Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Науменко Н.А.
судей
Койпиш В.В.
Брандиной Н.В.
при секретаре
Синициной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Гречущева В. П. к ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области" и ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота" в лице филиала "Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота" о переназначении пенсии и обязании составить расчет выслуги лет
по апелляционной жалобе Гречущева В. П. на
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 февраля 2019 г, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Гречущева В. П. к ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области" и ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота" в лице филиала "Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота" о переназначении пенсии и обязании составить расчет выслуги лет, - отказать".
Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В, выслушав объяснения Гречущева В.П. и его представителя Лотник Е.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Гречущев В.П. обратился в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области") о переназначении пенсии и обязании составить расчет выслуги лет.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 16 ноября 2008 г. ему была назначена пенсия за выслугу лет, как военнослужащему, уволенному с военной службы.
На момент увольнения имелись два основания для назначения ему пенсии за выслугу лет: в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), в связи с наличием на день увольнения более 21 года выслуги на военной службе, и в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в связи с наличием на день увольнения 33-х лет стажа, из которых не менее 14 лет составляет военная служба.
При увольнении 16 ноября 2008 г. ему была назначена пенсия по основанию, предусмотренному пункту "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, которая выплачивается с 17 ноября 2008 г. по настоящее время.
20 сентября 2017 г. и 20 ноября 2017 г. истец обращался к ответчику с заявлением о переназначении пенсии за выслугу лет, без учета гражданского стажа, то есть по основанию, предусмотренному пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, поскольку в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2011 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" он может являться одновременно получателем пенсии за выслугу лет на военной службе и страховой части трудовой пенсии по старости за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации. В таком случае произойдет увеличение размера его пенсионного обеспечения.
В удовлетворении данных требований ответчик отказал.
Полагал отказ ответчика незаконным.
Определением суда от 18 января 2019 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота" в лице филиала "Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота" (далее - филиал ФКУ "ОСК СФ" - "Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота").
Уточнив исковые требования, истец просил обязать филиал ФКУ "ОСК СФ" - "Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота" составить расчет выслуги лет военнослужащего на пенсию без учета трудового стажа на основании документов, имеющихся в материалах личного дела, ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области" - назначить ему пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, а также возместить судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и на проезд в связи с явкой в суд в размере 1100 рублей.
Истец Гречущев В.П. в судебном заседании просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области" Поворознюк Ю.М. в судебном заседании иск не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя соответчика ФКУ "ОСК СФ" в лице филиала "Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота", представившего письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Гречущев В.П. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, при разрешении спора суд принял во внимание лишь доводы стороны ответчика о недопустимости одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, чем нарушил принцип равенства и состязательности сторон.
Ссылаясь на нормы части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указывает, что лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.
Приводит довод о том, что в соответствии с положениями статей 2, 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возможен переход с одной пенсии на другую, если в силу закона заявитель имеет на них право, в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФКУ "ОСК СФ" в лице филиала "Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области", ФКУ "ОСК СФ" в лице филиала "Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота", извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к судебному разбирательству.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
В соответствии со статьей 13 данного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более;
б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно части 4 статье 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на день увольнения с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе общий трудовой стаж Гречущева В.П. составлял 33 года 06 месяцев 03 дня, из которых 14 лет 08 месяцев 00 дней составляла военная служба в календарном исчислении, в льготном исчислении - 21 год 07 месяцев 25 дней.
При определении права истца на пенсию в расчет, составленный Управлением финансово-экономического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области, были включены следующие периоды трудовой деятельности Гречущева В.П.: с 1 сентября 1974 г. по 23 августа 1975 г, с 17 октября 1975 г. и 20 апреля 1977 г, 21 июня 1979 г. по 19 апреля 1982 г, 3 июня 1982 г. по 11 марта 1983 г, с 6 апреля 1983 г. по 7 июля 1983 г, 25 июля 1984 г. по 4 июля 1991 г, с 5 июля 1991 г. по 17 декабря 1993 г, с 11 января 1994 г. по 21 февраля 1996 г, а также периоды военной службы: с 30 апреля 1977 г. по 16 апреля 1979 г, со 2 марта 1996 г. по 16 ноября 2008 г. (л.д. 58).
На основании указанного расчета военным комиссариатом Мурманской области 16 ноября 2008 г. Гречущеву В.П. была назначена пенсия в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, которая выплачивается ему с 17 ноября 2018 г. по настоящее время.
Истец неоднократно обращался в ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области" с заявлением о переназначении ему пенсии за выслугу лет без учета гражданского стажа, то есть по основанию, предусмотренному пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в чем ему было отказано с указанием на то, что возможность исключения из расчета выслуги лет, на основании которого была назначена пенсия, отдельных периодов военной службы или иной деятельности, учтенных с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований, не предусмотрена, равно как и возможность переназначения пенсии с большего размера на меньший.
Разрешая спор и установив, что выплата истцу пенсии производится по пункту "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 с учетом выбранного истцом основания для ее назначения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при увольнении с военной службы Гречущев В.П. имел право на назначение пенсии по выслуге лет, как по пункту "а", так и по пункту "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. С учетом волеизъявления истца пенсия ему была назначена в соответствии с механизмом, приведенном в пункте "б" части 1 статьи 13 указанного Закона, с учетом имеющейся у него выслуги на военной службе и трудового стажа по наиболее выгодному варианту, что не оспаривалось истцом в ходе рассмотрения дела.
Из содержания искового заявления усматривается, что свое требование о составлении расчета выслуги лет по пункту "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 Гречущев В.П. связывает с будущим правом на одновременное получение пенсии по выслуге лет и страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Между тем, согласно части 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Такая же норма содержалась в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 12).
Исходя из указанных требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", одновременное включение в выслугу лет и страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 11 постановления от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования об установлении гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, страховой части трудовой пенсии по старости, суд с учетом части 4 статьи 7 этого закона и пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ вправе их удовлетворить при соблюдении такими гражданами предусмотренных в Федеральном законе N 173-ФЗ условий, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости (на общих основаниях или досрочной).
Вместе с тем, учитывая, что положения статьи 7 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г, в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 1 января 2007 г, так и после этой даты. В указанный стаж на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. В связи с этим одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.
Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел как лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы.
В законодательстве не содержится нормы, позволяющей таким пенсионерам при реализации права на одновременное получение двух пенсий по их выбору исключить период, учтенный при расчете стажа для назначения им пенсии за выслугу лет, и включить этот же период в страховой стаж при назначении трудовой (с 1 января 2015 г. - страховой) пенсии по старости.
Ввиду изложенного и с учетом того, что периоды трудовой деятельности Гречущева В.П. и периоды его военной службы были учтены военным комиссариатом при расчете выслуги лет для назначения истцу пенсии за выслугу лет, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требования Гречущева В.П. об обязании составить расчет выслуги лет и переназначить пенсию.
Отсутствие же в пенсионном законодательстве нормы, прямо предусматривающей возможность исключения периода, учтенного при расчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, и зачета этого же периода в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости, по сути, означает в рамках механизма публично-правового регулирования пенсионных отношений запрет на включение по выбору пенсионера совпадающих по времени периодов в выслугу лет для назначения пенсии по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. или в страховой стаж для назначения страховой части страховой пенсии по старости.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Гречущева В.П. о переназначении пенсии и составлении расчета выслуги лет.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению позиции стороны истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции, основанной на ином толковании норм материального права, выражают несогласие с выводами суда, а не опровергают их, в связи с чем не могут являться основанием к отмене оспариваемого судебного постановления.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гречущева В. П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.