Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу генерального директора Акционерного общества "Объединение "Вымпел" Хананушяна К.К. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 20 марта 2018 года, решение судьи Савёловского районного суда города Москвы от 04 июня 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 28 июня 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) от 20 марта 2018 года Акционерное общество "Объединение "Вымпел" (далее - АО "Объединение "Вымпел", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 700000 (семьсот тысяч) рублей.
Решением судьи Савёловского районного суда города Москвы от 04 июня 2018 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Общества Бирюковой Е.А. без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 28 июня 2018 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения, жалоба защитника Общества Бирюковой Е.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе генеральный директор Общества Хананушян К.К. просит об отмене названных актов должностного лица и нижестоящих судебных инстанций с прекращением производства по делу, ссылаясь на недоказанность факта нецелевого использования АО "Объединение "Вымпел" земельного участка; неверное толкование судом положений ст. 42 Земельного кодекса РФ, не требующей использовать земельные участки в соответствии с их видом разрешённого использования; обязанность приведения в соответствие разрешённый вид использования земельного участка с его фактическим видом использования лежит на органах местного самоуправления; Общество не является собственником нежилого здания, расположенного на обследуемом земельном участке; в 2011 году Российская Федерация оформила право собственности только на один земельный участок с кадастровым номером 77:09:0004014:52, но уже площадью 3 000 кв.м, не уведомив при этом АО "Объединение "Вымпел" как арендатора земельных участков, договор аренды земельных участков заключён с ненадлежащим собственником, и таким образом считается недействительным.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления должностного лица и судебных решений.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ наступает за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешённым использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из принципов земельного законодательства Российской Федерации ( под. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и способами разрешённого использования ( ст. ст. 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно материалам дела, на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0004014:52, площадью 3000 кв.м, занимаемом АО "Объединение "Вымпел" на основании договора краткосрочной аренды земельного участка от ***** г. N ***, заключённого между Московским земельным комитетом и АО "Объединение "Вымпел", расположено нежилое здание с адресным ориентиром: г. Москва, **** стр. 8 (назначение БТИ - производственное), используемое АО "Объединение "Вымпел" на основании договора N **** о передаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, закреплённого за предприятием на праве хозяйственного ведения от 01 марта 2005 года.
Согласно сведениям кадастра недвижимости на указанный з емельный участок с кадастровым номером 77:09:0004014:52 установлен вид разрешённого использования - для эксплуатации производственной фирмы.
23 мая 2017 года в ходе проведённой плановой выездной проверки на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель N *** от 14 апреля 2017 года в отношении АО "Объединение "Вымпел" по адресу: г. Москва, проезд ***, должностным лицом Управления Росреестра по Москве выявлено нецелевое использование части земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004014:52, выраженное в его использовании под размещение офисов, которые используются независимо от основного вида разрешённого использования.
30 мая 2017 года по факту выявленного нарушения государственным инспектором по использованию и охране земель Управления Росреестра по г. Москве в отношении АО "Объединение "Вымпел" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, на основании которого постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Росреестра по г. Москве АО "Объединение "Вымпел" привлечено к административной ответственности по указанной норме.
Факт совершения АО "Объединение "Вымпел" административного правонарушения подтверждён совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 14 апреля 2017 года; протоколом об административном правонарушении; актом проверки соблюдения земельного законодательства N 589 от 23 мая 2017 года с приложенными к нему обмерами площади земельного участка и фотоматериалами; копией договора краткосрочной аренды земельного участка от 12 августа 1999 года N ***, заключённого Московским земельным комитетом и АО "Объединение "Вымпел" ; данными Государственного кадастра недвижимости; копией договора о передаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, закреплённого за предприятием на праве хозяйственного ведения от 01 марта 2005 года за N ****, заключённого ФГУП "ВПК-Технотэкс" и АО "Объединение "Вымпел"; реестром арендаторов АО "Объединение "Вымпел"; письмом начальника Управления по формированию земельных участков Департамента городского имущества города Москвы за N**** от 14 сентября 2017 года и другими материалами дела.
Указанные доказательства должностным лицом и судебными инстанциями проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо, а также нижестоящие судебные инстанции правильно применили положения земельного законодательства и законодательства об административных правонарушениях и пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях АО "Объединение "Вымпел" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, поскольку использование земельного участка с кадастровым N 77:09:0004014:52, общей площадью 3000 кв. м, осуществляется АО "Объединение "Вымпел" без изменения целевого назначения земельного участка, является несостоятельным в силу следующего.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 ( части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства ( постановление от 30 июня 2011 года N 13-П; определения от 24 декабря 2013 года N 2153-О, от 24 марта 2015 года N 671-О, от 23 июня 2015 года N 1453-О и от 28 февраля 2017 года NN443-О). Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешённым видом использования и целевым назначением.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешённого использования земельных участков утверждён Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - Классификатор).
Как следует из материалов дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004014:52, площадью 3 000 кв.м, расположенном по адресу: г. Москва*** находящегося в собственности Российской Федерации и используемого АО "Объединение "Вымпел" на основании договора краткосрочной аренды земельного участка от 12 август 1999 г. N М*** установлен вид разрешённого использования - "Эксплуатация производственной фирмы" (л.д. 117-118).
Согласно Классификатору данный вид разрешённого использования земельного участка отнесён к коду 6.0 "Производственная деятельность", включающий размещение объектов капитального строительства в целях добычи полезных ископаемых, их переработки, изготовления вещей промышленным способом.
Из акта проверки соблюдения земельного законодательства следует, что на указанном земельном участке с кадастровым номером 77:09:0004014:52 здание с адресным ориентиром г. Москва, *** стр. 8, принадлежащее на праве хозяйственного ведения ФГУП "****" и переданное АО "Объединение "Вымпел" по договору о передаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, закреплённого за предприятием на праве хозяйственного ведения от 01 марта 2005 года за N ***, используется под размещение офисов, что не соответствует виду разрешённого использования земельного участка с кодом 6.0 " Производственная деятельность".
При этом использование на момент проверки нежилых помещений в строении 8 по адресу: г. Москва, *** под размещение офисов сторонних организаций также подтверждается реестром арендаторов, представленным АО "Объединение "Вымпел" за подписью его генерального директора Хананушяна К.К. (л.д. 166-168). По договорам аренды АО "Объединение "Вымпел" передало в аренду нежилые помещения ООО ***, индивидуальному предпринимателю А*** А.Ю, ООО Фирма "***", ООО "***", ООО "***", ООО "***" и др.
Согласно письму Департамента городского имущества города Москвы от 14 сентября 2017 года N***, земельный участок с кадастровым номером 77:09:0004014:52 расположен в границах территории с индексом "Ф", где в качестве основных видов разрешённого использования устанавливаются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, что соответствует виду разрешённого использования "производственная деятельность (6.0)". Согласно разделу 3.3 Книги 1 Правил землепользования и застройки, утверждённых Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N120-ПП, земельному участку также могут устанавливаться вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков, если иное не установлено требованиями нормативов градостроительного регулирования, техническими регламентами или иными обязательными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, а именно установление указанному земельному участку вспомогательного вида разрешённого использования "деловое управление (4.1)". Распорядительные документы об изменении разрешённого использования вышеуказанного земельного участка Департаментом не выпускались. Обращения в связи с изменением вида разрешённого использования в Департамент не поступали (л.д. 214-215).
Таким образом, на дату выявления вменённого Обществу правонарушения АО "Объединение "Вымпел" использовало земельный участок не в соответствии с разрешённым видом использования и не произвело юридически значимого выбора и изменения (дополнения) вида разрешённого использования принадлежащего ему земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; в сведения государственного кадастра объектов недвижимости, предусмотренные п. 14 ч. 2 ст. 7 названного Закона, не внесены изменения о виде разрешённого использования земельного участка, в соответствии с которым Общество фактически его использует.
Указание в жалобе на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2018 года по делу NА40-107913/18-119-947, оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2018 года и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2019 года о признании незаконным предписания Управления Росреестра по Москве от 21 февраля 2018 года N109, не обосновано, так как обстоятельства, установленные при рассмотрении жалобы АО "Объединение "Вымпел" и описанные в названных судебных актах, не имеют преюдициального значения в рамках рассмотрения настоящего дела.
Ссылки в жалобе на то, что в 2011 году Российская Федерация оформила право собственности только на один земельный участок с кадастровым номером 77:09:0004014:52, но уже площадью 3 000 кв.м, не уведомив при этом АО "Объединение "Вымпел" как арендатора земельных участков, договор аренды земельных участков заключён с ненадлежащим собственником, и таким образом считается недействительным, не влияют на правильное разрешение настоящего дела, поскольку в ходе проверки установлено, что АО "Объединение "Вымпел" занимает земельный участок с кадастровым номером 77:09:0004014:52, площадью 3000 кв.м. на основании договора краткосрочной аренды земельного участка от 12 август 1999 г. N ***, заключённого между Московским земельным комитетом и АО "Объединение "Вымпел". На указанном земельном участке расположено нежилое здание с адресным ориентиром: г. Москва, Старый Петровско-Разумовский пер, дом 1/23, стр. 8 (назначение БТИ - производственное), используемое АО "Объединение "Вымпел" на основании договора N 01-8/64 о передаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, закреплённого за предприятием на праве хозяйственного ведения от 01 марта 2005 года. Ненадлежащее оформление земельно-правовых отношений Обществу в рамках настоящего дела не вменяется.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа, а затем судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям АО "Объединение "Вымпел", и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и виновности АО "Объединение "Вымпел" в его совершении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу АО "Объединение "Вымпел", не усматривается.
Иные доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведённым в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных решений.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, назначено АО "Объединение "Вымпел" соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных по настоящему делу постановления должностного лица и судебных решений, допущено не было.
Порядок и срок давности привлечения АО "Объединение "Вымпел" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 20 марта 2018 года, решение судьи Савёловского районного суда города Москвы от 04 июня 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 28 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "Объединение "Вымпел" оставить без изменения, жалобу генерального директора АО "Объединение "Вымпел" Хананушяна К.К. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.