Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Громовой Я.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1014/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТРАСТ-МЕНЕДЖЕР" к Департаменту городского имущества города Москвы об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 год,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТРАСТ-МЕНЕДЖЕР" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы об установлении кадастровой стоимости, в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, следующих нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***
- нежилого помещения общей площадью 1306,30 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 65804269 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 175,50 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 11389304 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 31,50 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 1024991 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 25,90 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 842770 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых помещений и не согласен с кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2018 г, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организаций. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 31 января 2019 года N336/001/19, подготовленный оценщиком ООО "Сенат-Оценка".
В ходе рассмотрения дела административный истец общество с ограниченной ответственностью "ТРАСТ-МЕНЕДЖЕР" подало дополнительное административное исковое заявление, в котором просит установить кадастровую стоимость, в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, следующих нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***
- нежилого помещения общей площадью 1306,30 кв.м. с кадастровым номером *** в размере 68522000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 175,50 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 13627000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 31,50 кв.м. с кадастровым номером *** в размере 1024000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 25,90 кв.м. с кадастровым номером *** в размере 847000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "ТРАСТ-МЕНЕДЖЕР" - Свирид Е.С. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы - Агатов А.А. возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорные нежилые помещения расположенные в одном здании по адресу: ***принадлежат на праве собственности административному истцу, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении спорных нежилых помещений определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 г. в отношении спорных нежилых помещений.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец предоставил отчет об оценке от 31 января 2019 года N336/001/19, подготовленный оценщиком ООО "Сенат-Оценка". В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 28 февраля 2019 года по делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 3 апреля 2019 года N5301-ЗЭ/2019, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Русспромоценка" Мироненко Е.Л.:
1). Отчет об оценке от 31 января 2019 года N336/001/19, подготовленный оценщиком ООО "Сенат-Оценка", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
2). Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***составляет:
- нежилого помещения общей площадью 1306,30 кв.м. с кадастровым номером *** в размере 68522000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 175,50 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 13627000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 31,50 кв.м. с кадастровым номером *** в размере 1024000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 25,90 кв.м. с кадастровым номером *** в размере 847000 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость спорных нежилых помещений в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика не согласился с выводами оценочной судебной экспертизы, предоставил письменные замечания на заключение оценочной судебной экспертизы и заявил ходатайство о проведении по делу повторной оценочной судебной экспертизы.
На основании статьи 83 Кодекса административного судопроизводства РФ протокольным определением Московского городского суда от 29 мая 2019 года отказано в назначении по делу повторной оценочной судебной экспертизы, ввиду отсутствия для её назначения правовых оснований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 3 апреля 2019 года N5301-ЗЭ/2019, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Русспромоценка" Мироненко Е.Л, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N299, предусматривают, что п ри составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Рассмотрев письменные замечания административного ответчика, письменный ответ эксперта, суд считает необоснованными замечания по следующим основаниям:
- как следует из экспертного заключения, экспертом проведен анализ функционального назначения объектов исследования, экспертом использовались материалы дела, фотографии в отчете об оценке и в сети интернет, которые более близки к дате оценке 1 января 2018 года. Спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами ***, *** по своему функциональному назначению расположены в подвале и по состоянию отделки являются вспомогательными помещениями, помещение с кадастровым номером ***используется собственником под склад. При таких обстоятельствах приведенный экспертом анализ функционального назначения объектов исследования является достоверным;
- удельная цена предложения и ставки аренды объекта-аналога N1 соответствуют рыночным данным на дату оценки. Дата предложений по продаже на 23 октября 2017 г, по аренде на 8 декабря 2017 года, что подтверждается скриншотами объявлений. При этом экспертом правомерно применены необходимые корректировки для приведения цены предложения и ставки аренды к дате оценке. Обоснование приведено на страницах 58, 69 заключения;
- на странице 62 заключения эксперт обосновал использование кадастровой стоимости в качестве рыночной при определении стоимости прав на земельный участок, поскольку данная стоимость определена на дату оценки 1 января 2018 года и рассчитана на основании рыночных данных. Кроме того, определенная рыночная стоимость права аренды земельного участка, приходящаяся на объект исследования, была проверена экспертом на соответствие рыночным данным и установлено, что данная стоимость входит в диапазон рыночной стоимости земельных участков г.Москвы;
- в рамках доходного подхода при расчете потенциального валового дохода, приносимого объектами недвижимости в качестве доходоприносящих площадей, эксперт обоснованно исходил из арендопригодной площади, которая включает в себя плату за пользование вспомогательными помещениями "коридорный коэффициент";
- эксперт правомерно определилрыночную стоимость нежилых помещений без учета налога на добавленную стоимость, поскольку в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цен, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке. Тогда как в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения налога на добавленную стоимость признается реализация товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации. Вследствие этого само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимости в целях дальнейшей его эксплуатации собственником без реализации данного имущества, не образует объект обложения налога на добавленную стоимость. Такой объект налогообложения возникает только при реализации этого имущества.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее образование, прошел профессиональную переподготовку по специализации "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", что подтверждается дипломом ПП N*** г.; эксперт прошел курс профессиональной переподготовки "Судебно-оценочная экспертиза" и ему присвоена квалификация "Судебный эксперт", что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовки N *** г.; эксперт имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от *** года N***, является членом саморегулируемой организации оценщиков "Российское общество оценщиков", регистрационный номер *** от *** г.; гражданская ответственность эксперта застрахована по полису страхования ответственности, эксперт имеет необходимый стаж работы в области оценочной и экспертной деятельности (более 12 лет), работает оценщиком 1 категории в обществе с ограниченной ответственностью "Агентство "Русспромоценка" по трудовому договору.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 3 апреля 2019 года N5301-ЗЭ/2019 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке от 31 января 2019 года N336/001/19, подготовленного оценщиком ООО "Сенат-Оценка", требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 г, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в размере их рыночной по состоянию на 1 января 2018 года, определенном в оценочной судебной экспертизе.
Положения части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Р езультаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденные распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557, применяются с 1 января 2019 года. Датой обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений является 11 февраля 2019 года. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых помещений по состоянию на 1 января 2018 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ТРАСТ-МЕНЕДЖЕР" уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость, в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, следующих нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***
- нежилого помещения общей площадью 1306,30 кв.м. с кадастровым номером *** в размере 68522000 (шестьдесят восемь миллионов пятьсот двадцать две тысячи) руб.;
- нежилого помещения общей площадью 175,50 кв.м. с кадастровым номером ***в размере 13627000 (тринадцать миллионов шестьсот двадцать семь тысяч) руб.;
- нежилого помещения общей площадью 31,50 кв.м. с кадастровым номером *** в размере 1024000 (один миллион двадцать четыре тысячи) руб.;
- нежилого помещения общей площадью 25,90 кв.м. с кадастровым номером *** в размере 847000 (восемьсот сорок семь тысяч) руб.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "ТРАСТ-МЕНЕДЖЕР" в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений считать 11 февраля 2019 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость указанных выше нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.