Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
с удей Мызниковой Н.В, Масленниковой Л.В,
при секретаре Утешеве С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 20 ноября 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования Кудрявцевой... к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области о признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение,удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 26.04.2018г. N 180000007178/962194/18 об отказе Кудрявцевой... в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
Признать за Кудрявцевой... право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечении в соответствии с Федеральным законом от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
Обязать ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области назначить Кудрявцевой... дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" с даты обращения с 04.04.2018",
УСТАНОВИЛА:
Кудрявцева Т.Н. обратилась в суд к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с иском об оспаривании решения об отказе в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения, обязании назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.
В обоснование требований ссылалась на то, что решением ответчика от 26 апреля 2018 года истцу было отказано в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
Указанное решение пенсионного органа истец считает незаконным, поскольку она является пенсионером, лауреатом премии Правительства Российской Федерации.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2018 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда.
В судебное заседание апелляционной инстанции ответчик не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя истца Чукареву Д.С, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Пунктами 1 - 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" предусмотрено, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Таким требованиям решение суда первой инстанции не отвечает.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Правительства Российской Федерации N 109 от 02.03.2005 Кудрявцевой Т.Н. присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники за разработку и освоение новых технологических комплексов для повышения эффективности производства конкурентоспособных текстильных изделий из отечественного натурального и химического сырья.
04.04.2018 Кудрявцева Т.Н. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, предоставив диплом лауреата премии Правительства Российской Федерации.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 26.04.2018 истцу отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что лауреатам премии Правительства Российской Федерации не предусмотрено назначение указанного обеспечения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, ссылаясь на совместную телеграмму Минтруда России, ПФР от 12 апреля 2002 года, исходил из того, что премия Правительства Российской Федерации является государственной премией, предоставляющей право на дополнительное материальное обеспечение.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" граждане Российской Федерации (далее также - граждане), получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье (далее - пожизненное содержание судьи), и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (далее - дополнительное материальное обеспечение).
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона предусмотрено, что дополнительное материальное обеспечение назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Перечень граждан, имеющих право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, установленный пунктом 2 статьи 1 Федерального закона, является исчерпывающим.
По смыслу норм Федерального закона N 21-ФЗ к числу особо заслуженных лиц могут быть отнесены лауреаты лишь тех премий, которые присуждались за особые заслуги и (или) выдающиеся достижения в соответствующей области.
Такими премиями являются государственные премии Российской Федерации, учрежденные (учреждавшиеся) от имени Российской Федерации в системе государственного премирования и имеющие (имевшие) статус "Государственной премии" в соответствии с актом, учредившим соответствующую премию, и положением о ней (ранее - государственные премии СССР). При этом полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации Правительство Российской Федерации не наделено (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Из анализа действующих нормативных правовых актов следует, что в настоящее время в системе государственного премирования учреждены следующие государственные премии Российской Федерации, присуждаемые за выдающиеся достижения: ежегодная Государственная премия Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (Федеральный закон от 19 мая 1995 г..N 80-ФЗ "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", Положение о Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К.
Жукова, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г..N 1499); Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства (Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г..N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры", Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Положение о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусств, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г..N 485); Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 г..N 233 "О Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности" вместе с Положением о Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности, утвержденным этим указом); Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности (Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2015 г..N 491 "О Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности" вместе с Положением о Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности, утвержденным этим указом).
Все приведенные выше премии обладают статусом "Государственной премии", а лицам, которым они присуждены, присваивается звание "Лауреат Государственной премии Российской Федерации" и вручается диплом "Лауреат Государственной премии Российской Федерации".
В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации учреждаются от имени Правительства Российской Федерации в системе премирования (не государственного) и, как правило, носят стимулирующий, поощрительный характер.
В силу пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" Правительству Российской Федерации было поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, печатных средств массовой информации, предусматривавшихся актами Президента Российской Федерации.
Из пункта 3 названного Указа следует, что "Государственные премии Российской Федерации" и "иные премии в области науки и техники, образования и культуры, ранее учрежденные актами Президента Российской Федерации" различны по своему статусу, т.е. премии Президента Российской Федерации, несмотря на то, что учреждены указами, статусом "Государственной премии" не обладают.
Таким образом, к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон N 21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и (или) выдающиеся достижения, на дополнительное материальное обеспечение, относятся премии, которые имеют статус Государственной в соответствии с актом, учредившим их, и положением о них.
Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР (соответствующей), лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Кудрявцева Т.Н. является лауреатом премии Правительства Российской Федерации, что подтверждено представленным ею дипломом, но не лауреатом Государственной премии Российской Федерации.
Лауреаты премии Правительства Российской Федерации не поименованы в перечне граждан, имеющих право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, установленном пунктом 2 статьи 1 Федерального закона, в связи с чем оснований для удовлетворения иска Кудрявцевой Т.Н. не имелось.
Является ошибочной ссылка суда на телеграмму Минтруда России, ПФР от 12 апреля 2002 года, поскольку данный документ не является нормативным правовым актом либо актом, обязательным к применению.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, что привело к вынесению незаконного решения.
Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения по делу об отказе истцу в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда города Москвы от 20 ноября 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Кудрявцевой... к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области об оспаривании решения об отказе в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения, обязании назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.