочистки для удаления более мелкой взвеси. После фильтров доочистки, уже очищенная вода направляется в контактный резервуар для обеззараживания хлором с последующим сбросом в водоем.
Анализ основных производственных показателей системы водоотведения и очистки сточных вод ООО "Горводоканал"
Таблица 6
Показатели |
Ед. изм. |
Факт 2009 года |
Число канализаций |
ед. |
1 |
Суммарная протяженность сети |
км |
102,7 |
Установленная пропускная способность очистных сооружений |
м3/ сут. |
19,0 |
Фактически задействованная пропускная способность очистных сооружений |
м3/сут.% |
19,0 100 |
Площадь иловых площадок |
т. м" |
7,5 |
Количество отдельностоящих станций |
ед. |
30 |
Пропущено сточных вод - всего, в том числе |
т. м3 |
5430,6 |
от населения |
т. м3 |
4404,6 |
от бюджетных организаций |
т. м3 |
311,7 |
от прочих |
т. м3 |
714,3 |
Пропущено сточных вод от собственного производства (от собственных нужд) |
т. м3 |
388,8 |
Пропущено сточных вод от неучтенных расходов |
т. м3 |
347,1 |
Пропущено сточных вод через очистные сооружения |
т. м3 |
6166,5 |
Удельный расход электроэнергии |
кВт. Ч./м3 |
1,14 |
Удельный расход эл.энергии на транспортировку стоков - 1,14 кВт*ч/м3, что значительно превышает требования по удельным показателям, установленные Приказом N 14 Региональной службы по тарифам(не выше 0,5 кВтч/м3)
Расчет удельных показателей эффективности указанных организаций, определенных в соответствии с Приказом, показал, что, организация в целом выполняют требования РСТ ХМАО - Югры в части соответствия удельных расходов электроэнергии на водоснабжение и водоотведение рекомендованным нормативам.
Таблица 7
ООО "Горводоканал" |
Удельный расход электроэнергии на водоснабжение (подъем, очистка, транспортирование) |
Удельный расход электроэнергии на водоотведение (транспортирование) |
Расход воды на собственные нужды от общего объема реализации |
Обеспечение загрузки основного оборудования системы водоснабжения, водоотведения |
Уровень потерь (утечки) в реконструируемых, вновь вводимых водопроводных сетях |
|
- не выше 1,0 кВтч/м3; |
- не выше 0,5 кВтч/м3; |
- не более 6 %. |
не ниже 50 %. |
не более 10 %. |
2011 |
1,01 |
1,2 |
11,73 |
40 |
10 |
Основные мероприятия по повышению энергоэффективности в системах водоснабжения и водоотведения необходимо сосредоточить на снижении удельного расхода электроэнергии на водоотведение и поддержание достигнутого уровня энергоэффективности.
Для этого следует на основании Стратегии социально-экономического развития муниципального образования разработать Стратегию развития системы водоснабжения и водоотведения города Когалыма.
На основании данной Стратегии и в соответствии с результатами энергетического обследования систем водоснабжения и водоотведения, проводимыми ООО "Горводоканал" должен разработать собственную программу энергосбережения и согласовать ее с Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3.4. Энергосбережение в бюджетных учреждениях
В городе Когалыме на сегодняшний день насчитывается 48 объектов муниципальных учреждений, из них 23 - образование, 7 - культура, 7 - спорт, 11 - здравоохранение.
Суммарное годовое ресурсопотребление бюджетными организациями составляет: 243,34 тыс. куб. м воды; 60,01 тыс. Гкал/год тепловой энергии; 13,7 млн. кВт*час/год электроэнергии.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в муниципальном образовании завершена работа по установке приборов учета потребления теплоэнергетических ресурсов и воды бюджетными учреждениями. На сегодняшний день 100 % бюджетных учреждений муниципального уровня оснащены приборами учета потребляемых энергоресурсов.
Расходы бюджета муниципального уровня на оплату коммунальных услуг составляют около 147,91 млн. руб. в год, из них:
- на оплату услуг водоснабжения и водоотведения - 13,52 млн. руб.;
- услуг теплоснабжения - 89,14 млн. руб.;
- услуг электроснабжения - 45,25 млн. руб.
Удельный расход тепловой энергии в бюджетной сфере составляет 0,25 Гкал/кв. м. в год, что на 15 % ниже, чем среднее удельное теплопотребление объектами бюджетной сферы ХМАО, и соответствует требованиям Государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года".
Удельный расход электрической энергии на объектах бюджетной сферы составляет 96,8 кВт*час/кв.м. в год, что на 5 % ниже среднего значения по бюджетной сфере ХМАО и соответствует требованиям Государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года".
Вместе с тем Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что с 1.01.2010 года муниципальные учреждения обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, тепловой энергии, электрической энергии, в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объёма не менее чем на три процента.
Таким образом, потенциал энергосбережения на организациях бюджетной сферы по тепловой энергии принят не более 3% текущего теплопотребления в год, по электрической энергии - так же 3% в год.
Таким образом, на первом этапе реализации Программы (до 2015 года) необходимо создать условия для поддержания высокого уровня энергоэффективности организаций бюджетной сферы города Когалыма (создать систему мониторинга энергоэффективности объектов бюджетной сферы, разработать и апробировать комплекс стимулирующих и поддерживающих мероприятий по повышению мотивации к энергосбережению: работа с персоналом, финансовая поддержка).
Необходимо также улучшить систему сбора и анализа данных для оценки уровня энергоэффективности объектов бюджетной сферы города Когалыма.
Целесообразно ряд технических мероприятий (быстроокупаемых) выполнять в рамках энергосервисных договоров, таких как:
- установка автоматизированных систем регулирования отопления от температуры наружного воздуха;
- установка балансировочных кранов и регулирование теплоснабжения здания;
- замена ламп накаливания на энергосберегающие;
- использование автоматизированных систем регулирования от освещённости и присутствия (пошаговое регулирования).
3.5. Энергосбережение в жилом секторе
Жилой фонд города Когалым насчитывает 990,5 тыс. кв. м. общей жилой площади, из которой 952,97 (96,2%) составляет многоквартирный фонд и 37,53 (3,8%) - частный фонд. В частном фонде проживает 312 человек 0,5 % общего населения города Когалым.
Население города 55,2 тыс. чел. в год потребляет 55,3 млн. кВт*ч/год электроэнергии, 385,6 тыс. Гкал/год тепла, 3,6 млн. куб. м воды.
Удельное потребление энергоресурсов составляет:
- тепловой энергии - 0,4 Гкал/кв. м в год, что на 40 % выше, чем среднее значение по ХМАО - Югре,
- 54,2 литров воды на человека в сутки, что существенно ниже принятых нормативов водопотребления,
- электрической энергии - 917 кВт*ч/чел в год, что ниже среднего по ХМАО - Югра на 32 %.
Потенциал энергосбережения в жилом фонде города Когалыма достаточно высокий и составляет около 40 % по тепловой энергии, что в денежном эквиваленте составляет порядка 275 млн. руб. в год.
Жилищный фонд города Когалыма не в полном объеме оснащен индивидуальными и общедомовыми приборами учета энергоресурсов.
На сегодняшний день 75% многоквартирных жилых домов оснащены общедомовыми приборами учета холодной воды, 79% многоквартирных жилых домов оснащены общедомовыми приборами учета горячей воды, 90% многоквартирных жилых домов оснащены общедомовыми приборами учета тепловой энергии, 94% многоквартирных жилых домов оснащены общедомовыми приборами учета электроэнергии.
Проведено обязательное энергетическое обследование в 12 жилых зданиях и разработаны энергетические паспорта.
Комплекс организационных мероприятий
1. Разработка рекомендуемой формы энергосервисного контракта в жилом секторе с сопутствующими документами (протокол общего собрания собственников, бюллетень заочного голосования, уведомление о проведении общего собрания собственников).
Программное мероприятие носит обеспечивающий характер, нацелено на создание условий для развития энергосервисных услуг и должно быть реализовано в срок до 31.01.2012.
2. Разработка и утверждение рекомендуемой методики проведения энергетических обследований в жилищном секторе, в т.ч. примерной формы технического задания.
Программное мероприятие носит обеспечивающий характер, нацелено на повышение качества проводимых работ по энергетическому обследованию жилых многоквартирных домов и реализовано до 31 января 2012 года.
3. Проведение энергетических обследований жилых домов.
Данное мероприятие включено в состав обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме приказом Департамента строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа от 06.10.2010 N 24-П. Исполнителем данного мероприятия определены организации, ответственные за содержание и ремонт жилых помещений. Источником финансирования данного мероприятия определена плата за содержание и ремонт жилого помещения.
4. Проведение собраний собственников жилья для принятия решения об установке общедомовых современных приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Данное мероприятие включено в состав обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме Приказом Департамента строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа от 06.10.2010 N 24-П. Исполнителями данного мероприятия определены организации, ответственные за содержание и ремонт жилых помещений.
5. Проведение ранжирования и определение первоочередных объектов для реализации энергосберегающих мероприятий.
Данное мероприятие включено в состав требований установленных Государственной программой по энергосбережению, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2446-р, к субъектам Российской Федерации, претендующим на софинансирование региональных программ по энергосбережению из федерального бюджета. Исполнителем данного мероприятия определены муниципальные образования автономного округа.
Комплекс технических мероприятий.
Оснащение многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Таблица 8.
Описание мероприятия
Основание для включения мероприятия в Программу: |
Выполнение требований Федерального закона от 11.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
Сектор применения: |
многоквартирные жилые дома города Когалыма, находящиеся в муниципальной и частной собственности, не имеющие приборов учёта энергоресурсов |
Технологический эффект: |
осуществление оплаты потребленных энергоресурсов в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных ресурсов |
Объем реализации мероприятия: |
планируется реализовать на 100 % объектах не оборудованных приборами учета коммунальных ресурсов |
Сроки реализации: |
2013 год - 100 %. |
Оснащение квартир и частных жилых домов индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Таблица 9.
Описание мероприятия
Основание для включения мероприятия в Программу: |
Выполнение требований Федерального закона от 11. 11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
Сектор применения: |
квартиры в многоквартирных жилых домах, и частные жилые дома |
Технологический эффект: |
осуществление оплаты потребленных энергоресурсов в соответствии с показаниями приборов учета |
Объем реализации мероприятия: |
планируется реализовать на 100 % объектах не оборудованных приборами учета коммунальных ресурсов |
Сроки реализации: |
2011 год - 27 %, 2012 год - 82 % 2013 год - 100 % |
Источником финансирования данного мероприятия определены средства собственников жилых помещений и средства ресурсоснабжающих организаций. Расчет средств на реализацию данного мероприятия будет произведен исходя из следующих допущений:
Таким образом, на первоначальном этапе реализации Программы (до 2015 года) необходимо:
- установить приборы учета на энергоносители и перевести всех потребителей на оплату потребляемых теплоэнергетических ресурсов и воды по показаниям приборов учета;
- внедрить в практику реализацию управляющими компаниями (УК) мероприятия, включаемых в состав обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с приказом Департамента строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ХМАО - Югры от 06.10.2010 N 24-П
Энергосбережение на предприятиях промышленности и прочих отраслей
Основными предприятиями, осуществляющими деятельность на территории города являются предприятия строительного комплекса, пищевого хозяйства, а также транспортные компании и предприятия связи. Кроме того в городе осуществляют свою деятельность офисы нефте и газодобывающих компаний.
Суммарное годовое ресурсопотребление промышленными предприятиями города Когалым составляет: 927,3 тыс. куб. м воды; 936 тыс. Гкал/год тепловой энергии; 102 млн. кВт*час/год электроэнергии.
В целях снижения энергоемкости продукции и снижения ее себестоимости предприятиями должны быть разработаны и реализованы собственные корпоративные программы энергосбережения, содержащие мероприятия по энерго-ресурсосбережению связанные с основной деятельностью компаний. Указанные мероприятия должны быть реализованы за счет оптимизации технологического и энергетического оборудования.
Также должны быть реализованы мероприятия организационного характера - проведений организационно-разъяснительных мероприятий среди предприятий по вопросам энергосервиса. Это позволит повысить количество учреждений, участвующих в энергосервисе, а также качество заключаемых энергосервисных контрактов.
Постановлением администрации г. Когалыма от 30 июня 2017 г. N 1478 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Затраты на реализацию программных мероприятий рассчитываются, исходя из усредненных затрат на реализацию каждого вида мероприятий. Стоимость выполнения работ в процессе реализации мероприятий Программы будет уточняться в соответствии с выполненной проектной документацией, сметными расчетами. Оплата фактически выполненных работ будет производиться в соответствии с фактическим уровнем цен на применяемые материалы, приборы, поправочные коэффициенты на строительно-монтажные работы.
Мероприятия Программы и объемы их финансирования могут быть ежегодно откорректированы с учетом возможностей бюджетов всех уровней.
В целом на реализацию Программы планируется направить
1 586 349,90 тыс. руб., в том числе:
федеральный бюджет - 91 350,19 тыс. руб.;
бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 147 380,08 тыс. руб.;
бюджет города Когалыма - 180 214,40 тыс. руб.;
внебюджетные источники финансирования - 1 167 405,23 тыс. руб.
Объемы и источники финансирования программы
Таблица 10
Источник финансирования |
Финансовые затраты на реализацию (тыс. рублей) |
||||||||
всего |
в том числе |
||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 - 2020 |
||
Всего |
1 586 349,90 |
274 400,44 |
231 439,39 |
207 106,64 |
122 990,60 |
208135,36 |
284 564,55 |
257712,92 |
0,00 |
ФБ |
91 350,19 |
66 256,38 |
13 552,18 |
5 503,35 |
0,00 |
2 545,18 |
3 493,10 |
0,00 |
0,00 |
БАО |
147 380,08 |
36 546,19 |
15 020,03 |
21 388,41 |
360,00 |
6 991,98 |
44 800,81 |
22272,66 |
0,00 |
МБ |
180 214,40 |
27 582,10 |
44 305,12 |
20 750,67 |
30 107,42 |
26 072,32 |
5 387,65 |
26009,12 |
0,00 |
ВИ |
1 167 405,23 |
144 015,77 |
158 562,06 |
159 464,21 |
92 523,18 |
172525,88 |
230 882,99 |
209431,14 |
0,00 |
Средства бюджетов всех уровней на реализацию программных мероприятий предусматриваются в бюджете города Когалыма в установленном порядке в рамках реализации городских целевых и ведомственных программ, а также долгосрочных программ ХМАО - Югры.
Прочие источники финансирования программных мероприятий предусматривают средства предприятий и организаций всех форм собственности, средства компаний, осуществляющих функции по управлению жилищным фондом, средства собственников помещений в многоквартирных домах, программные мероприятия выполняются за счет средств полученных в результате участия города Когалыма в целевых программах ХМАО - Югры.
Результатом выполнения энергосберегающих мероприятий Программы является:
- создание системы поддержки и повышения уровня энергоэффективности муниципального образования;
- обеспечение получение годовой экономии энергии за счет мер Программы по повышению эффективности использования энергии в объеме не менее 30,3 тыс. т у.т./год.
По результатам внедрения мероприятий к 2020 г. годовая экономия потребления энергоресурсов в жилищном фонде составит 26,3 тыс. т у.т./год.
Ожидаемая экономия бюджетных средств на оплату энергоресурсов, потребляемых бюджетной сферой к 2020 г. - 1 млн. руб. в год.
Критерии оценки реализации Программы:
1. Сокращение объёмов потребления энергоресурсов города до 2015 года по сравнению с 2009 годом по параметрам, указанным в таблице 11.
2. Обеспечение наличия приборов учета энергоресурсов в каждом бюджетном учреждении города (в соответствии с требованиями законодательства по энергоресурсосбережению).
3. Обеспечение наличия приборов учета энергоресурсов до 2013 года на вводе в здание в каждом многоквартирном доме города Когалым (в соответствии с требованиями законодательства по энергоресурсосбережению).
Таблица 11
Ожидаемые результаты
Показатели энергоэффективности |
ед. изм. |
Текущее значение показателя |
Плановое значение показателя |
Объем ресурса |
Потенциал энергоэффективности |
|||
величина |
ед. изм. |
величина |
натур. ед. изм. |
т у.т./год |
||||
Удельный расход электроэнергии на отпуск тепловой энергии |
кВт·ч/Гкал |
35,1 |
20,0 |
698,24 |
тыс. Гкал/год |
10,54 |
млн. кВт·ч |
3 605,9 |
Удельный расход электроэнергии на транспортировку воды |
кВт·ч/куб. м |
1,2 |
1,0 |
5,70 |
млн. куб. м/год |
1,43 |
млн. кВт·ч/год |
487,4 |
Средний удельный расход электрической энергии в жилых домах, в том числе в многоквартирных домах, подключенных к системам централизованного электроснабжения |
тыс. кВт·ч /чел. в год |
0,9 |
0,9 |
55,2 |
тыс. чел. |
2,04 |
млн. кВт·ч/год |
698,5 |
Средний удельный расход тепловой энергии на цели отопления в жилых домах, в том числе в многоквартирных домах, подключенных к системам централизованного теплоснабжения |
Гкал/ кв.м. в год |
0,41 |
0,25 |
1,0 |
млн. кв. м |
157,74 |
тыс. Гкал/год |
25 553,9 |
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
30 345,6 |
5. Механизм реализации Программы
Управление энергосбережением и повышением энергетической эффективности в городе Когалыме осуществляется муниципальным казённым учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Когалыма".
Администрация города формирует политику и осуществляет итоговый контроль за осуществлением на территории города мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Администрация города взаимодействует с Думой города Когалыма в целях выработки решений, разработки и принятия законодательных актов, необходимых для проведения государственной политики в городе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Основными исполнителями Программы являются:
5.1. Муниципальное казённое учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Когалыма":
- ежегодно, после утверждения бюджета города Когалыма, вносит корректировку в Программу, в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год;
- оказывает помощь собственникам жилых помещений многоквартирных домов в виде консультации по вопросам реализации мероприятий Программы;
- осуществляет подготовку заявок на размещение заказа для проведения конкурсных торгов, выбора организации для заключения контракта на выполнение работ в соответствии с мероприятиями Программы (проведение энергетических обследований бюджетных учреждений города), в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- совместно с представителями средств массовой информации информирует население города Когалыма о реализации законодательства Российской Федерации в области энергоресурсосбережения, реализации мероприятий Программы. Обеспечивает пропаганду экономного потребления топливно-энергетических ресурсов, применения энергосберегающей бытовой техники и приборов;
- организует конкурсы среди предприятий жилищно-коммунальной сферы города Когалыма, в том числе выполняющих функции управления жилищным фондом, бюджетных учреждений города на лучший проект по энергосбережению, реализации мероприятий по энергоресурсосбережению;
- обеспечивает разработку нормативно-правовых актов, направленных на создание механизма стимулирования организаций и учреждений бюджетной сферы по экономии топливно-энергетических ресурсов и реализации мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности.
5.2. Бюджетные учреждения города:
- осуществляют подготовку заявок на размещение заказа для проведения конкурсных торгов, выбора организации для заключения контракта на выполнение работ в соответствии с мероприятиями Программы, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- заключают контракты на выполнение работ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- осуществляют контроль за ходом и качеством выполнения работ;
- обеспечивают учет и контроль потребляемых энергоресурсов учреждения;
- оказывают содействие в проведении энергоаудита учреждения;
- обеспечивают наглядную агитацию по средствам проведения конкурсов, выставок в рамках энергоресурсосбережения в учреждении;
- ежеквартально предоставляют в муниципальное казённое учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Когалыма" информацию о реализации Программных мероприятий.
5.3. Комитет по управлению муниципальным имуществом:
- обеспечивает своевременное внесение изменений в балансовую стоимость объекта муниципальной собственности при выполнении работ в соответствии с Программой;
- обеспечивает оснащение входящих в реестр муниципальной собственности объектов, домов и помещений многоквартирных домов приборами учета потребляемых энергоресурсов.
5.4. Коммунальные (энергоснабжающие) предприятия города:
- принимают непосредственное участие при разработке Стратегий развития систем коммунального хозяйства и по требованию администрации предоставляют необходимые материалы;
- осуществляют контроль за ходом и качеством выполнения работ, целевым использованием денежных средств;
- ежеквартально предоставляют в муниципальное казённое учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Когалыма" информацию о реализации Программных мероприятий и показателях энергоэффективности. Несут ответственность за полноту и достоверность предоставляемой информации.
5.5. Собственники жилых помещений многоквартирных домов:
- на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирных домов принимают решение о реализации мероприятий Программы (установке коллективных (общедомовых) приборов учета, капитальный ремонт конструктивных элементов и т.д.), решение о размере денежных средств выделяемых собственниками на реализацию мероприятий Программы;
- предоставляют в Администрацию города Когалыма пакет документов - решение собственников жилых помещений многоквартирных домов о реализации мероприятий Программы; решение о размерах финансирования, доверенность от лица собственников (УК, ТСЖ) на заключение соглашения (договора) о взаимодействии и софинансировании за счет средств бюджетов всех уровней программных мероприятий;
- при заключении соглашения (договора) с Администрацией города Когалыма о взаимодействии и софинансировании за счет средств бюджетов всех уровней программных мероприятий, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, заключают договор подряда с организацией на выполнение соответствующих работ;
- осуществляют контроль за ходом и качеством выполнения работ, целевым использованием денежных средств.
- ежеквартально предоставляют в муниципальное казённое учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Когалыма" информацию о реализации Программных мероприятий и целевом использовании денежных средств. Несут ответственность за полноту и достоверность предоставляемой информации.
Контроль за исполнением Программы осуществляет координатор Программы - отдел развития жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Когалыма.
Координатор Программы ежеквартально, представляет на аппаратные совещания при Главе Администрации города Когалыма отчет о ходе выполнения программы, при исполнении Программы в целом - информацию за весь период реализации. Выносит предложения об изменении программных мероприятий с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, изменение сроков реализации мероприятий, приостановлении Программы, уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
<< Назад |
Приложение 1. >> Показатели Программы |
|
Содержание Постановление администрации г. Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 апреля 2013 г. N 1152 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.