Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Ладонина А.В., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 07.05.2019 г., на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 03.09.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18.12.2018 г. по административному делу по иску Ладонина А.В. к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании отказа незаконным, обязании выдать свидетельство,
установил:
Ладонин А.В. обратился в суд к Росавиации с административным иском о признании незаконным решения от 12.03.2018 года об отказе в предоставлении государственной услуги по признанию на территории РФ свидетельства иностранного государства, выданного лицу из числа авиационного персонала гражданской авиации, обязании выдать свидетельство.
Требования мотивированы тем, что 10.01.2018 г. Ладонин А.В. обратился к административному ответчику за признанием действительным свидетельства пилота-любителя, выданного в Республике *, однако, 12.03.2018 г. получил отказ ввиду его несоответствия международным авиационным правилам, оспариваемое решение, по мнению истца, не соответствует требованиям Административного регламента, а основание для отказа в действительности отсутствовало.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 03.09.2018 г. в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18.12.2018 г. решение Савеловского районного суда г. Москвы от 03.09.2018 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Право на безопасность охраняется Конституцией РФ, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, являясь одним из инструментов защиты высших ценностей, признание, соблюдение и защита которых составляют обязанность государства (статьи 2, 37, 55, 72).
Основные принципы обеспечения безопасности закреплены в статье 2 Федерального закона от 28.12.2010 г. N390-ФЗ "О безопасности".
Основными принципами обеспечения безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Согласно статье 5 указанного Закона правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.
Право на безопасность реализуется на разных уровнях общественных отношений, включая правоотношения, вытекающие из профессиональной деятельности.
В соответствии с преамбулой Воздушного кодекса РФ настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.
Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Поскольку авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную (ст. 20 Воздушного кодекса РФ), соответствующим образом для каждого вида авиации реализуется государственная программа обеспечения безопасности.
Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (п. 1 ст. 24.1 Воздушного кодекса РФ).
Целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг (пункт 1, ст. 28 Воздушного кодекса РФ).
В Российской Федерации признается действительным свидетельство иностранного государства, выданное лицу из числа авиационного персонала, при условии, если это свидетельство соответствует международным авиационным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, и федеральным авиационным правилам (ст. 55 Воздушного кодекса РФ).
К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации (п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 5.4.15 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 года N 396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта", в компетенцию Росавиации входит признание свидетельств иностранного государства, выданных из числа авиационного персонала гражданской авиации.
Предоставления государственной услуги по признанию свидетельств иностранного государства, выданных лицу из числа авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням специалистов, осуществляется в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N45 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по признанию свидетельств иностранного государства, выданных лицу из числа авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням специалистов" (далее - Административный регламент).
Для рассмотрения и признания свидетельств иностранного государства заявителем лично в адрес Росавиации представляются следующие документы (на русском языке, а также заверенные в установленном порядке переводы): заявка на получение Свидетельства (далее - заявка) согласно форме, указанной в приложении N2 к настоящему Административному регламенту; документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт заявителя); свидетельство иностранного государства с соответствующими квалификационными отметками; медицинское заключение, выданное в соответствии с требованиями ФАП-50; летная книжка с налетом часов по типам воздушных судов (для членов экипажа) - пункт 20 Административного регламента.
Пункт 25 Административного регламента предусматривает основания для отказа в предоставлении государственной услуги в случаях: несоответствия документов требованиям нормативных правовых актов и настоящего Административного регламента; наличия противоречий между заявленной информацией и информацией, предоставленной иностранным государством - членом ИКАО, выдавшим свидетельство.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судами установлено, что решением Росавиации от 12.03.2018 года гражданину Республики * Ладонину А.В. отказано в предоставлении государственной услуги по признанию на территории Российской Федерации свидетельства иностранного государства, выданного лицу из числа авиационного персонала гражданской авиации.
Решение Росавиации мотивировано несоответствием представленной летной книжки на имя Ладонина А.В. нормам Воздушного кодекса РФ и федеральных авиационных правил (ФАП-147), в частности, это касалось отсутствия указания в летной книжке опыта пилотирования воздушного судна под контролем пилота-инструктора.
Кроме того, отсутствовало разрешение Росавиации на выполнение тренировочных полетов и пилотирование воздушных судов типа * с регистрационными номерами *, что является нарушением пункта 1.5. раздела 1 ФАП-147.
Из летной книжки Ладонина А.В. следует, что для тренировочных полетов использовались воздушные суда * с регистрационными номерами *, которые зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, кроме того, тренировочные полеты и проверку техники пилотирования Ладонин А.В. прошел у частного пилота *. в Общественном объединении любителей авиации "Точный" в Республике *.
22.03.2018 г. административный истец обратился с жалобой к руководителю Росавиации, в ответ на которую 20.04.2018 г. направлен ответ, из которого следует, что Ладонин А.В. прошел практическую подготовку у частного пилота, который не имеет утвержденной программы подготовки, требования о признании свидетельства иностранного государства и выдаче соответствующего свидетельства не может быть удовлетворено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение административного ответчика соответствует требованиям закона, обусловлено обеспечением безопасности полетов, поскольку свидетельство, выданное Ладонину А.В. не соответствует требованиям Воздушного законодательства, федеральным авиационным правилам.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласилась как с правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в материалах дела доказательствами, поскольку административный истец не доказал факт нарушения своих охраняемых законом прав, свобод и законных интересов.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются верными, в судебных постановлениях мотивированными, судами правильно применены нормы материального права и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Ладонина А.В. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 03.09.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18.12.2018 г. по административному делу по иску Ладонина А.В. к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании отказа незаконным, обязании выдать свидетельство - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.