судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.
судей Белоусовой В.В.
Сыча М.Ю.
при секретаре Медвидь А.О.
с участием - истца Бондаренко Ю.М.
- третьего лица Кузьменко Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Крым гражданское дело по иску Бондаренко Ю.М. к Министерству обороны Российской Федерации, третьи лица - Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Кузьменко Г.В, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 24.01.2019г,
заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кузнецовой Е.А, пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Бондаренко Ю.М. в иске от 05.12.2018г. просил признать в порядке приватизации право собственности на "адрес", указав в обоснование своих требований на то, что указанная квартира была ему предоставлена в 2008г, с указанного времени он с семьей проживает в этой квартире на условиях договора социального найма. На его обращение ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, как уполномоченный орган по распоряжению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в ведении МО РФ, в передаче указанной квартиры в его собственность в порядке приватизации отказало, ссылаясь на отсутствие порядка и соответствующих полномочий.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 24.01.2019г. иск удовлетворен. За Бондаренко Ю.М. признано право собственности на "адрес". Указано, что решение суда является основанием для регистрации права собственности за Бондаренко Ю.М, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, в порядке приватизации на данную квартиру и внесения соответствующих записей в ЕГРН.
В апелляционной жалобе Министерство Обороны Российской Федерации просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права вследствие неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела по существу заявленных требований.
В возражениях Бондаренко Ю.М. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, указав на несостоятельность изложенных в ней доводов.
Представители ответчиков, 3-го лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суд не уведомили.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 1992г. по апрель 2010г. Бондаренко Ю.М. являлся военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе проходил службу в войсковой части 09882, дислоцированной в г. Феодосии.
Приказом командира войсковой части 09882 от 15.04.2010г. старший мичман Бондаренко Ю.М. уволен с военной службы в отставку в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава части (л.д. 19).
Протоколом N 7 заседания жилищной комиссии Феодосийского гарнизона от 02.10.2008г. утвержден список распределения жилой площади в новостроящемся жилом доме по "адрес" в соответствии с количеством нуждающихся в обеспечении постоянным и служебным жильем, в котором под порядковым N значится старший мичман Бондаренко Ю.М, за которым закреплена "адрес" (л.д. 14-16).
27.11.2008г. начальником 1998 ОМИС на имя Бондаренко Ю.М. выдан ордер N на право занятия однокомнатной "адрес" общей площадью 41, 9 кв.м. (л.д. 24).
По данным лицевого счета, место проживания Бондаренко Ю.М. зарегистрировано в квартире с 28.01.2011г. по настоящее время, и, как следует из материалов дела, с указанного периода Бондаренко Ю.М. проживает в данной квартире на условиях найма (л.д. 23). Доказательств иного суду не представлено и судом не установлено.
Жена истца Кузьменко Г.В. зарегистрирована по вышеуказанному адресу с 20.11.2009г, нотариально удостоверенным заявлением отказалась от участия в приватизации, что подтверждено ею в судебных заседаниях в ходе разрешения спора судом (л.д. 23, 25, 58, 60).
Перепланировка указанной квартиры не проводилась, что подтверждается Техническим паспортом N125746, составленным по состоянию 24.10.2018г. (л.д. 34-37).
При обращении Бондаренко Ю.М. к ответчикам относительно реализации права на приватизацию данной квартиры ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России сообщило об отсутствии у них полномочий по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, указав на необходимость разрешения спора судом (л.д. 28).
Согласно сведениям ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России жилое помещение - "адрес" не входит в специализированный жилищный фонд Минобороны России (л.д. 45-47).
Согласно ответу администрации города Феодосии от 10.03.2017г, "адрес" не является муниципальной собственностью муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (л.д. 32).
Разрешая заявленные в иске требования, суд первой инстанции, с выводами которого соглашается судебная коллегия обоснованно исходил из того, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст. 217 ГК РФ, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении N 6-П от 15.06.2006г, в силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (ст. 40 ч. 1), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. N 1541-1).
Согласно разъяснениям, изложенным в п.п. 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 24.08.1993г. "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996г. N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 296 ГК РФ на праве оперативного управления имущество может закрепляться только за юридическими лицами, созданными в форме казенных предприятий или учреждений.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004г. N 1082 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 17.11.2008г. N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом" и Указа Президента Российской Федерации от 07.06.2011г. N 716), Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В частности, в силу п. 2 указанного Постановления Правительства Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества; выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним; предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, а в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - денежные средства на приобретение жилых помещений.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации N 1550 от 18.11.2010г. функции по закреплению права оперативного управления на приобретенные Минобороны России жилые помещения за федеральным государственным учреждением "Специальное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ (ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России), организации передачи жилых помещений, в отношении которых с военнослужащими заключены договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность возложены на Департамент имущественных отношений Минобороны России.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2580-р от 17.12.2014г. создано Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, к основным целям которого отнесено: выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 110 от 25.02.2014г. утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений Минобороны России, согласно которому Департамент уполномочен, в том числе от имени Минобороны России заключать договоры, предусматривающие переход прав пользования и (или) владения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
По смыслу положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998г. "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, жильем для постоянного проживания, то есть не служебным, обеспечиваются либо военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998г, либо военнослужащие, заключившие контракт после указанной даты, но на момент решения вопроса об обеспечении их жильем, они подлежат увольнению с военной службы по состоянию здоровья, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность их военной службы к этому моменту составляет 10 лет и более; а, согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998г, военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Таким образом, с учетом правильно и полно установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам об обоснованности заявленных в иске требований и наличии правовых оснований для признания за Бондаренко Ю.М. в порядке приватизации права собственности на "адрес", которая в 2008г. установленном законом порядке была предоставлена ему для постоянного проживания; жена Бондаренко Ю.М. - Кузьменко Г.В. нотариально удостоверенным заявлением от участия в приватизации отказалась; из представленной суду информации следует, что ранее Бондаренко Ю.М. право на приватизацию не реализовывал; имеет право на приватизацию жилого помещения, однако не может его реализовать по независящим от него обстоятельствам. При этом, по результатам проверки поданных Бондаренко Ю.М. документов единственным основанием для отказа в приватизации спорной квартиры ответчиком указано на отсутствие у них соответствующих полномочий.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для осуществления истцом права на приватизацию спорной квартиры, суду не представлено и материалы дела таких доказательств не содержат.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что предусмотренное Законом Российской Федерации от 04.07.1991г. N 1541-1 право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилого фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права; и, устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить возможность реализации этого права, суд первой инстанции с учетом положений ст. 8 вышеназванного Закона РФ от 04.07.1991г. N 1541-1, пришел к обоснованным выводам о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных в иске требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы изложенные судом выводы не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на его законность и обоснованность.
Вместе с тем, постанавливая решение, суд первой инстанции при разрешении спора сослался на положения Федерального закона от 21.07.1997г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним", который с 01.01.2017г. утратил силу (Федеральный закон от 03.07.2016г. N 361-ФЗ), однако в целом это не повлияло на обоснованность выводов суда, которые согласуются и не противоречат положениям Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", и указанное не повлияло на результат разрешения заявленных в иске требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 24.01.2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев непосредственно в суд кассационной инстанции.
Председательствующий судья: Кузнецова Е.А.
Судьи: Белоусова В.В.
Сыч М.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.