Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в
составе председательствующего Лукашенко Н.И,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Асташкиной Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 25 марта 2019 года, которым постановлено:
"Установить по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:
- здания по адресу: г *****с кадастровым номером *****в размере **********рублей,
- здания по адресу: г ***** с кадастровым номером *****в размере ***** рублей,
- здания по адресу: г. ***** с кадастровым номером *****в размере *****рублей.
Настоящая кадастровая стоимость действует до даты установления новой кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 декабря 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости",
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы Скляров А.Е, Склярова В.Е, ***** обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:
- здания по адресу: *****с кадастровым номером *****равной рыночной стоимости в размере *****руб.
- здания по адресу: ***** с кадастровым номером *****равной рыночной стоимости в размере *****руб.
- здания по адресу: ***** с кадастровым номером *****равной рыночной стоимости в размере *****руб.
В обоснование исковых требований указано, что административные истцы являются собственниками зданий. На основании ст.400 Налогового кодекса РФ административные истцы Скляров А.Е, Склярова В.Е. являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащих им объектов недвижимости, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов. На основании ст.375 Налогового кодекса РФ административный истец ООО *****" является плательщиком налога на имущество организаций в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости, налоговая база по указанному налогу исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Актуальная кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих административным истцам, утверждена по состоянию на 01 января 2014 года постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014г. N688-ПП и до настоящего времени не изменялась.
Из представленного в материалы дела ответа Управления Росреестра по Москве от 10.12.2018г. следует, что объекты недвижимости, принадлежащие административным истцам, с кадастровыми номерами *****не были включены в перечень объектов оценки по состоянию на 01.01.2016г. в связи с наличием у них на момент формирования такого перечня адреса, не соответствующего структуре адресов города Москве. В перечень объектов по состоянию на 01.01.2018 года данные здания также не включались. Согласно представленным в материалы дела выпискам о кадастровой стоимости от 30.11.2018 года на момент обращения в суд актуальной кадастровой стоимостью объектов являлась стоимость, утвержденная по состоянию на 01.01.2014г. постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014г. N 688-ПП.
Указанным постановлением Правительства Москвы утверждена кадастровая стоимость объектов в следующем размере:
- в отношении здания по адресу: *****с кадастровым номером *****в размере *****.
- в отношении здания по адресу: *****с кадастровым номером *****в размере *****руб.
- в отношении здания по адресу: ***** с кадастровым номером *****в размере *****руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административные истцы обратились к независимому оценщику ООО "ПРО БКН" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости зданий. Согласно отчету об оценке N 171024-1-2 от 22.12.2017г. рыночная стоимость зданий, принадлежащих административным истцам, на дату установления их кадастровой стоимости, составляет:
- в отношении здания с кадастровым номером *****в размере *****руб.
- в отношении здания с кадастровым номером *****в размере *****руб.
- в отношении здания с кадастровым номером *****в размере *****руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 24 января 2018 года заявление о пересмотре кадастровой стоимости, поданное 27 декабря 2017 года, отклонено в связи с тем, что отчет об оценке не соответствует требованиям ст.11 ФЗ от 29.07.1998г. "Об оценочной деятельности в РФ", требованиям пункта 5 Федерального стандарта оценки N 3 (ФСО N 3), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015г. N 299.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административные истцы обратились с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истцов административные исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по результатам проведенной судебной экспертизы, уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца ООО "*****", Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Склярова А.Е, Скляровой В.Е, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административным истцам на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: здание по адресу: г... ***** здание по адресу: ***** здание по адресу: *****, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
На основании ст.400 Налогового кодекса РФ административные истцы Скляров А.Е, Склярова В.Е. являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащих им объектов недвижимости, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов. На основании ст.375 Налогового кодекса РФ административный истец ООО " ***** " является плательщиком налога на имущество организаций в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости, налоговая база по указанному налогу исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На момент обращения в суд актуальная кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих административным истцам, утверждена по состоянию на 01 января 2014 года постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014г. N688-ПП.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчет об оценке, составленный ООО *****" N ***** от 22.12.2017г, согласно которому рыночная стоимость объектов на дату установления их кадастровой стоимости существенно меньше. Данный отчет представлялся в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 24 января 2018 года заявление о пересмотре кадастровой стоимости, поданное 27 декабря 2017 года, отклонено в связи с тем, что отчет об оценке не соответствует требованиям ст.11 ФЗ от 29.07.1998г. "Об оценочной деятельности в РФ", требованиям пункта 5 Федерального стандарта оценки N 3 (ФСО N 3), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015г. N 299.
В судебном заседании представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований административных истцов, также указал на несоответствие представленного отчета об оценке N 171024-1-2 от 22.12.2017г. требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости и в целях устранения возникших сомнений по ходатайству представителя административных истцов определением Московского городского суда от 29 января 2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам *****
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 18 февраля 2019 года, отчет об оценке, представленный административными истцами в обоснование заявленных требований и составленный ООО "*****" N *****от 22.12.2017г, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения. Данный вывод судебной экспертизы стороны в судебном заседании не оспаривали.
Экспертом в заключении определена рыночная стоимость зданий по состоянию на 01 января 2014 года в следующем размере:
- здания по адресу: г. *****с кадастровым номером *****в размере *****руб,
- здания по адресу: ***** с кадастровым номером *****в размере *****руб,
- здания по адресу: *****с кадастровым номером *****в размере *****руб.
Представитель административных истцов в судебном заседании с результатами судебной экспертизы согласился, административные исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость объектов недвижимости по результатам судебной экспертизы. Представитель административных ответчиков в судебном заседании возражений против экспертного заключения не представил.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 25 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.