Московский городской суд в составе судьи Дорохиной Е.М., при секретаре Ходукиной Н.В., с участием прокурора Слободина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1477/2019 по административному исковому заявлению Вэскера В.Л. о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы", в редакции постановления Правительства Москвы от 04 декабря 2018 года N 1498-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 833-ПП",
УСТАНОВИЛ:
29.12.2014 г. Правительством Москвы в соответствии со ст. 167 РФ и ч. 2 ст. 7 Закона города Москвы от 27.01.2010 г. N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" принято постановление N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году", которое было опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 30.12.2014 г, а также в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 1, 08.01.2015 г. (далее - постановление Правительства Москвы N 833-ПП от 29.12.2014 г.).
В последующем в названное выше постановления были внесены изменения постановлениями Правительства Москвы от 30.07.2015 N 478-ПП, от 01.12.2015 N 799-ПП, от 23.12.2015 N 934-ПП, от 06.07.2016 N 390-ПП, от 13.12.2016 N 851-ПП, от 20.12.2016 N 892-ПП, от 27.02.2018 N 126-ПП, от 04.12.2018 N 1498-ПП, от 26.02.2019 N 111-ПП.
Пунктом 2 постановления Правительства Москвы N 833-ПП от 29.12.2014 г. в редакции постановления Правительства Москвы от 01.12.2015 N 799-ПП был установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт с 01.07.2015 г. в размере 15 рублей на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц и предусмотрено, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт подлежит ежегодной корректировке с учетом изменения индекса потребительских цен
Постановлением Правительства Москвы от 13.12.2016 г. N 851-ПП минимальный размер взноса на капитальный ремонт с 01.07.2017 г. был установлен в размере 17 рублей на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Москвы от 04.12.2018 г. N 1498-ПП минимальный размер взноса на капитальный ремонт с 01.01.2019 г. был установлен в размере 18,19 рубля на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме.
Административный истец обратился в Московский городской суд с требованием о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Москвы N 833-ПП от 29.12.2014 г. в редакции постановления Правительства Москвы от 04.12.2018 г. N 1498-ПП в части слов "с 1 января 2019 года в размере 18,19 рубля", мотивируя тем, что является собственником жилого помещения в городе Москве и плательщиком взноса на капитальный ремонт, в связи с чем постановление в оспариваемой части непосредственно затрагивает его права и свободы в жилищной сфере, поскольку размер взноса по сравнению с тем, что был установлен по состоянию на 01.07.2017 г, был увеличен на 7 %, тогда как рост индекса потребительских цен (далее - ИПЦ) за период с 01.07.2017 по 01.01.2019 гг. составил лишь 4,48 %. Административный истец указал также, что согласно п. 2 оспариваемого постановления Правительства Москвы N 833-ПП от 29.12.2014 г, а также ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ и п. 6.2 и п. 2.3 Методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт, утвержденных приказом Минстроя России от 27.06.2016 г. N 454/пр (ред. от 18.01.2017 г.), увеличение минимального размера взноса на капитальный ремонт допускается на основе стоимости фактически оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов данного типа за предшествующие один - три года с учетом индексов для приведения стоимости услуг и (или) работ к их стоимости на год утверждения региональной программы капитального ремонта - индексов изменения стоимости услуг и работ в строительстве, а при их отсутствии - индексов потребительских цен, таким образом, увеличение оспариваемым нормативным положением размера взноса на капитальный ремонт с 01.01.2019 г. более, чем на индекс роста потребительских цен за период с 01.07.2017 по 31.01.2018 гг, не соответствует нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Административный истец Вэскер В.Л. в суд явился, заявленное требование поддержал, представил дополнительные письменные объяснения, где указал, что при увеличении взноса на капитальный ремонт необходимо было принимать во внимание данные Росстата, тогда как ответчик исходил из прогноза социально-экономического развития города; что его увеличение допустимо, исходя из показателя роста ИПЦ, только за один год, и что если принимать во внимание возражения административного ответчика, исходившего из показателя роста ИПЦ за период до 01.07.2017 г, то начало периода должно определяться не ранее, чем с 01.07.2015 г, т.е. с той даты, когда был установлен первоначальный размер взноса на капитальный ремонт, и за период с указанной даты по состоянию на 01.01.2019 г, исходя из данных Росстата размер взноса должен был составить 17,94 рубля (л.д. 49-50). Административный истец указал также, что не оспаривает компетенцию и полномочия Правительства Москвы на принятие постановления от 29.12.2014 г. N 833-ПП и тех постановлений, которыми в него были внесены изменения, в том числе постановления Правительства Москвы от 04.12.2018 г. N 1498-ПП, а равно и соблюдение порядка введения указанных нормативных правовых актов в действие и порядка их опубликования.
Представители Правительства Москвы - Аветисянц Э.Л, Пашкова М.Э. и Говорова Л.Е, а также представитель Департамента капитального ремонта г. Москвы - Артамонова Н.В, в суд явились, иск не признали, поддержали ранее представленные письменные возражения (л.д. 35-42), где указали, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, его нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и каких-либо прав и законных интересов административного истца не нарушают, поскольку размер установленного с 01.01.2019 г. взноса на капитальный ремонт менее расчетного показателя, полученного с применением индекса роста ИПЦ за период с 01.01.2015 по 31.12.2018 гг.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд считает, что основания к удовлетворению заявленного требования отсутствуют.
В силу положений ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в соответствии со ст. 167 ЖК РФ и ч. 2 ст. 7 7 Закона города Москвы от 27.01.2010 г. N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" в целях регулирования жилищных отношений и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города Москвы.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), и им регулируются, в том числе, отношения, связанные с уплатой взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (п. 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).
Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищного законодательства закреплено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений установлены ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление минимального размера взноса на капитальный ремонт (п. 8.2 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п. 8.2 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Как указывалось выше, постановления Правительства Москвы N 833-ПП от 29.12.2014 г. и от 04.12.2018 г. N 1498-ПП подписаны Мэром Москвы, опубликованы на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru соответственно 30.12.2014 и 07.12.2018 гг, а также в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" соответственно N 1, 08.01.2015 и N 69, том 2, 13.12.2018 гг, следовательно, введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Проверяя соответствие пункта 2 постановления Правительства Москвы N 833-ПП от 29.12.2014 г. федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему имущества, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 8.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.02.2014 г. N 41/пр были утверждены Методические рекомендации по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - Методические рекомендации от 07.02.2014 г.). В последующем приказом Минстроя России от 27.06.2016 г. N 454/пр также были утверждены методические рекомендации (далее - Методические рекомендации от 27.06.2016 г.).
Пунктом 1.1 названных Методических рекомендаций от 07.02.2014 г. и от 27.06.2016 г. предусмотрено, что они носят рекомендательный характер; последними из названных Методических рекомендаций определены в том числе принципы: определения общей потребности в средствах на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в рамках региональной программы капитального ремонта (раздел 2); определения минимального размера на капитальный ремонт в рамках региональной программы капитального ремонта (раздел 3), определения минимального размера взноса на капитальный ремонт на первый год реализации региональной программы капитального ремонта (раздел 5); изменения минимального размера взноса в течение срока реализации региональной программы капитального ремонта.
В соответствии с п. 3.1 Методических рекомендаций от 27.06.2016 г, минимальный размер взноса рекомендуется определять в размере, который обеспечит, при условии его ежемесячного внесения в течение всего срока реализации региональной программы капитального ремонта, формирование фонда капитального ремонта в размере, обеспечивающем финансирование установленного перечня минимально необходимых услуг и работ по капитальному ремонту многоквартирного дома без привлечения финансовой бюджетной поддержки.
Тем самым, размер минимального взноса на капитальный ремонт был ориентирован в первую очередь на обеспечение возможности производства работ, необходимых для надлежащей эксплуатации многоквартирного дома.
Аналогичные принципы были предусмотрены пп. 1.1, 3.1, 6.4 Методических рекомендаций от 07.02.2014 г.
Согласно п. 6.2 Методических рекомендаций от 27.06.2016 г, который воспроизводит положения п. 6.2. Методических рекомендаций от 07.02.2014 г,. при изменении минимального размера взноса на капитальный ремонт в течение срока реализации региональной программы капитального ремонта рекомендуется учитывать изменение уровня платежеспособности населения, стоимости услуг и работ, входящих в перечень минимально необходимых услуг и работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках региональной программы капитального ремонта.
В соответствии с ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Помимо приведенных выше, иных критериев изменения минимального взноса на капитальный ремонт ни Жилищный Кодекс РФ, ни Методические рекомендации от 07.02.2014 г. и от 27.06.2016 г. не содержат, соответственно, постановление Правительства Москвы N 833-ПП от 29.12.2014 г. в обжалуемой части названным Методическим рекомендациям и ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ не противоречит.
В то же время, такой критерий установлен тем же пунктом 2 постановления Правительства Москвы N 833-ПП от 29.12.2014 г, согласно которому, м инимальный размер взноса на капитальный ремонт подлежит ежегодной корректировке с учетом изменения индекса потребительских цен.
Разрешая вопрос о правомерности корректировки, внесенной Постановлением Правительства Москвы от 04.12.2018 г. N 1498-ПП, согласно которой минимальный размер взноса на капитальный ремонт с 01.01.2019 г. был установлен в размере 18,19 рубля на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме, суд исходит из следующего.
В соответствии с преамбулой приказа Росстата от 30.12.2014 г. N 734 "Об утверждении Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен" индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением; он измеряет отношение стоимости фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.
Соответственно, применение при корректировке минимального размера взноса на капитальный ремонт ИПЦ названным выше Методическим рекомендациям не противоречит, и данный факт административным истцом не оспаривался.
Согласно разделу II приказа Росстата от 30.12.2014 г. N 734, ИПЦ исчисляется также с целью характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным субъектам Российской Федерации и Российской Федерации в целом.
Поскольку в соответствии с п. 6.2 Методических рекомендаций от 07.02.2014 г. и от 27.06.2016 г. установлена прямая зависимость между изменением размера взноса на капитальный ремонт и сроком реализации региональной программы капитального ремонта, а также уровня платежеспособности населения, стоимости услуг и работ, входящих в перечень минимально необходимых услуг и работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках именно региональной программы капитального ремонта, то Правительство Москвы было вправе исходить из показателей, характеризующих увеличение стоимости соответствующих работ и услуг в городе Москве, тогда как ИПЦ, рассчитанный Росстатом в целом по Российской Федерации, в данном случае применению не подлежал, как не отражающий рост тех качественных и количественных показателей, что предусмотрены п. 6.2 Методических рекомендаций.
Согласно разделу 6.4 приказа Росстата от 30.12.2014 N 734, ежемесячно помимо индекса цен к предыдущему месяцу исчисляются также индексы цен к декабрю предыдущего года, к соответствующему месяцу предыдущего года, а также за период с начала года к соответствующему периоду предыдущего года.
По данным Росстата, опубликованным на официальном информационном ресурсе Федеральной службы государственной статистики www. gks. ru (л.д. 51-54 - скриншоты страниц указанного сайта), ИПЦ за период с начала года к соответствующему периоду предыдущего года за 2015, 2016, 2017 и 2018 гг. составил 116,63 %, 107,81 %, 104,76 % и 103,54 % соответственно, а сводный индекс за этот период составил 1,1663*1,0781*1,0476*1,0354 = 1,3639, или 136,39 %.
Поскольку минимальный размер взноса на капитальный ремонт был установлен постановлением Правительства Москвы N 833-ПП от 29.12.2014 г, то он, очевидно, не учитывал рост ИПЦ за 2015 год, в связи с чем, вне зависимости от того, что обязанность по уплате указанного взноса была установлена с 01.07.2015 г, он подлежал индексации за период продолжительностью 12 месяцев 2015 года, и с применением указанного выше сводного ИПЦ за период 2015-2018 гг. максимальный расчетный размер взноса мог составить 15 руб. * 1,3639 = 20,46 руб, однако был установлен в меньшем размере - в сумме 18,19 руб, что прав административного истца не нарушает.
Доводы административного истца о том, что при увеличении минимального взноса на капитальный ремонт административный ответчик был не вправе учитывать величину роста ИПЦ за период до 01.07.2017 г, поскольку с указанного времени названный взнос был установлен в сумме 17 рублей на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме, а также за период до 01.07.2015 г, и за период, превышающий один год, суд признает несостоятельным и противоречащим основному назначению взноса - обеспечению возможности реализации региональной программы капитального ремонта.
Ссылки административного истца на то, что со стороны Правительства Москвы имело место произвольное снижение размера взноса на капитальный ремонт, что может привести к накоплению дефицита фонда капитального ремонта, суд не может признать состоятельными, поскольку Методические рекомендации предусматривают определенную степень усмотрения субъекта Российской Федерации, опирающуюся в том числе и на платежеспособность населения - что прямо предусмотрено и п. 6.2. Методических рекомендаций.
То обстоятельство, что при принятии решения об увеличении взноса на капитальный ремонт административный ответчик исходил не из данных Росстата, которых не имелось по состоянию на дату принятия постановления Правительства Москвы от 04.12.2018 г. N 1498-ПП - постольку, поскольку окончание расчетного периода к моменту принятия постановления не наступило, - а из среднегодового индекса роста потребительских цен по городу Москве в соответствии с официальным прогнозом социально-экономического развития города Москвы на 2019 год и плановый период, не имеет существенного значения для разрешения спора в связи с тем, что итоговая величина минимального размера взноса на капитальный ремонт не превысила его расчетной величины, исчисленной выше с применением ИПЦ за период с начала года к соответствующему периоду предыдущего года за 2015, 2016, 2017 и 2018 гг, таким образом, нарушения прав административного истца места не имело.
При изложенных выше обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Вэскера В.Л. о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы", в редакции постановления Правительства Москвы от 04 декабря 2018 года N 1498-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 833-ПП" в части слов "с 1 января 2019 г. в размере 18,19 рубля".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Е.М. Дорохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.