Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-1205/2019 по административному исковому заявлению АО "Москапстрой-ТН" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость помещений по адресу: *** с кадастровыми номерами ***.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником помещений. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости, налоговая база по которому в силу ст.375 Налогового кодекса РФ исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость помещений утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г.".
Административный истец не согласен с установленный кадастровой стоимостью помещений. Полагая ее завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику ООО "НБО" от 11.01.2019г. за составлением отчета об оценке рыночной стоимости помещений, в котором рыночная стоимость помещений, принадлежащих административному истцу, на дату установления их кадастровой стоимости, определена существенно ниже кадастровой стоимости.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с административным иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость помещений в соответствии с отчетом об оценке. Представитель Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения исковых требований возражал по доводам письменных пояснений. Представитель Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 Закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат помещения по адресу: *** с кадастровыми номерами ***, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Актуальная кадастровая стоимость помещений утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г.".
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи исходя из кадастровой стоимости. Таким образом, административный истец имеет правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости и вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, составленный независимым оценщиком ООО "НБО" от 11.01.2019г, в котором рыночная стоимость помещений, принадлежащих административному истцу, на дату установления их кадастровой стоимости, определена существенно ниже кадастровой стоимости.
Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований административного истца, указал, среди прочего, на несоответствие представленного административным истцом в обоснование заявленных требований отчета об оценке требованиям законодательства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 03 апреля 2019 года по ходатайству административного истца по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой по ходатайству представителя административного истца поручено экспертам АНО "Центр проведения независимых судебных экспертиз".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 3а-1205/2019 от 30 апреля 2019 года, отчет об оценке, представленный административным истцом в обоснование заявленных требований и составленный ООО "НБО" от 11.01.2019г, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения. Лица, участвующие в деле, данный вывод судебного эксперта не оспаривали.
Рыночная стоимость помещений по адресу: *** определена экспертом в следующем размере:
-помещение с кадастровым номером *** - 91 878 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 15 788 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 6 346 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 32 870 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 2 887 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 925 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 914 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 914 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 925 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 914 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 914 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 26 108 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 113 883 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 113 829 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 113 905 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 113 916 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 113 916 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 114 953 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 114 834 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 113 851 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 114 143 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 113 948 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 2 127 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 11 584 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 31 492 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 32 770 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 10 242 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 19 697 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 7 966 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 3 464 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 3 464 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 3 454 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 3 464 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 3 475 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 3 464 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 3 721 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 860 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 860 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 871 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 882 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 882 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 882 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 882 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 882 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 871 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 850 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 20 124 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 74 068 000 руб.
Представитель административного истца в судебном заседании с результатами судебной экспертизы согласился, административные исковые требования уточнил, просил определить стоимость объектов недвижимости по результатам проведенной по делу судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с заключением судебной экспертизы не согласился, представил письменные возражения, на основании ст.83 КАС РФ заявил ходатайство о назначении по делу повторной экспертизы.
Судом от эксперта истребованы письменные пояснения. В направленных в адрес суда пояснениях эксперт убедительно и подробно ответил на возражения административного ответчика, письменные пояснения приобщены судом к материалам дела. Из представленных пояснений эксперта видно, что замечания административного ответчика к экспертному заключению не нашли своего подтверждения, в связи с чем судом отказано в удовлетворении ходатайства о назначении по делу повторной экспертизы. Предусмотренных ст.83 КАС РФ оснований для назначения повторной экспертизы в судебном заседании не установлено, само по себе несогласие стороны с определенной экспертом рыночной стоимостью объектов недвижимости не является основанием для назначения по делу повторной экспертизы.
Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам ст. 168 КАС РФ, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы. Определенная в заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость помещений должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости ( статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 22 февраля 2019г.
Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости помещений.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость помещений по адресу: *** в следующем размере:
-помещение с кадастровым номером *** - 91 878 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 15 788 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 6 346 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 32 870 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 2 887 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 925 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 914 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 914 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 925 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 914 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 914 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 26 108 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 113 883 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 113 829 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 113 905 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 113 916 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 113 916 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 114 953 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 114 834 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 113 851 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 114 143 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 113 948 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 2 127 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 11 584 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 31 492 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 32 770 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 10 242 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 19 697 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 7 966 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 3 464 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 3 464 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 3 454 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 3 464 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 3 475 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 3 464 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 3 721 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 860 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 860 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 871 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 882 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 882 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 882 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 882 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 882 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 871 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 1 850 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 20 124 000 руб.
-помещение с кадастровым номером *** - 74 068 000 руб.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 22 февраля 2019 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.