Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Фетисовой Н.А., поданную в интересах акционерного общества "Кондитерско-булочный комбинат "Черемушки" на вступившие в законную силу постановление N 1010-559-1/2017 заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 19 декабря 2017 года, решение судьи Кузьминского районного суда города Москвы от 05 марта 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 18 октября 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 1010-559-1/2017 заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 19 декабря 2017 года акционерное общество "Кондитерско-булочный комбинат "Черемушки" (далее АО "КБК "Черемушки", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Кузьминского районного суда города Москвы от 05 марта 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 18 октября 2018 года, вышеуказанное постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба защитника Фетисовой Г.А. без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Фетисова Г.А. просит об отмене вышеназванных актов административного и судебных органов и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие у Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, осуществляющего региональный государственный экологический надзор, полномочий по вынесению в отношении Общества постановления, поскольку деятельность Общества на объекте, поставленном на государственный учет в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежит федеральному, а не региональному государственному экологическому надзору; соглашением между Росприроднадзором и Правительством Москвы полномочия по контролю за соблюдением юридическими лицами порядка учета в области обращения с отходами Правительству Москвы не передавались; ошибочность выводов суда о том, что Общество включено в список объектов, установленного в рамках соглашения, поскольку в п. 583 Списка указана иная организация - ОАО "КБК "Черемушки"; чрезмерная суровость назначенного судом наказания в размере выше минимального, с учетом того, что ранее Общество к административной ответственности не привлекалось, выявленные нарушения устранило до вынесения постановления; малозначительность вмененного в вину правонарушения; дело и жалобы рассмотрены должностным лицом и судебными инстанциями с нарушением требований о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и принципа презумпции невиновности.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления должностного лица и судебных решений.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ, положения данного закона приведены в настоящем постановлении в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности).
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение ( п. 2 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно п. 4 данной статьи индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).
В силу пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами, устанавливающий, как следует из пункта 1 данного документа, требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Согласно п. 4 указанного Порядка учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.
В силу п. 5 Порядка учета в области обращения с отходами учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО). Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица указывают класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Пунктом 6 Порядка учета в области обращения с отходами установлено, что данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу ( приложения 2, 3, 4 к Порядку).
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 20 Порядка).
Как следует из материалов дела АО "КБК "Черемушки", основным видом деятельности которого является производство хлебобулочных и кондитерский изделий, поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о чем выдано свидетельство от 23.05.2017 N ***, с присвоением кода объекта *** и II категории негативного воздействия на окружающую среду.
На основании задания прокуратуры города Москвы от 26 июля 2017 года о проведении проверки соблюдения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов и решения прокурора округа о расширении предмета проверки от 30 октября 2017 года, Прокуратурой ЮВАО города Москвы в период с 31 октября 2017 года по 30 ноября 2017 года в отношении АО "КБК "Черемушки" (по адресу: г. Москва, ул. Академика Скрябина, дом 9, корп. 2) была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены допущенные Обществом нарушения положений ст. ст. 11, 14, 18, 19 Федерального закона N 89-ФЗ, Приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721, выразившееся в следующем:
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не утвержден в установленном порядке;
- таблицы данных учета в области обращения с отходами, учетные документы установленного образца за 2016-2017 годы отсутствуют;
- паспорта опасных отходов, образующихся в результате ведения хозяйственной деятельности и эксплуатации помещений, отсутствуют.
По данному факту 14 ноября 2017 года прокурором ЮВАО города Москвы в отношении АО "КБК "Черемушки" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, на основании которого 19 декабря 2017 года заместителем главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования охраны окружающей среды города Москвы в отношении АО "КБК "Черемушки" вынесено постановление N 1010-559-1/2017 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 150 000 рублей
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и виновность АО "КБК "Черемушки" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 ноября 2017 года; решением прокурора ЮВАО города Москвы о проведении проверки от 30 октября 2017 года; рапортом старшего помощника прокурора административного округа Н*** О.Н.; свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 17 ноября 2017 года; договором аренды нежилых помещений и другими материалами дела.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях АО "КБК "Черемушки" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и перечисленным выше доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались должностным лицом и судьями районного суда и Московского городского суда и получили надлежащую оценку в судебных постановлениях в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо, а также нижестоящие судебные инстанции правильно применили положения законодательства об охране окружающей среды и законодательства об административных правонарушениях и пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях АО "КБК "Черемушки" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о соблюдении АО "КБК "Черемушки" экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства либо объективной невозможности исполнения вышеуказанного законодательства, в связи с чем должностное лицо административного органа и судебные инстанции сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что обжалуемое постановление вынесено неуполномоченным на то должностным лицом, в связи с тем, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы осуществляет региональный государственный экологический надзор, а деятельность Общества на объекте, поставленном на государственный учет в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежит федеральному государственному экологическому надзору, являлся предметом судебной проверки и обоснованно отклонен судьей Московского городского суда по изложенным в судебных актах мотивам, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ.
Статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по федеральному государственному экологическому надзору могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426 утверждено Положение о федеральном государственном экологическом надзоре, согласно которому федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции.
Соглашением между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды, заключенным в г. Москве от 21.03.2014 (далее Соглашение), установлено, что в целях выполнения настоящего соглашения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования передает, а Правительство Москвы принимает осуществляемые на территории города Москвы полномочия в области охраны окружающей среды в соответствии с пунктами 2.2, 2.3 статьи 2 настоящего Соглашения.
Согласно п. 2.2 Соглашения полномочия в области охраны окружающей среды передаются в отношении объектов, список которых формируется и утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Москвы не позднее 30 дней после вступления в силу настоящего Соглашения. Пересмотр и актуализация списка объектов производится ежегодно с момента его утверждения и является его неотъемлемой частью.
Пунктом 2.4 Соглашения установлено, что реализацию передаваемых полномочий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории города Москвы от имени Правительства Москвы осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
В вышеуказанный список объектов, в отношении которых полномочия Росприроднадзора передаются Правительству Москвы в рамках Соглашения, включен ОАО "КБК "Черемушки" (юридический адрес: 117420, г. Москва, ул. Наметкина, д. 10а, ИНН ***) (пункт 583 Списка).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении АО "КБК "Черемушки" (юридический адрес: г. Москва, ул. Академика Скрябина, дом 9, корп. 2, стр. 3, ИНН ***), его правопредшественником является ОАО "Кондитерско-булочный комбинат "Черемушки" (ИНН ***.
Таким образом, АО "КБК "Черемушки", являясь правопреемником ОАО "Кондитерско-булочный комбинат "Черемушки" (ИНН ***), включенного в список объектов, в отношении которых полномочия Росприроднадзора переданы Правительству Москвы в лице Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, обоснованно привлечено к административной ответственности постановлением должностного лица.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела и жалоб должностное лицо и судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям АО "КБК "Черемушки" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и виновности АО "КБК "Черемушки" в его совершении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу АО "КБК "Черемушки" не усматривается.
Административное наказание АО "КБК "Черемушки" назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ. Оснований для признания его чрезмерно суровым и изменением в связи с этим, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения АО "КБК "Черемушки" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление N 1010-559-1/2017 заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 19 декабря 2017 года, решение судьи Кузьминского районного суда города Москвы от 05 марта 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 18 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Кондитерско-булочный комбинат "Черемушки" оставить без изменения, жалобу защитника Фетисовой Н.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.