Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Ханты-Мансийского района
от 1 декабря 2010 г. N 198
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
и энергобезопасности муниципального образования Ханты-Мансийский район
на период 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года"
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности и энергобезопасности муниципального образования Ханты-Мансийский район на период 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" |
Правовое основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р; распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; приказ Министерства экономического развития от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; концепция энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденная распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2010 N 89-рп; долгосрочная целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 08.07.2010 N 169-п |
Заказчик программы |
департамент строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Ханты-Мансийского района |
Исполнители Программы |
департамент строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Ханты-Мансийского района; организации бюджетной сферы ресурсоснабжающие организации; организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности; организации, обслуживающие жилищный фонд |
Цели и задачи Программы |
цели Программы: 1. Улучшение качества жизни населения Ханты-Мансийского района за счет реализации энергосберегающих мероприятий. 2. Удовлетворение обоснованных потребностей населения и экономики района в энергетических ресурсах. 3. Устойчивое развитие жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского района. 4. Оптимизация расходной части бюджета Ханты-Мансийского района за счет сокращения платежей за энергетические ресурсы. 5. Создание благоприятного инвестиционного климата в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности задачи Программы: 1. Создание условий для реализации муниципальных целевых индикаторов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и энергобезопасности. 2. Создание организационно-технических и нормативно-правовых условий, направленных на реализацию энергосбережения и исключение необоснованности расходования первичных топливно-энергетических ресурсов и всех энергий. 3. Сокращение потерь энергоресурсов, снижение доли бюджетных расходов в оплате содержания и услуг топливно-энергетического комплекса, обеспечение доступности для населения и бизнеса всех видов энергии. 4. Создание условий для реализации государственно-частного партнерства в энергоемких отраслях производства, бюджетной, жилищной и коммунальной сферах, привлечение к сотрудничеству на рынке производства и обслуживания энергетического оборудования, генерации и распределения энергии хозяйствующих субъектов, в том числе малого и среднего бизнеса. 5. Формирование у населения знания и навыков энергосбережения с использованием региональных информационных ресурсов и инновационных технологий |
Сроки и этапы реализации Программы |
период реализации: 2011-2020 годы: 1 этап- 2011 - 2015 годы, 2 этап- 2016 - 2020 голы |
Объёмы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составляет 533 138,0 тыс. руб., в т.ч. по годам: 2011 - 244 385,6 тыс. рублей; 2012 - 63 293,3 тыс. рублей; 2013 - 34 244,4 тыс. рублей; 2014 - 20901,9 тыс. рублей; 2015 - 21 990,2 тыс. рублей; 2016-2020 - 148 322,6 тыс. рублей; источники финансирования Программы: бюджет района - 177 827,7 тыс. рублей; бюджет сельских поселений района -71 577,2 тыс. рублей; внебюджетные источники - 283733,1 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Технологические результаты: 1.1. Увеличение доли обеспеченности приборами учета энергетических ресурсов и воды к 2012 до 100 процентов. 1.2. Сокращение уровня потерь при передаче энергетических ресурсов к 2020 году до среднего уровня по ХМАО - Югре: тепловой энергии - до 12 процентов к объему отпуска в сеть; электрической энергии - до 3 процентов к объему отпуска в сеть; воды - до 13 процентов к объему отпуска в сеть. 1.3. Сокращение энергопотребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы ежегодно на 3 процента. 1.4. Суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов и воды: электрической энергии - 31,5 млн кВт-ч; тепловой энергии - 118,9 тыс. Гкал; воды - 1 143,7 тыс. м3; природного газа - 1 875,5 тыс.м. 2. Экономические результаты: 2.1. Снижение энергоемкости муниципального продукта к 2020 году на 40 процентов (относительно уровня 2007 года). 2.2. Общий экономический эффект от реализации мероприятий Программы - 230 741,5 тыс. рублей, в т.ч.: экономия электрической энергии - 26 437,2 тыс. рублей; экономия тепловой энергии - 163 470,1 тыс. рублей; экономия воды - 36 164,2 тыс. рублей; экономия природного газа - 4 670,0 тыс. рублей |
Контроль за выполнением Программы |
Программа реализуется на всей территорий Ханты-Мансийского района. Координатором Программы является департамент строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Ханты-Мансийского района. Для оценки эффективности реализации Программы департаментом строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Ханты-Мансийского района проводится ежегодный мониторинг |
1. Описание имеющейся проблемы, оценка существующей ситуации
Муниципальное образование Ханты-Мансийский район (далее - Ханты-Мансийский район) входит в состав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ХМАО - Югры).
Территория Ханты-Мансийского района расположена в ландшафтной зоне средней тайги, общая площадь составляет 46,4 тыс. кв.м.
На 01.01.2010 число административно-территориальных единиц Ханты-Мансийского района составило:
число сельских поселений -12 ед.;
число сельских населенных пунктов - 33 ед.
Климат Ханты-Мансийского района резко континентальный, характеризуется быстрой сменой погодных условий, продолжительными холодными зимами с устойчивыми снежными покровами.
Среднегодовая численность населения района в 2009 году составила 16,4 тыс. чел. (1 процент от среднегодовой численности населения в ХМАО - Югре), что на 3 процента ниже уровня 2007 года.
Потребление энергетических ресурсов в Ханты-Мансийском районе
Суммарное потребление энергетических ресурсов на территории Ханты-Мансийского района в 2009 году составило:
тепловой энергии - 96 тыс. Гкал;
темп снижения (2009/2007 гг.) - 84 процента;
воды - 483 тыс. м3;
темп снижения (2009/2007 гг.) - 60 процентов;
электрической энергии - 64 млн кВт- ч;
темп роста (2009/2007 гг.) - 102 процента;
природного газа -14,5 млн м3;
темп роста (2009/2007 гг.) - 105 процентов.
В 2007 - 2009 годах учет потребления электрической энергии и природного газа на территории Ханты-Мансийского района осуществлялся по показаниям приборов учета (100 процентов уровень оснащенности).
Общая обеспеченность приборами учета тепловой энергии в 2009 году составила 5 процентов, приборами учета воды - 3 процента (без учета индивидуальных приборов учета в квартирах).
Краткая характеристика систем коммунальной инфраструктуры Ханты-Мансийского района
На территории Ханты-Мансийского района осуществляют деятельность в сфере обслуживания систем коммунальной инфраструктуры и обеспечения энергетическими ресурсами следующие организации:
МП "Комплекс+" - многоотраслевое предприятие, оказывающее жилищные услуги, услуги по обслуживанию систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, вывоз ТБО в сельском поселении Горноправдинск;
МП "ЖЭК-3" - многоотраслевое предприятие, оказывающее жилищные услуги, услуги по обслуживанию систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, вывоз ТБО и ЖБО в 11 сельских поселениях района: Цингалы, Кедровый, Красно-ленинский, Луговской, Сотом, Нялинское, Кышик, Селиярово, Сибирский, Выкатной, Шапша;
ОАО "Югорская генерирующая компания" - генерация электрической энергии;
ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания" - услуги по обслуживанию системы электроснабжения;
ООО "ЮграТеплоГазСтрой" - услуги по обслуживанию газораспределительной системы.
Система теплоснабжения
Теплоснабжение Ханты-Мансийского района осуществляется из 37 источников суммарной мощностью 92 Гкал/ч, из которых 68 процентов - мощностью до 3 Гкал/ч.
Количество установленных котлов в 2009 году составило 115 ед. Отапливаемый объем зданий в 2009 году составил 1 059 тыс. м3, что на 5 процентов ниже объема 2007 года. Доля жилищного фонда в общем объеме отапливаемых зданий составляет 39 процентов.
В 2009 году оснащенность котельных приборами учета тепла составляет 17 процентов.
В течение 2007 - 2009 годов протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении сократилась на 0,1 процент и в 2009 году составила 54,4 км, при этом протяженность тепловых сетей в ППУ сократилась на 64 процента. Из общей протяженности сетей 11,9 км (22 процента) нуждаются в замене (темп роста (2009/2007 гг.) - 117 процентов).
В 2009 году объем производства тепловой энергии составил 134 тыс. Гкал, что на 7 процентов ниже уровня 2007 года. Потери тепловой энергии составляют 24 процента к объему отпуска, что значительно выше среднего показателя по ХМАО - Югре (12 процентов). Рост объема потерь за 2007 - 2009 гг. составил 3 процента.
Система водоснабжения
В 2009 году число водопроводов на территории Ханты-Мансийского района составило 25 ед. установленной производственной мощностью 10,5 тыс. м3/сут., что на 67 процентов выше установленной в 2007 году мощности.
Количество водоочистных сооружений в 2009 году составило 13 ед. суммарной мощностью 101,1 тыс. м3/сут. Доля воды, пропущенной через очистные сооружения, составляет 8 процентов от объема воды, поданной в сеть (2007 год - 4 процента).
В течение 2007 - 2009 гг. одиночное протяжение уличной водопроводной сети увеличилось на 2 процента и в 2009 году составило 55,5 км, из которых 45 процентов нуждается в замене. Общая протяженность сетей, нуждающихся в замене, за анализируемый период возросла в 3,8 раза и в 2009 году составила 25,0 км.
В 2009 году подано воды в сеть в объеме 605 тыс. м3, что на 30 процентов ниже уровня 2007 года. Утечки и неучтенный расход воды в 2009 году составили 122 тыс. м3 (20 процентов к объему подачи воды в сеть), что значительно выше среднего показателя по ХМАО - Югре (13 процентов) и в 2 раза выше фактического уровня по району в 2007 году.
Полезный отпуск воды всем потребителем Ханты-Мансийского района в 2009 году составил 483 тыс. м3. Темп снижения (2009/2007 гг.) - 60 процентов.
Система электроснабжения
Электроснабжение Ханты-Мансийского района обеспечивается 42 дизельными электростанциями общей мощностью 10,49 тыс. кВт-ч, которые на праве аренды обслуживает ОАО "Югорская генерирующая компания". Темп роста мощности (2009/2007 гг.) - 114 процентов.
Полезный отпуск электрической энергии в 2009 году в Ханты-Мансийском районе составил 64 млн кВт-ч, в т.ч. 79 процентов децентрализованное электроснабжение. Темп роста полезного отпуска электрической энергии (2009/2007 гг.) - 102 процента.
Протяженность линий электропередач, находящихся в муниципальной собственности, в 2009 году составила 481,85 км, что на 18 процентов ниже уровня 2007 году.
В течение 2007 - 2009 гг. протяженность сетей уличного освещения Ханты-Мансийского района увеличилась на 42 процента и в 2009 году составила 201,2 км.
Система газоснабжения
В течение 2007 - 2009 гг. одиночное протяжение уличной газовой сети увеличилось на 6 процентов и в 2009 году составило 88,9 км.
За 2009 год населению Ханты-Мансийского района на хозяйственно-бытовые нужды реализовано 5 453 баллона сжиженного газа, что на 43 процента ниже уровня 2007 году.
В течение 2007 - 2009 гг. объем отпущенного сетевого газа увеличился на 5 процентов и в 2009 году составил 14,5 млн м3.
Основными проблемами в системах коммунальной инфраструктуры Ханты-Мансийского района являются:
высокий уровень износа сетей и оборудования систем коммунальной инфраструктуры, что приводит к значительным потерям при передаче энергоресурсов:
системы теплоснабжения - 22 процента сетей нуждаются в замене, потери при передаче 24 процентов к объему отпуска в сеть (средний показатель по ХМАО - Югре -12 процентов);
системы водоснабжения - 45 процентов сетей нуждаются в замене, потери при передаче 20 процентов к объему отпуска в сеть (средний показатель по ХМАО - Югре -13 процентов);
низкое качество питьевой воды, подаваемой потребителям, ухудшение санитарно-гигиенических показателей воды;
низкая оснащенность приборным учетом потребления топлива и (или) отпуска тепловой энергии на котельных;
отсутствие или несоответствие современным требованиям систем автоматизации;
недостаточная мотивация ресурсоснабжающих организаций к внедрению энергосберегающих технологий.
Потребление энергетических ресурсов в жилищном фонде, проблемы жилищного фонда в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
На территории Ханты-Мансийского района расположено 3 417 жилых домов общей площадью 371,7 тыс. м2, из которых 1 277 ед. - многоквартирные дома.
Доля жилищного фонда Ханты-Мансийского района, оборудованного централизованным отоплением, составляет 44 процента от общей площади жилищного фонда района (163,9 тыс. м2), горячим водоснабжением - 23,5 процентов (87,5 тыс. м2), холодным водоснабжением - 36 процентов (135,2 тыс. м2), газом - 42 процента (155,3 тыс. м2).
Площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 15 процентов от общей площади жилищного фонда Ханты-Мансийского района (55,6 тыс. м2).
Население является основным потребителем энергетических ресурсов в Ханты-Мансийском районе.
В 2009 году объем потребления энергетических ресурсов населением составил:
тепловой энергии - 53 тыс. Гкал (55 процентов общего потребления района);
воды - 366 тыс. м3 (76 процентов);
электрической энергии - 26,9 млн кВт-ч (42 процента);
сетевого газа - 789,51 тыс. м3 (6 процентов).
В течение 2007 - 2009 гг. наблюдается ежегодное сокращение потребления тепловой энергии населением на 13 процентов, при этом объем потребления воды увеличился на 4 процента, электрической энергии - на 2 процента, природного газа - на 82 процента. Резкий рост потребления природного газа населением обусловлен реализацией на территории Ханты-Мансийского района мероприятий по газификации населенных пунктов района.
Схема энергообеспечения жилых домов Ханты-Мансийского района формировалась без установки и использования приборов учета потребления коммунальных ресурсов. В районе очень низкая обеспеченность многоквартирных домов жилищного фонда общедомовыми приборами учета.
В 2009 году обеспеченность жилых домов общедомовыми приборами учета составила:
приборами учета тепловой энергии - 2,4 процента от общего количества многоквартирных домов, оборудованных централизованной системой теплоснабжения;
приборами учета холодного водоснабжения - 0,4 процента от общего количества многоквартирных домов, оборудованных централизованной системой холодного водоснабжения;
приборами учета горячего водоснабжения - 0 процентов.
Обеспеченность квартир приборами учета энергоресурсов незначительна (за исключением приборов учета электрической энергии и природного газа - 100 процентов).
В 2009 году обеспеченность индивидуальными приборами учета составила:
приборами учета холодного водоснабжения - 27 процентов от общего количества квартир в многоквартирных домах, оборудованных централизованной системой холодного водоснабжения;
приборами учета горячего водоснабжения - 27 процентов от общего количества квартир в многоквартирных домах, оборудованных централизованной системой горячего водоснабжения;
приборами учета теплоснабжения - 0,1 процента от общего количества квартир в многоквартирных домах, оборудованных централизованной системой теплоснабжения;
приборами учета электроснабжения - 100 процентов; приборами учета газоснабжения - 100 процентов.
В связи с низкой обеспеченностью приборами учета, основная доля потребителей энергетических ресурсов и воды, проживающих в жилищном фонде Ханты-Мансийского района, оплачивает расходы за потребляемые ресурсы, используя расчетный способ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.01.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергетических ресурсов. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета.
На данный момент ни одному многоквартирному дому на территории Ханты-Мансийского района не присвоен класс энергетической эффективности. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также зданий и строений, подлежащих государственному строительному надзору, определяется в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.05.2010 N 262 "О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений".
Основными проблемами жилищного фонда Ханты-Мансийского района в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются:
неполный охват потребителей приборами учета и контроля потребления энергетических ресурсов;
отсутствие утепления ограждающих конструкций зданий и несоблюдение температурных режимов в системе отопления (перетопы);
отсутствие теплоизоляции трубопроводов отопления и горячего водоснабжения;
использование ламп накаливания для освещения мест общего пользования;
недостаточная мотивация потребителей энергоресурсов в жилищном фонде к внедрению энергосберегающих технологий.
Потребление энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы, проблемы организаций бюджетной сферы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
По состоянию на 01.01.2010 на территории Ханты-Мансийского района функционируют 108 организаций бюджетной сферы, в т.ч. 52 образовательных учреждения, 28 учреждений здравоохранения и 28 учреждений по культуре, спорту и делам молодежи. Общая численность работающих в организациях бюджетной сферы в 2009 году составила 2 492 чел. (темп роста (2009/2007 гг.) - 108 процентов).
Потребление тепловой энергии организациями бюджетной сферы в 2009 году составило 30 тыс. Гкал (32 процента от общего объема потребления тепловой энергии в Ханты-Мансийском районе), что на 17 процентов ниже уровня 2007 года.
За 2007 - 2009 гг. потребление воды организациями бюджетной сферы сократилось на 8 процентов и в 2009 году составило 61 тыс. м3, что соответствует 13 процентов от общего объема отпущенной воды по Ханты-Мансийскому району.
В течение 2007 - 2009 гг. объем электрической энергии, потребляемой данной категорией потребителей, увеличился на 2 процента и в 2009 году составил 16 005,1 тыс. кВт-ч (25 процентов от общего объема потребления электрической энергии в Ханты-Мансийском районе).
В 2009 году уровень оснащенности организаций бюджетной сферы приборами учета составил: тепловой энергии - 0 процентов, холодной воды - 3 процента, электрической энергии - 100 процентов.
В течение 2007 - 2009 гг. расходы бюджета Ханты-Мансийского района на обеспечение энергетическими ресурсами организаций бюджетной сферы увеличились на 26 процентов и составили в 2009 году 78 370,9 тыс. рублей (27 процентов расходов бюджета района).
Основными проблемами организаций бюджетной сферы Ханты-Мансийского района в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются:
высокое энергопотребление и удельные расходы энергетических ресурсов (тепла, электроэнергии, воды, газа);
отсутствие утепления ограждающих конструкций;
отсутствие гидравлической наладки системы отопления зданий; использование ламп накаливания;
недостаточная оснащенность приборами учета энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.01.2011 органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов и находящихся в государственной или муниципальной собственности, приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ начиная с 01.01.2010 главные распорядители бюджетных средств должны осуществлять планирование бюджетных ассигнований, обеспечение выполнения функций бюджетными учреждениями на основании данных об объеме фактически потребленных бюджетными учреждениями в 2009 году каждого вида энергетических ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на 15 процентов в течение пяти лет с ежегодным снижением такого объема на 3 процента.
В настоящее время экономика Ханты-Мансийского района характеризуется низким уровнем энергетической эффективности, что обусловлено высокой степенью износа энергетической инфраструктуры, потерями в энергосетях, неэкономным потреблением энергетических ресурсов. Низкая энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы влечет за собой высокую нагрузку на бюджет района и снижает финансовую стабильность района.
Проблема энергосбережения носит многоцелевой и межотраслевой характер, затрагивающий интересы всех сфер экономики и социальной сферы, является одной из важных составляющих повышения конкурентоспособности экономики.
Для решения указанных проблем необходима разработка и реализация комплекса мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Ханты-Мансийского района.
2. Цели и задачи Программы
Цели Программы:
1. Улучшение качества жизни населения Ханты-Мансийского района за счет реализации энергосберегающих мероприятий.
2. Удовлетворение обоснованных потребностей населения и экономики района в энергетических ресурсах.
3. Устойчивое развитие жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского района.
4. Оптимизация расходной части бюджета Ханты-Мансийского района за счет сокращения платежей за энергетические ресурсы.
5. Создание благоприятного инвестиционного климата в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Задачи Программы:
1. Создание условий для реализации муниципальных целевых индикаторов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и энергобезопасности.
2. Создание организационно-технических и нормативно-правовых условий, направленных на реализацию энергосбережения и исключение необоснованности расходования первичных топливно-энергетических ресурсов и всех энергий.
3. Сокращение потерь энергоресурсов, снижение доли бюджетных расходов в оплате содержания и услуг топливно-энергетического комплекса, обеспечение доступности для населения и бизнеса всех видов энергии.
4. Создание условий для реализации государственно-частного партнерства в энергоемких отраслях производства, бюджетной, жилищной и коммунальной сферах, привлечение к сотрудничеству на рынке производства и обслуживания энергетического оборудования, генерации и распределения энергии хозяйствующих субъектов, в том числе малого и среднего бизнеса.
5. Формирование у населения знания и навыков энергосбережения с использованием региональных информационных ресурсов и инновационных технологий.
Программа представляет собой взаимоувязанный по срокам, исполнителям и ресурсам перечень мероприятий, направленных на достижение целей и задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском районе.
Программа разрабатывается на период 2011 - 2015 гг. и на перспективу до 2020 года.
Результаты реализации Программы представлены целевыми показателями.
Перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности сформирован в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности сгруппированы по следующим блокам:
общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов;
целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе;
целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;
целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры;
целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе.
Расчет целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется на основании Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в т.ч. в сопоставимых условиях, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 N 273.
Планируемые и фактически достигнутые в ходе реализации Программы значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности рассчитываются для каждого года на протяжении всего срока реализации Программы.
Планируемые значения целевых показателей ежегодно корректируются с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы и изменения социально-экономической ситуации.
Значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отражают:
повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;
повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;
увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;
сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;
увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Общие целевые показатели Программы (к 2020 году):
доля объемов электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета - 100 процентов;
доля объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета - 100 процентов;
доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета -100 процентов;
экономия электрической энергии в целом по муниципальному образованию - 3 524,8 тыс. кВт-ч;
экономия тепловой энергии в целом по муниципальному образованию - 9,5 тыс. Гкал;
экономия воды в целом по муниципальному образованию - 96,7 тыс. м3; экономия природного газа в целом по муниципальному образованию - 525,6 тыс.м.
Система целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, характеризующих результаты реализации Программы, представлена в приложении 1 к Программе.
3. Мероприятия Программы
Перечень мероприятий Программы сформирован в соответствии:
со статьей 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
с требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
с Концепцией энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2010 N 89-рп.
Мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности сформированы в соответствии с решаемыми задачами и сгруппированы по 14 направлениям с разбивкой каждого направления на 2 группы: организационные, технические и технологические.
3.1. Мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилого фонда
Мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилого фонда, включают:
информирование потребителей через официальный сайт администрации Ханты-Мансийского района и СМИ о требованиях законодательства в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
информирование потребителей через официальный сайт администрации Ханты-Мансийского района и СМИ о возможных типовых решениях повышения энергетической эффективности и энергосбережения (использование энергосберегающих ламп, приборов учета, более экономичных бытовых приборов, утепление и т.д.);
проведение энергетических обследований типовых многоквартирных домов;
реализацию технических и технологических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде (установка общедомовых приборов учета энергоресурсов с возможностью интеграции в АСКУЭ, использование энергосберегающих ламп, более экономичных бытовых приборов, утепление помещений много-квартирных домов и т.д.).
Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилого фонда, представлен в приложении 2 к Программе.
Общий объем затрат на реализацию мероприятий составляет 125 808,1 тыс. рублей, в т.ч. по годам реализации:
в 2011 - 102 176,3 тыс. рублей;
в 2012 - 6 158,3 тыс. рублей;
в 2013 - 5 033,4 тыс. рублей;
в 2014 - 2 807,4 тыс. рублей;
в 2015 - 2 880,9 тыс. рублей;
в 2016-2020 - 6 751,7 тыс. рублей.
Источниками финансирования мероприятий являются:
бюджетные средства - 500,0 тыс. рублей, в т.ч.: - бюджет района - 500,0 тыс. рублей;
внебюджетные средства -125 308,1 тыс. рублей.
3.2. Мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры
Мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, включают: мониторинг аварийности и потерь в водопроводных сетях;
разработку мероприятий по созданию условий для организации энергосервисных компаний и содействие заключению энергосервисных договоров; проведение энергетических обследований;
разработку программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципальных ресурсоснабжающих организаций;
установку приборов учета энергоресурсов с возможностью интеграции в АСКУЭ;
реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем теплоснабжения;
реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем холодного водоснабжения;
реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем электроснабжения;
разработку мероприятий по модернизации систем освещения района.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны провести первое энергетическое обследование до 31.12.2012, последующие - не реже чем один раз каждые пять лет.
По результатам проведения энергетических обследований организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и объектов системы ресурсообеспечения разрабатывается энергопаспорт, который содержит перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
При реализации мероприятий по развитию и модернизации систем коммунальной инфраструктуры необходимо использование современных материалов и энергосберегающих технологий (реконструкция трубопроводов с применением изоляции ППУ, внедрение частотно-регулируемого привода, применение системы оперативного дистанционного контроля (СОДК), систем автоматизации работы и др.), что позволит обеспечить повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры (снижение уровня потерь, аварийности и др.).
Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, представлен в приложении 2 к Программе.
Общий объем финансирования мероприятий составляет 55 840,4 тыс. руб., в т.ч. по годам реализации:
2011 - 16 627,4 тыс. рублей;
2012 - 6 001,3 тыс. рублей; 2013-6 129,2 тыс. рублей; 2014 - 2 683,1 тыс. рублей; 2015 - 2 952,5 тыс. рублей;
в 2016 - 2020 - 21 446,9 тыс. рублей.
Источниками финансирования мероприятий являются:
бюджетные средства - 33 088,2 тыс. рублей, в т.ч.:
бюджет района - 21 087,8 тыс. рублей;
бюджет сельских поселений района - 12 000,4 тыс. рублей;
внебюджетные средства - 22 752,2 тыс. рублей.
3.3. Мероприятия, направленные на энергосбережение в организациях бюджетной сферы и повышение энергетической эффективности этих организаций
Мероприятия, направленные на энергосбережение в организациях бюджетной сферы и повышение энергетической эффективности этих организаций, включают:
проведение энергетических обследований зданий, строений, сооружений, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организациям с участием муниципального образования, разработка энергопаспортов;
разработку типовой программы организации бюджетной сферы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
организацию разъяснительной работы среди руководителей организаций бюджетной сферы о типовых мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций в целях их реализации, разработку плана мероприятий по заключению энергосервисных договоров и создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов;
установку приборов учета энергоресурсов с возможностью интеграции в АСКУЭ в организациях бюджетной сферы;
реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем теплоснабжения, электроснабжения и газоснабжения в организациях бюджетной сферы;
реализацию мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности помещений зданий организаций бюджетной сферы.
По результатам проведения энергетических обследований зданий, строений, сооружений, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организациям с участием муниципального образования, разрабатываются энергопаспорта и формируются типовые программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности муниципальных бюджетных учреждений.
Стоимость мероприятий типовых программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности муниципальных бюджетных учреждений подлежит включению в Программу. Финансирование типовых программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности муниципальных бюджетных учреждений осуществляется за счет средств муниципального бюджета с учетом объемов финансирования, запланированных на соответствующий финансовый год. Возможно привлечение средств из внебюджетных источников.
Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение в организациях бюджетной сферы и повышение энергетической эффективности этих организаций, представлен в приложении 2 к Программе.
Общий объем финансирования мероприятий составляет 188 522,6 тыс. рублей, в т.ч. по годам реализации:
2011 - 107 848,1 тыс. рублей;
2012 - 29 232,7 тыс. рублей;
2013 - 1 819,4 тыс. рублей;
2014 - 1 910,3 тыс. рублей;
2015 - 2 005,9 тыс. рублей;
в 2016 - 2020 - 45 706,2 тыс. рублей.
Источниками финансирования мероприятий являются:
бюджетные средства - 98 834,5 тыс. рублей, в т.ч.: бюджет района - 67 3745 тыс. руб.; бюджет сельских поселений района - 31 460,0 тыс. рублей, внебюджетные источники - 89 688,1 тыс. рублей.
3.4. Мероприятия, направленные на выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозных объектов недвижимого имущества и затем признанию прав муниципальной собственности на такие бесхозные объекты недвижимого имущества
Мероприятия, направленные на выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, включают:
проведение инвентаризации и проверок использования территорий;
публикации в СМИ информации о выявлении бесхозяйного имущества;
постановку на учет бесхозяйного имущества в Управлении федеральной регистрационной службы;
регистрацию бесхозяйного объекта в реестре учета бесхозяйного имущества УФРС;
передачу бесхозяйного объекта на обслуживание в соответствующую организацию;
принятие постановления о включении в муниципальную собственность соответствующего имущества.
Выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, и организация управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Мероприятия, направленные на выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организацию постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, представлены в приложении 2 к Программе.
Мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, не требуют дополнительного бюджетного финансирования. В случае выявления безхозяйных объектов размер финансирования уточняется дополнительно.
3.5. Мероприятия по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов. С момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникших при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами
Мероприятия по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов включают:
разработку и утверждение Положения о порядке учета, управления и использования бесхозяйного недвижимого имущества на территории района;
регистрацию права муниципальной собственности с последующим включением бесхозяйного имущества в состав местной казны;
передачу бесхозяйного недвижимого имущества в аренду или безвозмездное пользование.
Мероприятия по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, представлены в приложение 2 к Программе.
Мероприятия по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, не требуют дополнительного финансирования. В случае выявления безхозяйных объектов размер финансирования уточняется дополнительно.
3.6. Мероприятия по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводящих мероприятии по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов
Мероприятия по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводящих мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов, включают:
содействие заключению и реализации энергосервисных договоров (контрактов) государственными и муниципальными бюджетными учреждениями;
разработку предложения по предоставлению поддержки организациям, осуществляющим деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов в части возмещения расходов, понесенных организациями в связи с предоставлением рассрочки платежей по установке приборов учета;
разработка мероприятии по поддержке за счет средств местного бюджета отдельных категорий потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы;
информационно-аналитическое обеспечение государственной политики в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения с целью сбора, классификации, учета, контроля и распространения информации в данной сфере;
проведение мероприятий по пропаганде энергосбережения через средства массовой информации, распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
проведение муниципальных конкурсов.
При реализации положений Программы и при наличии соответствующей финансовой возможности бюджета муниципального образования может быть предусмотрено дополнительное финансирование по следующим направлениям:
возмещение расходов, понесенных организациями в связи с предоставлением рассрочки платежей по установке приборов учета;
предоставление отдельным категориям граждан за счет средств местного бюджета компенсаций понесенных расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Реализация поддержки организаций, осуществляющих деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета в части возмещения расходов, понесенных ресурсоснабжающими организациями в связи с предоставлением рассрочки платежей по их установке, и поддержки отдельных категорий потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета осуществляется за счет средств муниципального бюджета при наличии финансовой возможности.
Объем финансирования определяется расчетным путем с учетом фактической необходимости поддержки организаций и отдельных категорий граждан.
Мероприятия по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих подачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь сокращению потерь энергетических ресурсов представлены в приложение 2 к Программе.
Общий объем финансирования мероприятий составляет 3 800,0 тыс. руб., в т.ч. по годам реализации:
2011 - 650,0 тыс. рублей;
2012 - 350,0 тыс. рублей;
2013 - 350,0 тыс. рублей;
2014 - 350,0 тыс. рублей;
2015 - 350,0 тыс. рублей;
в 2016 - 2020 -1 750,0 тыс. рублей.
Источниками финансирования мероприятий являются:
бюджетные средства - 3 800,0 тыс. рублей, в т.ч.: бюджета района - 3 800,0 тыс. рублей.
3.7. Мероприятия по учету в инвестиционных и производственных программах производителей тепловой энергии, электросетевых организаций, теплосетевых организаций, разработанных ими в установленном законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности порядке программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
Мероприятия по учету в инвестиционных и производственных программах производителей тепловой энергии, электросетевых организаций, теплосетевых организаций, разработанных ими в установленном законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности порядке программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности включают:
разработку организациями коммунального комплекса инвестиционных программ;
контроль за соблюдением организациями коммунального комплекса требований законодательства об обязательном включении в производственные и инвестиционные программы плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Мероприятия по учету в инвестиционных и производственных программах производителей тепловой энергии, электросетевых организаций, теплосетевых организаций, разработанных ими в установленном законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности порядке программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, представлены в приложении 2 к Программе.
Общий объем финансирования мероприятий составляет 2 000,0 тыс. рублей,
в т.ч. по годам реализации:
2011 - 1 000,0 тыс. рублей;
2012 - 0 тыс. рублей;
2013 - 0 тыс. рублей;
2014 - 0 тыс. рублей;
2015 - 0 тыс. рублей;
в 2016 - 2020 - 1 000,0 тыс. рублей.
Источниками финансирования мероприятий являются:
внебюджетные средства - 2 000,0 тыс. рублей.
3.8. Мероприятия в области регулирования цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе, переход к регулированию цен (тарифов) на основные долгосрочные параметры регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням
Мероприятия в области регулирования цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности включают:
разработку нормативных правовых актов по введению социальной нормы потребления населением энергетических ресурсов, по введению дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы, по переходу к регулированию цен (тарифов) на основные долгосрочные параметры регулирования;
информирование потребителей через официальный сайт администрации Ханты-Мансийского района об установленной социальной норме потребления населением энергетических ресурсов и дифференцированных тарифах с учетом социальной нормы потребления электрической энергии.
Мероприятия в области регулирования цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, представлены в приложении 2 к Программе, не требуют дополнительного финансирования и осуществляются в рамках закрепленных полномочий.
3.9. Мероприятия по модернизации оборудования, используемого для выработки тепловой энергии, передачи электрической и тепловой энергии, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрение инновационных решений и технологий
Мероприятия по модернизации оборудования, используемого для выработки тепловой энергии, передачи электрической и тепловой энергии, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрению инновационных решений и технологий включают:
разработку мероприятий по оптимизации режимов работы муниципальных энергоисточников, количества муниципальных котельных и их установленной мощности с учетом корректировок схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива.
Мероприятия по модернизации оборудования, используемого для выработки тепловой энергии, передачи электрической и тепловой энергии, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрению инновационных решений и технологий представлены в приложении 2 к Программе, не требуют дополнительного финансирования, и осуществляются в рамках закрепленных полномочий.
3.10. Мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий Мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий включают: установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
координацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;
контроль по недопущению оборота на территории муниципального образования электрических ламп накаливания мощностью 100 Вт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения и размещения заказов на поставки электрических ламп накаливания для муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения; за снижением муниципальными бюджетными учреждениями в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее, чем на 15 процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее, чем на 3 процента; за соблюдением на территории муниципального образования требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также физическими лицами.
Мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий представлены в приложении 2 к Программе, не требуют дополнительного финансирования и осуществляются в рамках закрепленных полномочий.
3.11. Мероприятия, направленные на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды при производстве тепловой энергии
Мероприятия, направленные на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды при производстве тепловой энергии, включают:
содействие в разработке мероприятий, направленных на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды при производстве тепловой энергии.
Мероприятия, направленные на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды при производстве тепловой энергии, представлены в приложении 2 к Программе, не требуют дополнительного финансирования и осуществляются в рамках закрепленных полномочий.
3.12. Мероприятия по сокращению потерь электрической и тепловой энергии при их передаче
Мероприятия по сокращению потерь электрической и тепловой энергии при их передаче включают:
мониторинг аварийности и потерь в тепловых и электрических сетях;
замену тепловых сетей с использованием энергоэффективного оборудования и с применением эффективной тепловой изоляции при восстановлении разрушенной тепловой изоляции.
Мероприятия по сокращению потерь электрической и тепловой энергии пру\ их передаче представлены в приложении 2 к Программе.
Общий объем затрат на реализацию мероприятий составляет 156 416,9 тыс. рублей, в т.ч. по годам реализации:
в 2011 - 15 933,8 тыс. рублей;
в 2012 - 21 400,9 тыс. рублей;
в 2013 - 20 762,4 тыс. рублей;
в 2014 - 13 001,0 тыс. рублей;
в 2015 - 13 651,0 тыс. рублей;
в 2016 - 2020 - 71 667,8 тыс. рублей.
Источниками финансирования мероприятий являются:
бюджетные средства - 112 432,3 тыс. рублей, в т.ч.: бюджет района - 84 315,5 тыс. рублей; бюджет сельских поселений района - 28 116,8 тыс. рублей, внебюджетные средства - 43 984,6 тыс. рублей.
3.13. Мероприятия по замещению природным газом бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, регулирование тарифов на услуги по перевозке на которых осуществляется муниципальными образованиями
В соответствии с Федеральным законом от 22.09.1999 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
По-видимому, в предыдущем абзаце имелся в виду Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ
На основании вышеизложенного мероприятия по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом в Программе не предусмотрены.
3.14. Информирование руководителей муниципальных бюджетных учреждений о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения
Мероприятия по информированию руководителей муниципальных бюджетных учреждений о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения включают:
организацию обучения специалистов в области энергосбережения и энергетической эффективности, в т.ч. по вопросам проведения энергетических обследований, подготовки и реализации энергосервисных договоров (контрактов);
информирование руководителей муниципальных бюджетных учреждений о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности, в т.ч. о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения.
Перечень мероприятий по информационному обеспечению мероприятий Программы представлен в приложении 2 к Программе.
Общий объем затрат на реализацию мероприятий составляет 750,0 тыс. рублей, в т.ч. по годам реализации:
в 2011 - 150,0 тыс. рублей;
в 2012 - 150,0 тыс. рублей;
в 2013 - 150,0 тыс. рублей;
в 2014 - 150,0 тыс. рублей;
в 2015 - 150,0 тыс. рублей;
в 2016 - 2020 - 0 тыс. рублей.
Источниками финансирования мероприятий являются:
бюджетные средства - 750,0 тыс. руб., в т.ч.: бюджет района - 750,0 тыс. рублей.
4. Объемы и источники финансирования Программы
Общий объем затрат на реализацию Программы составляет 533 138,0 тыс. рублей, в т.ч. по годам:
2011 - 244 385,6 тыс. рублей;
2012 - 63 293,3 тыс. рублей;
2013 - 34 244,4 тыс. рублей;
2014 - 20 901.9 тыс. рублей;
2015 - 21 990,2 тыс. рублей;
2016 - 2020 -148 332,6 тыс. рублей.
Источниками финансирования Программы являются:
бюджет района - 177 827,7 тыс. рублей (33,3 процента);
бюджет сельских поселений района - 71 577,2 тыс. рублей (13 процентов);
внебюджетные источники - 283 733,1 тыс. рублей (53,2 процента).
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы корректируются по результатам проведенных конкурсов и уточняются при формировании бюджетов на очередной финансовый год.
Ежегодные объемы финансирования Программы определяются на основании доведенными уполномоченными органами администрации Ханты-Мансийского района предельных объемов финансирования в сроки, установленные для подготовки проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Перечень программ, финансируемых за счет средств бюджета района, вносится в Думу района приложением "Перечень программ Ханты-Мансийского района, финансируемых из бюджета Ханты-Мансийского района" к решению о бюджете района на очередной финансовый год и плановый период.
Мероприятия Программы, планируемые к реализации за счет внебюджетных источников, могут финансироваться за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ в случае их включения в долгосрочные целевые программы, утвержденные в установленном порядке, а также других случаях, предусмотренных законодательством.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования мероприятий Программы, относятся:
инвестиционные составляющие тарифов регулируемых организаций;
взносы участников реализации подпрограмм, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики, в т.ч. средства частных инвесторов, привлекаемые в рамках частно-государственного партнерства, в т.ч. на условиях оплаты из полученной экономии бюджетных расходов;
целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ;
кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации подпрограмм или отдельных мероприятий, кредиты и другие поступления.
Администрация Ханты-Мансийского района для реализации Программы вправе изыскивать и использовать дополнительные источники финансирования, а также осуществлять реализацию Программы досрочно.
Объем и источники финансирования Программы представлены в приложении 2 к Программе.
5. Механизмы реализации Программы
Механизм реализации Программы направлен на последовательное выполнение мероприятий Программы и достижение установленных целевых показателей. Структура механизма реализации Программы включает следующее: организационные механизмы реализации; правовые механизмы реализации; финансовые механизмы реализации; технические механизмы реализации.
5.1. Организационные механизмы
Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Ханты-Мансийского района формирует политику и осуществляет итоговый контроль за осуществлением на территории Ханты-Мансийского района мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Ханты-Мансийского района взаимодействует с Думой Ханты-Мансийского района в целях выработки решений, разработки и принятия законодательных актов, необходимых для проведения государственной политики в районе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Организационные структуры, обеспечивающие разработку и реализацию программ и проектов повышения эффективности функционирования, управление финансовыми ресурсами, взаимодействие участников Программы:
комитет по финансам;
комитет экономической политики;
комитет по образованию;
комитет по здравоохранению;
комитет по культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту; отдел по работе с сельскими поселениями; иные заинтересованные органы администрации. Контроль за реализацией Программы осуществляет департамент строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Ханты-Мансийского района.
5.2. Правовые механизмы
Разработка нормативной правовой базы и методическое обеспечение энергетической эффективности и энергосбережения в Ханты-Мансийском районе определяются полномочиями/предоставленными органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Приоритетными направлениями совершенствования нормативной правовой базы и методического обеспечения энергетической эффективности и энергосбережения в районе являются:
разработка в установленном порядке муниципальной программы в области энергосбережения и энергетической эффективности;
разработка требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
информационное обеспечение мероприятий в области энергетической эффективности и энергосбережения;
в пределах компетенции применение мер ответственности за нарушение законодательства района, регулирующего отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в установленном законодательством порядке.
Реализация Программы, а также развитие существующих нормативных правовых и законодательных актов осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами, утвержденными на уровне Российской Федерации и ХМАО - Югры.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подлежат разработке следующие нормативные правовые акты:
установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
об утверждении требований к программам в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности организаций с участием муниципального образования;
об установлении социальной нормы потребления населением энергетических ресурсов и дифференцированных тарифов с учетом социальной нормы потребления энергетических ресурсов.
Перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы и подлежащих разработке, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы и подлежащих разработке
Содержание НПА |
Срок разработки НПА |
Правовое основание |
План разработки НПА |
Об утверждении требований к программам в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления |
до 01.04.2010 |
пп. 2 ч. 1 ст. 8, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 72 Плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р |
2011 год |
Об утверждении требований к программам в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности организаций с участием муниципального образования |
до 01.04.2010 |
пп. 4 ч. 1 ст. 8, п. 1 ст. 25, п. 4 ст. 48 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; п. 72 Плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р |
2011 год |
Об установлении социальной нормы потребления населением энергетических ресурсов и дифференцированных тарифов с учетом социальной нормы потребления энергетических ресурсов |
|
ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
2011 год |
Муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности |
до 01.08.2010 |
ст. 14, ч. 3 ст. 48 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
2010 год |
5.3. Финансовые механизмы
Привлечение средств федерального и окружного бюджетов, кредитных организаций, инвестиционных фондов и иных организаций, оценка внедрения инвестиционных проектов является основой устойчивого финансирования мероприятий в области энергетической эффективности и энергосбережения в Ханты-Мансийском районе. Финансовые механизмы реализации Программы заключаются в следующем: участие района в установленном законодательством порядке в реализации федеральных и окружных целевых программ и проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса, иных федеральных и окружных целевых программах;
содействие в установленном законодательством порядке получению производителями и потребителями энергетических ресурсов субсидий из федерального, областного и муниципального бюджетов на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
формирование благоприятного инвестиционного климата, при котором энергосбережение и повышение энергетической эффективности являются интегральной частью законодательства района об инвестиционной деятельности;
развитие организационных форм инновационной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
использование грантов российских и международных организаций для ускорения внедрения новых технологий в области энергосбережения и энергетической эффективности;
создание условий для эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти области с федеральными органами исполнительной власти и международными организациями в области энергосбережения и энергетической эффективности;
формирование устойчивого спроса на товары, работы и услуги, закупаемые для муниципальных нужд, в отношении которых установлены требования по их энергетической эффективности;
развитие энергосервисных компаний;
внедрение экономических основ стимулирования инвестиционной активности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, использования энергетически эффективного оборудования;
разработка методик оценки и мониторинга инвестиционного потенциала проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории района;
оценка внедрения инвестиционных проектов, отбор наиболее привлекательных объектов для инвестиций, направленных на достижение максимального энергосберегающего, экономического и экологического эффекта при минимальных капиталовложениях.
В качестве ресурсного обеспечения Программы выступают финансовые ресурсы, ограниченность которых накладывает ограничения на реализацию мероприятий Программы: Существенную роль в управлении Программой играют механизмы финансирования мероприятий за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. Механизмы финансирования предусматривают возможность софинансирования из нескольких источников.
Перечень мероприятий Программы и объемы их финансирования уточняются ежегодно решением Думы Ханты-Мансийского района с учетом объемов финансирования, запланированных на соответствующий финансовый год, а также с учетом перечня мероприятий, необходимых и достаточных для обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском районе.
Внедрение финансовых механизмов реализации Программы предполагает использование схем многоканального финансирования. Необходимо использовать возможность привлечения как бюджетных, так и внешних источников финансовых ресурсов.
Основой увеличения финансирования работ по внедрению современных энергоэффективных технологий должен являться механизм возвратного целевого финансирования. Приоритетным должно быть финансирование проектов за счет сбережений, полученных при внедрении энергосервисных контрактов.
5.4. Технические механизмы
Технические механизмы энергосбережения и повышения энергетической Эффективности включают в себя:
проведение обязательных энергетических обследований на объектах, расположенных на территории Ханты-Мансийского района, с их последующей паспортизацией;
внедрение показателей энергетической эффективности, позволяющих в комплексе оценить социально-экономическую эффективность проводимых мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности;
осуществление научно-исследовательской и инновационной деятельности по актуальным направлениям энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
6. Оценка ожидаемой эффективности Программы
Реализация Программы позволит учесть общие тенденции развития энергетики Российской Федерации и ХМАО - Югры, достичь заданных направлений государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Программа обеспечивает решение задач по повышению энергоэффективности, по снижению расходов на энерго- и водообеспечение за счет реализации комплексного подхода ко всем участникам процесса энергосбережения:
бюджетные учреждения;
организации коммунального комплекса;
население;
прочие потребители.
Реализация программных мероприятий позволит достичь следующих результатов:
снижение энергоемкости муниципального продукта к 2020 году на 40 процентов (относительно уровня 2007 года);
увеличение доли обеспеченности приборами учета энергетических ресурсов и воды к 2012 году до 100 процентов;
сокращение уровня потерь при передаче энергетических ресурсов и воды к 2020 году до среднего уровня по ХМАО - Югре за счет реконструкции сетей:
тепловой энергии - до 12 процентов к объему отпуска в сеть;
электрической энергии - до 3 процентов к объему отпуска в сеть;
воды - до 13 процентов к объему отпуска в сеть;
сокращение энергопотребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы ежегодно на 3 процента;
развитие нормативно-правовой базы и методического обеспечения Ханты-Мансийского района в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
повышение мотивации ресурсоснабжающих организаций, организаций бюджетной сферы и населения к внедрению энергосберегающих технологий.
Суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов и воды, полученная от реализации мероприятий Программы, за период 2011 - 2020 гг. составит:
электрической энергии - 31,5 млн кВт-ч;
тепловой энергии -118,9 тыс. Гкал;
воды -1 143,7 тыс. м3;
природного газа - 1 875,5 тыс. м3.
Общий экономический эффект от реализации мероприятий Программы (за счет экономии топливно-энергетических ресурсов и воды) в стоимостном выражении составит 230 741,5 тыс. рублей, в т.ч.:
экономия электрической энергии - 26 437,2 тыс. рублей; экономия тепловой энергии - 163 470,1 тыс. рублей; экономия воды - 36 164,2 тыс. рублей; экономия природного газа - 4 670,0 тыс. рублей.
7. Механизм контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет заместитель главы Ханты-Мансийского района, курирующий вопросы жилищно-коммунального хозяйства.
Для обеспечения мониторинга и анализа реализации Программы департамент строительства, архитектуры и ЖКХ ежеквартально отчитывается о ходе ее выполнения.
Целью мониторинга исполнения Программы является регулярный контроль и анализ выполнения мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных Программой, а также контроль за достижением заданного уровня экономии энергетических ресурсов.
Мониторинг Программы включает следующие этапы:
1. Регулярный сбор и анализ информации о значениях целевых показателей, установленных Программой.
2. Анализ данных о ходе реализации мероприятий Программы.
3. Ежегодная корректировка планируемых значений целевых показателей с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы и изменения социально-экономической ситуации.
4. Корректировка мероприятий Программы.
Мониторинг Программы предусматривает сопоставление и сравнение значений показателей во временном аспекте.
Анализ проводится путем сопоставления показателей за отчетный период с аналогичным показателем за предыдущий (базовый) период.
Для обеспечения мониторинга и анализа реализации Программы департамент строительства, архитектуры и ЖКХ Ханты-Мансийского района направляет:
ежеквартально в комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района на бумажном и электронном носителях за подписью руководителя до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения об использовании финансовых средств в рамках Программы;
ежегодно в комитет экономической политики администрации Ханты-Мансийского района на бумажном и электронном носителях за подписью руководителя до 25-го числа месяца, следующего за отчетным годом, итоговую информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
Отчетная информация направляется по формам, разработанным в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Ханты-Мансийского района, утвержденным постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 14.09.2009 N 120 "О долгосрочных целевых программах Ханты-Мансийского района" (с изменениями от 25.10.2010).
Итоговая информация о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств должна содержать:
сведения о результате реализации Программы за отчетный период;
причины невыполнения или неполного выполнения Программы;
данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств федерального бюджета, бюджета автономного округа, бюджета района и внебюджетных источников;
сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию Программы (оценка эффективности - социальная, экономическая, экологическая и др.);
сведения о соответствии фактических показателей реализации Программы показателям, установленным при утверждении программы постановлением администрации района (оценка результативности).
Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев, а комитет экономической политики по итогам года предоставляют главе района информацию о реализации Программы.
По ежегодным результатам мониторинга осуществляется своевременная корректировка Программы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Ханты-Мансийского района от 1 декабря 2010 г. N 198 "О долгосрочной целевой программе "Энергосбережение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.