Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Юровой О.В,
судей Клюкиной О.В. и Скворцовой О.В,
при секретаре Харченко Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционный жалобам производственного кооператива Сельскохозяйственная артель (Колхоз) "Искра" и Губиной С. Г. на решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 1 февраля 2019 года, которым постановлено:
исковое заявление прокурора Куженерского района Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации к Производственному кооперативу Сельскохозяйственная артель (Колхоз) "Искра" о прекращении трудового договора удовлетворить.
Обязать Производственный кооператив Сельскохозяйственная артель (Колхоз) "Искра" прекратить трудовой договор N "N" от 19 июня 2018 года, заключенный между Губиной С.Г. и Производственным кооперативом Сельскохозяйственная артель (Колхоз) "Искра".
Взыскать с Производственного кооператива Сельскохозяйственная артель (Колхоз) "Искра" в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Скворцовой О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Куженерского района Республики Марий Эл обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации Производственному кооперативу Сельскохозяйственная артель (Колхоз) "Искра" (далее - ПК СХА (колхоз) "Искра"), в котором просил возложить на ответчика обязанность прекратить трудовой договор N "N" от 19 июня
2018 года, заключенный с Губиной С.Г. В обоснование иска указано, что ходе проверки прокуратурой района в деятельности ПК СХА (колхоз) "Искра" выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции. Главный бухгалтер колхоза Губина С.Г. с 29 декабря 2007 года по 14 мая 2018 года являлась сотрудником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Марий Эл, замещала должности государственной гражданской службы - начальника инспекции, заместителя начальника отдела. Губина С.Г. перед заключением трудового договора с ПК СХА (колхоз) "Искра" согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов не получала, что противоречит законодательству о противодействии коррупции. В связи с чем, прокурор просил суд возложить на ПК СХА (колхоз) обязанность прекратить трудовой договор N "N" от 19 июня 2018 года, заключенный с Губиной С.Г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционных жалобах ПК СХА (колхоз) "Искра" и Губина С.Г. просят решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права. В их обоснование указывают, что не допущены нарушения требований антикоррупционного законодательства, указывая, что получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на замещение Губиной С.Г. должности главного бухгалтера
ПК СХА (колхоз) "Искра" не требуется.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор, участвующий в деле приводит доводы в поддержку принятого решения суда.
Выслушав объяснения представителя Губиной и ПК СХА (колхоз) "Искра" Мингазова Р.Ш, поддержавшего доводы апелляционных жалоб и просьбу об отмене решения суда, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл Леонтьеву Л.С, просившую оставить решение суда без изменения, обсудив доводы жалоб, возражений, судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона РФ от
25 декабря 2008 года N 273 "О противодействии коррупции" (далее Федеральный закон "О противодействии коррупции") гражданин, замещавший должность государственной и муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Для реализации указанного выше ограничения предусмотрена обязанность гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы согласно установленному перечню, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы (часть 2 статьи 12 Федерального закона).
Частью 1 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные фyнкции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, исходя из положений вышеназванных нормативных правовых актов, согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственного или муниципального служащего и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство данного служащего необходимо при наличии двух условий: упоминание должности служащего в перечне, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и выполнение служащим функций государственного управления организацией, в которую он планирует трудоустраиваться.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела,
Губина С.Г. с 29 декабря 2007 года по 14 мая 2018 года являлась сотрудником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Марий Эл, замещала должность государственной гражданской службы, а именно с 29 декабря 2007 года по 28 декабря 2017 года замещала должность начальника инспекции, с 29 декабря 2017 года по 14 мая 2018 года замещала должность заместителя начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками.
Должность руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, к которым относится должность начальника инспекции, включена в перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 18 мая
2009 N 557. Также должность заместителя начальника отдела включена в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 25 сентября 2017 года N ММВ-7-4/754@.
19 июня 2018 года между Губиной С.Г. и ПК СХА (колхоз) "Искра" был заключен трудовой договор "N" и согласно приказу от 19 июня
2018 года "N" л/с, Губина С.Г. принята на должность главного бухгалтера ИТР.
В пункте 4 статьи 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" определено, что к функциям государственного, муниципального (административного) управления организацией относятся полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Частью 6 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено, что проверка соблюдения гражданином запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл от 12 марта 2018 года "N" создана Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.
Согласно материалам дела Губина С.Г. с заявлением в указанную Комиссию за получением согласия на трудоустройство в ПК СХА (колхоз) "Искра" не обращалась.
Положениями части 3.1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", частью 1 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", частью 1 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлен прямой запрет на замещение должностей без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих.
В связи с этим, обращения Губиной С.Г. и ПК СХА (колхоз) "Искра" по указанному вопросу в другие организации не имеют правового значения.
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином (часть 3 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции").
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные по делу фактические обстоятельства, разрешая по существу спор, возникший между сторонами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Вопреки доводу в апелляционных жалобах, оснований для привлечения к участию в деле Губиной С.Г. в качестве ответчика по делу у суда не имелось, поскольку в данном случае требования прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции предъявлены к ПК СХА (колхоз) "Искра", как работодателю Губиной С.Г.
В пункте 11 статьи 77 и статье 84 Трудового кодекса Российской Федерации содержится основание прекращения трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон, в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора, исключающим возможность его продолжения.
Доводы апелляционных жалобы не содержат оснований для изменения или отмены решения в апелляционном порядке и по существу направлены к иной оценке собранных по делу доказательств и на иное толкование норм права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по правилам статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Республики Марий Эл от
1 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы производственного кооператива Сельскохозяйственная артель (Колхоз) "Искра" и Губиной С. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи О.В. Клюкина
О.В. Скворцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.