Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Пуховой Е.В., судей Местниковой С.А., Никодимова А.В.,
при секретаре Юдиной М.Д,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 апреля 2019 года
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2019 года, которым по иску МКУ "Центра помощи и комплексного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья "Берегиня" ГО "Город Якутск" в интересах несовершеннолетней Коненко В.О. к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью "Прометей+", третьим лицам государственному органу опеки и попечительства Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Отделу опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска об освобождении от уплаты коммунальных платежей,
ПОСТНОВЛЕНО:
Иск удовлетворить.
Освободить Коненко В.О. от оплаты коммунальных услуг и технического обслуживания и пени за период с 1 марта 2016 года по 25 декабря 2018 года по адресу...
Списать задолженность за коммунальные услуги и техническое обслуживание с Коненко В.О. в размере 125 473 рубля 40 копеек и пени в размере 32734 рубля 40 копеек без ее фактической оплаты.
Заслушав доклад судьи Никодимова А.В, пояснения представителя истца Танцура Л.Г, истца Коненко В.О, представителя ответчика Дьячковской М.Г, представителя ответчика Корякина В.Е, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Истец - МКУ "Центр помощи и комплексного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья "Берегиня" ГО "город Якутск" (далее - Центр "Берегиня") в интересах несовершеннолетней Коненко В.О. обратился к ответчику ООО "Прометей+", третьим лицам - государственному органу опеки и попечительства Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Отделу опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска с иском об освобождении Коненко В.О. 25.12.2000 г.р. от уплаты коммунальных платежей, указав что она с 21.03.2017 находится в Центре "Берегиня" в связи со смертью родителей. Управляющей компанией ООО "Прометей+" в удовлетворении заявления Центра "Берегиня" в интересах Коненко В.О. об освобождении ее как сироты от коммунальных платежей за период нахождения в Центре "Берегиня" отказано по основанию отсутствия законодательного регулирования вопросов компенсации расходов коммерческим организациям за коммунальные услуги предоставляемые детям-сиротам во время их нахождения в детском доме.
На основании пункта 3 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", истец просил суд освободить Коненко В.О. от оплаты коммунальных услуг и технического обслуживания и пени за период с 1 марта 2016 года по 25 декабря 2018 года по адресу:.., списать задолженность за коммунальные услуги и техническое обслуживание с Коненко В.О. в размере 125 473 рубля 40 копеек и пени в размере 32 734 рубля 40 копеек без ее фактической оплаты.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене судебного решения и принятии нового - об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что судом не правильно применены нормы материального права, поскольку в отсутствие законодательного регулирования механизма и условий предоставления дополнительных гарантий в виде возмещения расходов граждан на жилищно-коммунальные услуги из бюджета соответствующего уровня, а также порядка компенсации расходов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги на территории городского округа "Город Якутск", указанные расходные обязательства не могут возлагаться на управляющую компанию.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установилсуд, 21 марта 2017 года несовершеннолетняя Коненко В.О. 25.12.2000 по ходатайству отдела опеки и попечительства г. Якутска в связи со смертью родителей поступила в Центр "Берегиня".
Распоряжением заместителя Главы ГО "Город Якутск" от 26 июня 2017 года N... за несовершеннолетней Коненко В.О. сохранено право проживания и пользования жилым помещением по адресу...
Кроме того, в судебном заседании установлено, что после смерти матери несовершеннолетней 22 декабря 2016 года на Коненко В.О. оформлен типовой договор социального найма жилого помещения N... от 22 августа 2017 года. После смерти матери несовершеннолетней и устройства девочки в Центр "Берегиня" в указанной квартире никто не проживал, электричество и горячая воды были отключены за неуплату.
Из информации ООО "Прометей+" усматривается, что за период времени с 1 марта 2016 года по 30 ноября 2018 года по квартире расположенной по адресу... имеется задолженность за коммунальные услуги в размере 125 473 рубля 40 копеек и пени в размере 32 734 рубля 40 копеек.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что в соответствии со ст.ст. 1, 3, 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), дополнительные гарантии, предусмотренные указанным Федеральным законом, в том числе на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, при этом предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) относятся к расходным обязательствами субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Саха (Якутия) вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Республики Саха (Якутия) урегулированы Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Суд первой инстанции, руководствуясь п. 3 ст. 8 указанного Закона, установившего, что дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями по договорам социального найма на время пребывания под надзором в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, освобождаются от платы за жилое помещение и коммунальные услуги (кроме случая сдачи указанными лицами или их законными представителями жилых помещений в поднаем), пришел к выводу об удовлетворении искового заявления - об освобождении Коненко В.О. от уплаты коммунальных платежей и списании задолженности за коммунальные услуги в объеме заявленном в исковом заявлении.
Судебная коллегия с указанным выводом суда не может согласиться исходя из следующего.
В силу Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации более детально нашли свое отражение в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в числе прочих относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Однако, из положений абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Из приведенных норм следует, что вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в связи с чем, в Республике Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который установилвопросы дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе освобождение указанной категории лиц, на время пребывания под надзором в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 3 статьи 8 Закона).
Между тем, данный правовой акт не предусматривает механизм и условия предоставления дополнительных гарантий в виде возмещения расходов граждан на жилищно-коммунальные услуги из бюджета соответствующего уровня, а также порядка компенсации расходов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги на территории городского округа "Город Якутск".
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
На основе анализа приведенных выше нормативных правовых актов следует вывод об отсутствии оснований для возложения в судебном порядке на управляющую компанию - ООО "Прометей+", самостоятельный хозяйствующий субъект, обязанности осуществлять государственные полномочия по возмещению расходов детей - сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Государственные гарантии реализации прав на дополнительные меры социальной поддержки подлежат обеспечению за счет средств соответствующих бюджетов и эти обязательства не могут быть возложены судом на хозяйствующие субъекты.
Допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм материального права, которые выразились в неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном толковании и применении норм материального права, повлияли на исход дела.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение в соответствии с п. 1 и 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2019 года по данному делу отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетоврении искового заявления МКУ "Центра помощи и комплексного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья "Берегиня" ГО "Город Якутск" в интересах несовершеннолетней Коненко В.О. к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью "Прометей+", третьим лицам государственному органу опеки и попечительства Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Отделу опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска об освобождении от уплаты коммунальных платежей отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Е.В. Пухова
Судьи С.А. Местникова
А.В. Никодимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.