Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кочергиной Е.Ю,
судей Дулуша В.В, Ховалыга Ш.А,
при секретаре Ондаре Н.В,
с участием прокурора Ооржак С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Е.Ю. гражданское дело по исковому заявлению заместителя Кызылского межрайонного прокурора к администрации муниципального района "Тере-Хольский кожуун Республики Тыва", муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Тере-Хольского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия в решении вопросов местного значения по обеспечению нормативных запасов топлива, организации подачи электроэнергии, возложении обязанности создать нормативный запас топлива по апелляционной жалобе и.о. председателя администрации муниципального района "Тере-Хольский кожуун Республики Тыва" Чалан-оола А.Х. на решение Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 28 декабря 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Кызылский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Тере-Хольский кожуун Республики Тыва" (далее - администрация Тере-Хольского кожууна), муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Тере-Хольского кожууна Республики Тыва (далее - МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна) о признании незаконным бездействия в решении вопросов местного значения по обеспечению нормативных запасов топлива, организации подачи электроэнергии, возложении обязанности создать нормативный запас топлива, указывая на то, что Кызылской межрайонной прокуратурой проведена проверка состояния законности при подготовке и прохождении отопительного периода 2018-2019 годы. Приказом Минэнерго России от 22 августа 2013 года N 469 "Об утверждении порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон" установлены Правила создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон. В соответствии с пунктом 9 Правил владельцы электростанций, использующие в качестве основного вида топлива уголь, мазут, торф и (или) дизельное топливо, создают неснижаемый нормативный запас топлива, который должен обеспечивать работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение семи суток. В силу вышеуказанных норм, дизельная электростанция МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна обязана иметь минимум среднемесячного запаса дизельного топлива равный 22 500 тонн исходя из расчета 750 литров в сутки на 30 дней. Прокуратурой установлено, что по состоянию на 28 ноября 2018 года остаток дизельного топлива составляет 1,8 тонн, которого хватает на 2 суток.
Отсутствие неснижаемого нормативного запаса топлива в условиях низких температур наружного воздуха может повлечь нарушение работы дизельной электростанции МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна в режиме, позволяющем соблюдать требования по представлению коммунальных услуг по подаче электроэнергии в необходимых объемах, и как следствие возникновению на территории района чрезвычайной ситуации. Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального района "Тере-Хольский кожуун Республики Тыва", МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна Республики Тыва в решении вопросов местного значения по обеспечению нормативных запасов топлива, организации подачи электроэнергии, обязать администрацию муниципального района "Тере-Хольский кожуун Республики Тыва", МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна Республики Тыва незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу создать нормативный запас топлива, позволяющий обеспечивать бесперебойную работу дизельной электростанции МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна при максимальной нагрузке в течение всего отопительного периода 2018-2019 г..г.
Решением Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 28 декабря 2018 года исковое заявление Кызылского межрайонного прокурора удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации муниципального района "Тере-Хольский кожуун Республики Тыва", МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна Республики Тыва в организации подачи электроэнергии. На администрацию муниципального района "Тере-Хольский кожуун Республики Тыва", МУП ЖКХ Тере-Хольского кожуун Республики Тыва возложена обязанность создать нормативный запас топлива в течение периода 2018-2019 г.г. незамедлительно со дня вступления решения в законную силу. С МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна Республики Тыва взыскана государственная пошлина в размере 2 000 руб. в доход муниципального района "Тере-Хольский кожуун Республики Тыва".
Не согласившись с решением суда, и.о. председателя администрация Тере-Хольского кожууна Чалан-оол А.Х. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение, в связи с неправильным применением норм действующего законодательства в сфере электроснабжения, указывая на то, что суд, в обоснование бездействия ответчиков ссылается на приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 22 марта 2013 года N 469 "Об утверждении порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива". Полагает, что данный правовой акт регулирует организацию деятельности тепловых электростанций, а не дизельных электростанций. Тепловые электростанции отличаются от дизельных электростанций, поскольку на них кроме электрической энергии вырабатывается ещё и тепловая энергия. При этом объемы потребления топлива на тепловых электростанциях во много раз превосходят объемы потребления топлива на дизельных электростанциях. Согласно приказу Министерства топлива и энергетики Республики Тыва от 28 августа 2017 года N48/1 - ОД неснижаемый нормативный запас топлива на дизельных электростанциях должен составлять 3,9 тонн, который имеется в дизельной электростанции с. Кунгуртуг.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель Кызылского межрайонного прокурора с дислокацией в с. Кунгуртуг Тере-Хольского района Республики Тыва Монгуш А.Д. просит отказать в удовлетворении жалобы и оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание представители ответчиков администрации Тере-Хольского кожууна, МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна, представитель третьего лица Министерства топлива и энергетики Республики Тыва в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем, судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Прокурор Ооржак С.А. в заседании суда апелляционной инстанции с апелляционной жалобой не согласилась и просила решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 15 Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
Электроснабжение как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве, в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти.
Организация электроснабжения обеспечивается налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство, транспортировку электрической энергии и ее реализацию потребителям, с тем, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему электрической энергии надлежащего качества.
Такой вывод вытекает из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 20 декабря 2010 года N 22-П, от 29 марта 2011 года N2-П.
В соответствии со статьей 46.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива в соответствии с нормативными запасами топлива на тепловых электростанциях, утвержденными Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 N 170 контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.
На основании пунктов 2.6.10, 2.6.13 указанных Правил готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона. В летний период должен быть осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне.
В соответствии с пунктом 2 "Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон" (далее Порядок), утвержденных Приказом Министерства энергетики России от 22.08.2013 г. N 469, владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утверждаемыми уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами исполнительной власти Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Порядка владельцы тепловых электростанций создают ННЗТ для обеспечения безаварийной работы оборудования с минимальной расчетной электрической и тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года за предыдущие пять лет, в целях поддержания положительных температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях, а также для бесперебойного энергоснабжения потребителей, указанных в пункте 8 настоящего порядка (далее - режим выживания), и используют его при полном отсутствии НЭЗТ.
В соответствии с пунктом 9 Порядка владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива уголь, мазут, торф и (или) дизельное топливо, создают ННЗТ, который должен обеспечивать работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение семи суток.
В соответствии с пунктом 10 Порядка владельцы тепловых электростанций создают НЭЗТ для надежной работы тепловой электростанции в целях обеспечения выполнения показателей производства электрической и тепловой энергии сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждаемого в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года N 400 "О Министерстве энергетики РФ" на Минэнерго возложены полномочия по утверждению нормативов создания запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
В соответствии с пунктом 4.5.3 Постановления Правительства РФ от 28 мая 2008 года N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации" утверждение нормативов создания запасов и резерва топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства.
Пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115, предусмотрено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.
Согласно подпунку 4 статьи 4 Устава муниципального района "Тере-Хольский кожуун Республики Тыва" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах Тере-Хольского района электро- и газоснабжения поселений.
В соответствии с уставом МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна основным видом деятельности предприятия являются оказание коммунальных услуг населению, содержание Кунгуртукской ДЭС, ЛЭП и ремонт трансформаторных установок, сбор платежей.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом Министерства топлива и энергетики Республики Тыва от 28 августа 2017 года утверждены нормативы запасов топлива на дизельных электростанциях Республики Тыва на 2018 год согласно приложению. В МУП Тере-Хольского кожууна Республики Тыва: неснижаемый норматив запаса дизельного топлива с 1 января по 1 апреля 2018 года составляет 3,9 тонн в месяц, общий норматив запас топлива - 27,3 тонн, в том числе эксплуатационный - 23,4 тонн; неснижаемый норматив запаса дизельного топлива с 1 мая по 1 октября 2018 года составляет 3,55 тонн в месяц, общий норматив запас топлива - 24,85 тонн, в том числе эксплуатационный - 21,3 тонн; неснижаемый норматив запаса дизельного топлива с 1 ноября по 1 декабря 2018 года составляет 3,9 тонн в месяц, общий норматив запас топлива - 27,3 тонн, в том числе эксплуатационный - 23,4 тонн.
Между тем, при проведении Кызылской межрайонной прокуратурой проверки по факту ограничения ДЭС МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна подачи электроэнергии на территории Тере-Хольского кожууна выявлены нарушения федерального законодательства. Проверкой установлено, что ДЭС МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна обязано иметь среднемесячный запас дизельного топлива - 25 800 литров. Из расчета 860 литров в день, среднемесячный запас в расчете на 30 дней - 25 800 литров. Однако, по состоянию на 11 октября 2018 года в ДЭС имеется около 400 литров топлива
На основании данной проверки, 11 октября 2018 года заместителем межрайонного прокурора на имя и.о. председателя администрации Тере-Хольского кожууна Республики Тыва Чалан-оола А.Х. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно справке заместителя Кызылского межрайонного прокурора от 28 ноября 2018 года, по состоянию на 28 ноября 2018 года остаток дизельного топлива составляет 1,8 тонн, который рассчитано примерно на 2 суток.
27 ноября 2018 года руководством МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна направлена автомашина с расчетной вместимостью 6,29 тонн топлива к поставщику. На 28 ноября 2018 года указанная автомашина еще не прибыла.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности бездействия ответчиков администрации Тере-Хольского кожууна, МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна Республики Тыва, выразившееся в непринятии мер по своевременному разрешению вопроса по поставке дизельного топлива для ДЭС МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна в соответствии с действующим законодательством и в порядке ст.33 Устава муниципального района "Тере-Хольский кожуун Республики Тыва".
С выводом суда первой инстанции о бездействии ответчиков судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Однако, поскольку Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, то суду первой инстанции необходимо было признать незаконным бездействие администрации муниципального района "Тере-Хольский кожуун Республики Тыва" в организации подачи электроэнергии и возложить обязанность по организации подачи электроэнергии только на администрацию. Признание незаконными действий в этой части МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна Республики Тыва и возложение обязанности в организации подачи электроэнергии на него поэтому является ошибочным.
Так же, поскольку для бесперебойной работы ДЭС теплоснабжающая организация должна обеспечить запас топлива, то возложение данной обязанности на администрации муниципального района "Тере-Хольский кожуун Республики Тыва" и признание незаконными ее бездействия в этой части является ошибочным.
Суду первой инстанции необходимо было признать незаконными бездействия в этой части МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна Республики Тыва и возложить на него обязанность по созданию нормативного запаса топлива в течение периода 2018-2019 годы.
Ошибочное применение норм КАС РФ и неправильное определение вида судопроизводства, в данном случае не повлияло на исход дела и не привело к неправильному разрешению спора, а также не нарушило процессуальные права сторон.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции необходимо изменить.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 28 декабря 2018 года изменить, изложив 2,3,4 абзацы резолютивной части решения в следующей редакции:
"Признать незаконным бездействие администрации муниципального района "Тере-Хольский кожуун Республики Тыва" в организации подачи электроэнергии, муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Тере-Хольского кожууна Республики Тыва по обеспечению наличия нормативных запасов топлива.
Обязать администрацию муниципального района "Тере-Хольский кожуун Республики Тыва" организовать подачу электроэнергии, муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Тере-Хольского кожууна Республики Тыва создать нормативный запас топлива в течение периода 2018-2019 годы незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Тере-Хольского кожууна Республики Тыва государственную пошлину в размере 6000 руб. в доход Муниципального района "Тере-Хольский кожуун Республики Тыва".
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 апреля 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.