Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу адвоката Бабасова К.А., поступившую в Московский городской суд 19 апреля 2019 года, на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 марта 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Бабасова К.А. к ФСБ России о признании незаконным ответа на адвокатский запрос, обязании исполнить адвокатский запрос,
установил:
Бабасов К.А. обратился в суд с административным иском к ФСБ России о признании действий незаконными, обязании предоставить сведения по существу вопросов, поставленных в адвокатском запросе, мотивируя свои требования тем, что обратился в ФСБ РФ с адвокатским запросом, который рассмотрен ненадлежащим образом, тем самым административный ответчик устранился от предоставления соответствующей информации и нарушил его права, гарантированные действующим законодательством Российской Федерации.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 марта 2019 года решение Мещанского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и принятии нового решения о признании отказа Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ России от 09 октября 2018 года N Б-7 незаконным, обязать Институт криминалистики Центра специальной техники ФСБ России в недельный срок предоставить по адвокатскому запросу Методику материаловедческих исследований "Рабочая инструкция по криминалистическому исследованию материалов письма и печати, Издание II (Институт криминалистики ЦСТ ФСЮ России, 2013 г.), Положение о криминалистической коллекции бумаг и бумажно-беловых изделий в Институте криминалистики ЦСТ ФСБ России.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.
Право на обращение в органы государственной власти с адвокатским запросом предоставлено заявителю Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Наличие такого права корреспондирует обязанности предоставить запрашиваемую информацию, если к этому нет законодательных запретов или препятствий.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что реализация права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4, Конституции Российской Федерации) возможна только в порядке, установленном законом, и что федеральный законодатель правомочен определить законные способы получения информации; право на свободу информации может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, которые предопределяются требованиями статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в Российской Федерации как демократическом и правовом государстве в целях защиты прав, гарантированных статьями 23 и 24 (часть 1) Конституции Российской Федерации (Постановление от 31 марта 2011 года N 3-П и Определение от 24 декабря 2013 года N 2128-О).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ (в ред. от 06 апреля 2011 года с изм. от 21 июля 2011 года) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В соответствии со статьей 9 указанного Закона, допускается ограничение доступа к информации в случае, если оно установлено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1233 утверждено Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах государственной власти.
Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.
Пункт 1.7 Положения устанавливает, что служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).
Судом установлено, что адвокат Бабасов К.А. в связи с оказанием правовой помощи гражданину Рочняку Я.И. 14 сентября 2018 года направил адвокатский запрос в ФСБ РФ о предоставлении заверенных копий следующих документов:
- методики материаловедческих исследований "Рабочая инструкция по криминалистическому исследованию материалов письма и печати, Издание II (Институт криминалистики ЦСТ ФСБ России, 2013 года);
- Положение о криминалистической коллекции бумаг и бумажно-беловых изделий в Институте криминалистики ЦСТ ФСБ России".
Письмом заместителя начальника Института криминалистики ФСБ России от 14 сентября 2018 года Бабасову К.А. сообщено, что затребованные документы могут передаваться только в государственные судебно-экспертные учреждения.
Отказывая в удовлетворении заявленных адвокатом Бабасовым К.А. требований, суд первой инстанции исходил из того, что запрос административного истца был рассмотрен уполномоченным должностным лицом в установленном законном порядке и дан соответствующий письменный ответ. Несогласие с содержанием ответа не свидетельствует о нарушении прав и свобод заявителя.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, не найдя оснований для его отмены, одновременно указав на следующее.
Из административного иска следует, что адвокат Бабасов К.А. обратился с запросом в ФСБ РФ, на который ему направлен ответ о невозможности предоставить требуемые сведения в связи с ограниченным доступом к указанному виду информации.
Административный ответчик сообщил причину отказа в предоставлении информации, запрошенной адвокатом Бабасовым К.А, в связи с чем несогласие заявителя с ограничением его доступа к её получению посредством ответа на адвокатский запрос не свидетельствует о незаконности действий ФСБ России.
Таким образом, административный ответчик не допускал нарушения положений Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", о чем обоснованно отметил суд первой инстанции в оспариваемом решении.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иное толкование норм материального права, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы адвоката Бабасова К.А. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 марта 2019 года - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.