Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики - заместитель председателя Ташуев М.З., рассмотрев дело об административном правонарушении, истребованное по жалобе представителя Царукян А.А. - Щекина М.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Лескенского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 8 октября 2018 года и решение Лескенского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 17 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Царукян А.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Лескенского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 8 октября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Лескенского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17 января 2019 года, Царукян Армен Андраникович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4 500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения - водки "Таежный край" емкостью 0,5 л. в количестве 299 бутылок, с ее последующим уничтожением, а так же изъятием предмета административного правонарушения - автомашины "данные изъяты", госномер N, с ее последующим обращением в собственность государства.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными постановлениями, представитель Царукяна А.А. - Щекин М.А. подал них жалобу в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики, в которой просил их отменить и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование незаконности обжалуемых судебных постановлений заявитель указал, что протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 15.12
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Царукяна А.А. был составлен 18 октября 2017 года, в то время как постановление по делу вынесено лишь 8 октября 2018 года, что дело рассмотрено с нарушением конституционных прав Царукяна А.А. В жалобе так же указано, что при назначении дополнительного наказания в виде конфискации принадлежащей Царукяну А.А. автомашины, суды не приняли во внимание положения части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 1 статьи 25 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ. По мнению заявителя, судами так же не учтены те обстоятельства, что Царукян А.А. является инвалидом первой группы, что он парализован на обе ноги и передвигается на инвалидной коляске в специально оборудованном для передвижения автомобиле.
Истребованное по вышеуказанной жалобе дело поступило в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики 23 апреля 2019 года.
Исследовав доводы жалобы, изучив дело, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности - 18 октября 2017 года) оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения с конфискацией предметов административного правонарушения.
Из пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) следует, что алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке. В частности, алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются в государственном органе, уполномоченном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N171-ФЗ под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N171-ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 названного закона, либо с маркировкой поддельными марками.
Как следует из материалов дела, 18 октября 2017 года примерно в 11 час. 00 мин. 18 октября 2017 года сотрудниками ОБДПС ГИБДД МВД на Федеральном контрольно-пропускном пункте "Урух" 497 км. +400м. федеральной автомобильной дороги "Кавказ" была остановлена автомашина "данные изъяты", госномер N, под управлением гражданина РФ Царукяна А.А, который перевозил алкогольную (спиртосодержащую) продукцию без сопроводительных, правоустанавливающих документов, не имеющей федеральных специальных марок, а именно 300 бутылок водки "Таежный край" емкостью 0,5 л. в количестве 300 бутылок.
18 октября 2017 года у Царукяна А.А. были отобраны письменные объяснения, согласно которым 18 октября 2017 года он приобрел водку "Таежный край" емкостью 0,5 л. в количестве 300 бутылок у неизвестного ему лица, которую он перевозил на своей автомашине "данные изъяты", госномер N, что эта продукция не имеет федеральных специальных марок, что сопроводительная документация к ним ему предоставлена не была, что в последующем примерно в 11 час. 00 мин. 18 октября 2017 года он был остановлен сотрудниками ОБДПС ГИБДД МВД на ФКПП "Урух" 497 км. +400м. федеральной автомобильной дороги "Кавказ", обнаружившими в названной автомашине эту алкогольную продукцию.
Определением инспектора ГИАЗ МО МВД России "Урванский" Маремукова Р.Т. от 19 октября 2017 года в отношении Царукяна А.А. возбуждено административное расследование по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отобранные образцы изъятой из его автомашины алкогольной продукции направлены на экспертизу.
Согласно справке об исследовании ЭКЦ МВД по КБР N 1553 от 25 октября 2017 года жидкость в бутылке с этикеткой "Таежный край", представленная на исследование, не является водкой, указанного наименования и не соответствует требованиям ГОСТ 12712-13, является спиртосодержащей жидкостью крепостью 38,0 ?.
В письменных объяснениях, отобранных 7 сентября 2018 года, Царукян А.А. так же признал, что был остановлен примерно в 11 час. 00 мин. 18 октября 2017 года сотрудниками ОБДПС ГИБДД МВД на ФКПП "Урух" 497 км. +400м. федеральной автомобильной дороги "Кавказ", что в вышеуказанной автомашине, которой он управлял, сотрудники ДПС обнаружили 300 бутылок водки "Таежный край" емкостью 0,5 л. Он пояснил, что приобрел эту алкогольную продукцию, что автомашину "данные изъяты", госномер N, он продал по договору купли-продажи в марте 2018 года гражданину Сергею Ивановичу, фамилию которого он не помнит, что копия договора купли-продажи автомашины у него не сохранилась, что сведениями о местонахождении автомашины он не обладает.
12 сентября 2018 года ведущим специалистом-экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу Гармашевым М.С. в отношении Царукяна Армена Андраниковича составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 18 октября 2017 года примерно в 11 час. 00 мин. Царукян А.А, управляя автомашиной "данные изъяты", госномер N, перевозил алкогольную (спиртосодержащую) продукцию без сопроводительных, правоустанавливающих документов, не имеющей федеральных специальных марок, а именно 300 бутылок водки "Таежный край" емкостью 0,5 л.
Письмом от 19 сентября 2018 года административный материал, составленный в отношении Царукян А.А, направлен по подведомственности мировому судье судебного участка N 1 Лескенского судебного района Кабардино-Балкарской Республики.
С учетом совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вывод судов обеих инстанций о виновности Царукян А.А. в совершении вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в незаконном обороте путем перевозки на принадлежащем ему транспортном средстве алкогольной продукции без федеральных специальных марок является законным и обоснованным.
Указанные действия правильно квалифицированы по части 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что протокол об административном правонарушении по частью 4 статьи 15.12
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Царукяна А.А. был составлен 18 октября 2017 года, в то время как постановление по делу вынесено лишь 8 октября 2018 года, не влечет отмены обжалуемых постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Царукяна А.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имели место 18 октября 2017 года, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек 18 октября 2018 года, в то время как постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности вынесено 8 октября 2018 года, то есть с соблюдением названного процессуального срока.
Доводы жалобы о нарушении процессуальных прав Царукяна А.А, предусмотренных положениями статей 25.1 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалами дела не подтверждаются. При рассмотрении дела суды обеих инстанций известили его о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается имеющимися в деле судебной повесткой, отчетом об отслеживании почтового отправления N 36133627066922 (л.д. 75, 75, 104). Дело рассмотрено районным судом с участием Царукяна А.А. Кроме того, жалоба не содержит указания о том, в чем конкретно выразилось нарушение прав Царукяна А.А.
Указание в жалобе о неправомерном применении дополнительного вида наказания в виде конфискации транспортного средства автомашины Ниссан Кашкай, госномер к872оо,26, без учета того обстоятельства, что Царукян А.А. является инвалидом, подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в абзацах 3,4 пункта 23.2 его постановления "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24.03.2005г. N 5, изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности. Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Пунктом 6 части 1 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрено, что автомобильный транспорт, используемый для перевозок спиртосодержащей продукции подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, изъятие принадлежащего Царукян А.А. транспортного средства не является конфискацией, то есть видом административного наказания.
Учитывая, что материалами дела подтверждается, что указанный автомобиль использовался Царукяном А.А. для незаконного оборота алкогольной (спиртосодержащей) продукции мировой судья вопрос его изъятия из незаконного оборота в соответствии с требованиями положений статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и разъяснениями, содержащимися в пунктах 23.2, 28 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Лескенского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 8 октября 2018 года и решение Лескенского судебного района КБР от 17 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Царукян А.А, оставить без изменения, жалобе представителя Царукян А.А. - Щекина М.А.- без удовлетворения.
И.о. председателя Верховного Суда
Кабардино-Балкарской Республики М.З. Ташуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.